Расширяя грани сотрудничества
– Исторически наше сотрудничество начиналось с вопросов промышленной кооперации. И мы начали развивать предприятия, которые занимаются выпуском белорусской продукции. На первом этапе мы организовали сборку. А сейчас мы уже занимаемся вопросами глубокой локализации. По различным видам техники она составляет около 30 процентов. Мы ставим задачу выйти на 50 процентов. И именно эти проекты обсуждались в ходе визита в Костанайскую область и Нур-Султан. Такая линия была поддержана Президентом Казахстана. Мы наметили конкретные индикаторы выполнения этих задач. Знаем, что нужно сделать обеим сторонам для того, чтобы выйти на новые объемы производства белорусской техники. Президент Казахстана одобрил выработанную странами стратегию. Он подчеркнул, что промышленность, сельское хозяйство, ветеринария и строительство – те сектора, где Правительство Казахстана готово оказывать необходимую поддержку, в том числе и финансовую для того, чтобы наши совместные предприятия заработали еще успешнее. А только сборочных предприятий нашей страны тут 10. Поэтому меры поддержки, которые будут оказаны, безусловно, отразятся и на эффективности их работы. Впереди большая, сложная, но результативная работа.Премьер-министр Роман Головченко и Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
– Надо отметить, что вдобавок ко всему Казахстан имеет выгодное географическое расположение. Для нас это бесспорный плюс. Ведь производя тут продукцию, мы имеем кратчайшую логистическую цепочку выхода на рынок Азии.
– Для нас Казахстан очень важный торгово-экономический партнер. И в СНГ занимает третье место по нашему экспорту. А если не считать Украину, которая лишь формально осталась в СНГ, то это второй партнер. Помимо того, что Казахстан сам для нас важен как рынок, при этом он занимает очень важное положение в Центральной Азии. В том числе мы говорили о том, что наша новая продукция, которая будет тут выпускаться, будет ориентирована на другие рынки. В частности, в Китай. За счет экономии логистических издержек мы сможем с обоюдной выгодой экспортировать продукцию в Китай. И это одна из задумок ускоренного развития белорусской техники и пищевой промышленности в Казахстане.
Дела союзные
– Не можем не спросить о сотрудничестве с нашим основным торгово-экономическим партнером – Россией. Насколько известно, сейчас продолжается процесс согласования так называемого интеграционного пакета. В какой он стадии и удалось ли найти точки соприкосновения по вопросам, по которым оставались разногласия?– Отмечу, что в этом вопросе достигнут существенный прогресс. Фактически речь идет уже о согласовании технических моментов. Я постоянно нахожусь в плотном контакте со своим коллегой Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным. Кроме того, активную работу ведут заместители премьер-министров. Практически еженедельно проходят встречи. И есть уверенность, что в оставшиеся месяцы весь пакет союзных программ будет сформирован. Это создаст для нас новый план работы в рамках Союзного государства. Мы договорились, как будем гармонизировать законодательство, каким образом будем выстаивать равные условия субъектам хозяйствования через создание единого регулирования, основанного на единых принципах администрирования налогов, их структуры. Поэтому уверен, что от этого выиграют все, а в первую очередь белорусские производители, которые получат равные условия работы с российскими предприятиями. А во-вторых, мы будем понимать, как мы будем совместно развивать промышленность, сельское хозяйство. По сути, это будет штаб для того, чтобы уйти от всех проблем, когда мы тратили деньги на создание одних их тех же компетенций. Имея согласованный план действий, мы будем четче и лучше понимать, как нам развивать наши отрасли экономики.
Взвешенный подход
– Недавно ЕС официально ввел секторальные санкции в отношении нашей страны. По задумке и заявлениям авторов санкционных пакетов, ограничительные меры должны обрушить нашу экономику. Аналитики более сдержаны в своих оценках, но тем не менее предрекают значительное падение ВВП страны. Вы, как руководитель Правительства, что можете сказать по поводу этих прогнозов и какие будут шаги со стороны нашей страны в ответ на санкции?– Ответить на этот вопрос хотелось бы афоризмом, который гласит, что о вкусе устриц надо спорить с теми, кто их ел. Поэтому я не знаю, на каких расчетах они основываются в своих прогнозах. Не исключаю, что они призваны вызвать некий шок и трепет в обществе. Поэтому мы стараемся более четко оценивать влияние секторальных санкций, которые введены. В Правительстве выработан четкий план действий, как работать в данных условиях. О каких-то потерях говорить не хочется, потому что мы знаем, что большинство прогнозов в отношении Беларуси не сбываются. Уверен, что и в этот раз прогнозы не сбудутся. Но при этом мы станем еще более мотивированными, и более жесткие условия работы вынудят нас двигаться вперед еще быстрее, активнее выходить на новые рынки и прирастать на действующих за счет новых проектов.
Что касается моей оценки происходящего, то она не изменилась. Повторюсь еще раз: введение санкций дискредитирует политику Евросоюза в отношении Беларуси. И декларировать миссию "ради белорусского народа" по меньшей мере цинично и беспринципно. Для примера достаточно посмотреть, чем обосновываются санкции, которые вводятся против наших предприятий. Например, экономические санкции против ОАО "МАЗ" вводятся на основании того, что Президент страны назвал его одним из ведущих машиностроительных предприятий, против ОАО "БЕЛАЗ" – так как Глава государства назвал его национальным достоянием и брендом Беларуси. И поэтому эти предприятия заслуживают экономического наказания?
Мы предупреждали о том, что санкции без ответа не останутся. Хочу подчеркнуть, что комплекс мер в ответ на западные санкции готов. Мы выбираем наиболее адекватные меры реагирования из того набора, который мы выработали и о котором доводили сигнал нашим партнерам. Думаю, не за горами то время, когда мы эти решения примем и озвучим. При этом хочу заверить – будет обеспечена поддержка всех слоев населения, которые могут пострадать от санкций.
– Сейчас многие аналитики дискутируют по поводу того, кому и зачем выгодны санкции в отношении Беларуси. Хотелось бы услышать Ваше мнение, зачем нужна Западу такая агрессивная политика, почему именно сейчас звучит такая недружественная риторика и все-таки кому это выгодно?
– Для меня лично все на поверхности. Здесь нет ничего от экономики. Это банальный шантаж и политическое давление на страну. И собственно говоря, наши партнеры этого и не скрывали. Потому что в СМИ всплывала информация о подготовительных шагах по поводу санкций. Были выбраны сектора и отрасли, которые дают республике приток денежных средств, выручку и валюту. Цель не скрывается – ухудшить уровень жизни населения, породить социальное недовольство и через эти процессы перейти к смене власти. И не надо быть аналитиком и политологом, чтобы этого не заметить. Тем более что анализ санкций и формулировок, которыми объясняется введение тех или иных санкций в отношении предприятий, убедительно показывает, что их авторы крайне слабо понимают, что происходит в Беларуси. Мне жаль юристов Евросоюза, которые готовили такие смешные формулировки. Это следствие полной девальвации системы международного права. Поэтому маски сброшены, цели понятны, и всем очевидно, для чего все это делается.
Выверенная стратегия
– В планах Правительства стоит задача диверсификации экспорта. И в известной формуле одна треть отводится как раз европейскому рынку. В ситуации с санкциями и недружественными действиями Запада рассматривается ли вариант переориентации этой доли на другие рынки?– Я бы сейчас не фокусировался на каких-то пропорциях. Да, действительно, когда мы не были свидетелями такого агрессивного поведения в отношении нас со стороны Европейского союза, у нас была задача держать их долю порядка 30 процентов, и мы успешно к ней шли. Но сейчас условия изменились, соответственно, изменилась и стратегия. Она уже меняется, и для нас неизбежен поворот в Азию, как мы его называем. Полностью мы не уйдем с европейского рынка и будем продолжать поставлять туда продукцию, которую они не запретили нам. Но сейчас вопрос в другом. Мы активно ищем варианты замещения без привязки к определенной цифре. Задача – не упасть, и она реализуется.
– Если говорить об инвестиционном взаимодействии с европейскими финансовыми институтами, которые в том числе участвовали в реализации инфраструктурных проектов в Беларуси, то им рекомендовано со стороны руководства ЕС прекратить сотрудничество с Беларусью даже по тем проектам, которые уже начали реализовываться. Прорабатываются ли альтернативные источники финансирования?
– Действительно, у нас был и остается серьезный пакет проектов, который был одобрен европейскими финансовыми институтами, и приняты все необходимые решения. Не исключено, что будут приниматься разъясняющие акты от ЕС. Насколько я информирован, действия этих санкций не распространяются на ранее заключенные соглашения. Но даже если они по каким-то причинам поставят их на паузу, либо откажутся от реализации, мы знаем, как заместить эти ресурсы. Все деньги в Европе не находятся. Поэтому работаем с азиатскими инвесторами и фондами других государств. Возможно, потребуется определенное время, но мы настроены и намерены в случае худшего развития ситуации заместить эти ресурсы.
Прогноз – положительный
– Предлагаем поговорить о работе экономики нашей страны. Фактически завершено полугодие. Что удалось достичь за это время, а где еще надо поднажать во втором полугодии, чтобы достичь намеченных на этот год целей?– Итоги работы экономики за полугодие мы подведем немного позже. Могу лишь анализировать данные за 5 месяцев. За этот период экономика работала неплохо. Прирост ВВП составил более 103 процентов. Прибавили все отрасли, за исключением строительной, которая не успела набрать нужный темп по ряду причин. Был достаточно долгий процесс согласования инвестиционной программы, затрудненный доступ к кредитным ресурсам. Но вся промышленность страны набрала очень хорошие обороты. И как видите, капитуляционные прогнозы в отношении нас не сработали. Сейчас мы уделяем особое внимание всем без исключения отраслям, как они будут работать в новых условиях. Потому что это новая реальность, которую мы сейчас изучаем. Лично у меня никаких негативных ожиданий нет. Есть настроенность на серьезную работу. Мы намерены выполнить все те задачи, которые перед собой поставили. И никаких отговорок, что нам помешали какие-то санкции, мы для себя не приемлем. Задачи не менялись. Все те целевые индикаторы, которые были заложены, – должны быть выполнены. На что будем больше обращать внимание – на динамику.
Для нас самый важный индикатор – промышленность. И то, что все сектора промышленности вышли на восходящую траекторию, – это системный фактор. И я бы не стал говорить, что это эффект низкой базы прошлого года. На самом деле, последствия пандемии начали сказываться позже. И если говорить, кто порадовал и удивил, – это промышленность, которая давно не показывала таких темпов. Тут много факторов сыграло – это и отложенный спрос во многих отраслях наших основных внешнеторговых партнерах, и динамичная работа на новых рынках.
Очень важный элемент – услуги. Весомый вклад дает сектор ИТ. Это опять-таки в противовес тем, кто предрекал исход программистов из Беларуси.