Когда я был ребенком, то хотел, чтобы родители купили мне игровую приставку и видеомагнитофон. В школьные годы уже просил компьютер и мобильный телефон. Современные дети не видят жизни без смартфонов и планшетов. А у наших родителей, бабушек и дедушек за счастье считался цветной телевизор или карманное радио. Сегодня порассуждаем о главном устройстве современности и попытаемся понять, что нас ждет впереди.
Немного цифр
Любые разговоры о том, что продвинутые гаджеты сейчас могут себе позволить только богачи, — полная ересь. И я объясню почему. Для начала давайте взглянем на статистику роста пользователей смартфонов за последние 10 лет.
В 2024‑м количество владельцев смартфонов достигло 60 процентов населения Земли. С каждым годом приток пользователей колеблется в среднем от 15 до 20 процентов. Соотнесем эти данные с ежегодным демографическим приростом, и при грубых расчетах получается, что гипотетически к 2029 году количество владельцев смартфонов сравняется с численностью мирового населения. Означает ли это, что все станут богатыми? Отнюдь. Статистика говорит о том, что технологии с каждым годом становятся доступными для более широкого круга лиц.
К тому же чем ниже цена — тем выше спрос. Так работает экономика, и это правило проецируется на любую сферу. В угоду максимальному охвату аудитории цены на любые товары и услуги со временем неизбежно снижаются, хоть и до определенного минимума.
В долгосрочной перспективе не столько революционность разработки, сколько доступность сильнее влияет на успешное будущее технологии. Если стоимость можно снизить — ее будут снижать. Если можно выйти на новый рынок сбыта, то на него обязательно выйдут.
Время первых
Давайте проведем эксперимент: спросите у своих друзей или близких, какая компания выпустила первый смартфон. Скорее всего, вариантами будут Apple, Motorola, BlackBerry, Siemens или Nokia. Но нет, первый смартфон создала компания IBM в 1992‑м. И имя ему Simon.
Несмотря на то что IBM Simon опередил свое время, скорее всего, вы слышите об этом супергаджете впервые. А знаете почему? Общество тогда попросту не испытывало потребности в таком обширном спектре функций, который давал аппарат. Из требований к мобильным телефонам в лучшем случае были возможность звонить и определять номера. Даже записные книжки с календарями и те были аналоговыми (читай — бумажными). К тому же смартфону в 1992 году просто негде было развернуться: не существовало мобильного интернета, не говоря уже о других важных службах. С питанием у аппарата тоже было не все гладко: его батарея разряжалась до нуля за час. Но главное, что отпугнуло потребителей, — цена свыше 1000 долларов.
К чему был этот заплыв в историю? Пример с «Саймоном», как, впрочем, и множество других подобных случаев, хорошо иллюстрирует, что для прорыва, способного изменить будущее, мало иметь идею и работающую технологию. Для достижения ключевой точки, после которой технология интегрируется в нашу жизнь, важны еще два фактора: доступность и массовость.
Универсальная форма
Для понимания того, куда дальше двигаться, важно знать, откуда мы пришли. Поэтому давайте еще немного поностальгируем и вспомним пестрые модели телефонов из нулевых. Это важно для нашей истории.
Если порыться по архивам интернета, можно обнаружить причудливые экземпляры всевозможных форм и расцветок. Тогда каждый производитель пытался выделиться на фоне конкурентов и предложить свое видение индустрии. Оглядываясь назад, про себя удивляешься, как можно было не потеряться в этом технологическом зоопарке. Но если задуматься, выбор никогда не был чем-то сложным.
♦ Постоянно приходится работать с текстом и быть на связи с бизнес-партнерами — имиджевый BlackBerry Curve 8300 с расширенной клавиатурой создавался специально для тебя.
♦ Нравится находиться в центре внимания и быть законодателем моды — стильная раскладушка Motorola RAZR V3 не позволит остаться незамеченным.
И так во всем. Для музыки — Sony Ericsson, для игр — Siemens. Продолжать можно до бесконечности. Но, подытожив полет мысли, могу сказать: каждый из телефонов тех лет проектировался под конкретную задачу и пользователь сам решал, что для него важно.
Я не зря вначале упоминал презентацию Стива Джобса. В какой-то степени она стала судьбоносной, выведя индустрию из стагнации и определив ее вектор развития на десятки лет.
Apple предложила всему миру универсальный концепт и принципиально новый способ взаимодействия с цифровой средой.
С выходом iPhone изменился образ мысли, поменялось восприятие гаджетов и степень их присутствия в жизни людей. Отрекшись от ненужных статичных физических элементов системы, пользователь получил интуитивно понятный динамичный сенсорный интерфейс. Исчезла необходимость выбирать из плеяды разномастных устройств — все функции и возможности уместились под черным глянцевым экраном, в котором отразился лик современности.
Тупик или развязка
В современных гаджетах переплетаются сотни технологий. Многие из них развивались как параллельно, так и независимо друг от друга. Смартфоны стали квинтэссенцией всех технологий, предшествовавших им.Но телефонами называем мы их скорее по инерции, отдавая дань памяти их первоочередной функции — связи. Теперь уже сами смартфоны стали отправным плацдармом для новых технологий. Вот взять, к примеру, нашумевшие нейросети. Сегодня каждый производитель повсеместно внедряет эти решения в свои гаджеты. Немного оговорюсь: на самом деле процесс начался гораздо раньше, но это тема для отдельного выпуска.
В целом развитие отрасли в ближайшем будущем многим видится в расширении функционала привычных устройств. Но есть нюансы.
Все производимые девайсы, принявшие концепцию универсальной формы, с течением времени неотвратимо начали терять свою индивидуальность. Проще говоря, если в компании друзей выложить на стол свой гаджет, то наверняка никто не сможет с полной уверенностью назвать его марку. Все отличия упираются в расположение и количество камер, цвет и начинку.
Все смартфоны стали заложниками той самой формы. И теперь уже она тормозит развитие.
И снова здравствуйте
Сегодня производители смартфонов опять пытаются привлечь внимание к своим брендам и выделиться на фоне безликих устройств. Но все эти гибкие, складные, раздвижные смартфоны-рулоны скорее тупиковые ветви развития. Я не знаю ни одного человека, кого заинтересовал бы гибкий или складной смартфон, к тому же с сенсорным экраном. Владелец, носящий в кармане такой кирпич, который при каждом вызове ему приходится разворачивать до размеров листа бумаги, выглядит по меньшей мере смешно.
В основе любого прогресса лежат риск и инновации. А многие производители никак не могут взять в толк, что смартфоны давно уже эволюционировали от формы к сути, а битва между устройствами сменилась войной экосистем.
Мечта автора
Вот увидите, технология гибких дисплеев еще выстрелит, но в какой-нибудь другой сфере по соседству. Мне их применение видится в полиграфии. Представьте, один раз покупаете многостраничный сенсорный смарт-журнал, а контент, будь то газеты, комиксы или книги, с интерактивной анимацией получаете из интернета прямо на гибкие листы-экраны. Девайс сохранит для эстетов удовольствие от перелистывания страниц и к тому же вдохнет вторую жизнь в печатную отрасль. Вот это будет настоящая портативная электронная библиотека. Видится мне, что первыми такую разработку начнут бойкотировать продавцы книжных стеллажей.
Будь что будет?
Основной недостаток нынешнего главного гаджета современности кроется в движении. Его нужно постоянно доставать из кармана, брать в руки и держать перед глазами.Может, в качестве нового способа взаимодействия попробовать голосовое управление? К тому же оно успешно реализовано даже в нынешнем поколении устройств. Да вот только что-то не видно на улицах людей, кричащих в свои гаджеты и раздающих им голосовые команды. Управление системой таким образом на постоянной основе видится неудобным, ведь порой так хочется помолчать.
Следующей ключевой точкой по всем канонам должно стать принципиально новое решение, хоть и опирающееся на предыдущие технологии. А тут уже целый веер из вариантов, что способна породить человеческая фантазия.
Все отовсюду трезвонят о том, что будущее за нейрочипами, подключенными напрямую к мозгу. Но как говорят американцы — oh come on. Это выражение легким движением адаптируется в отечественное «ой, да ладно». Ну правда, кому в здравом уме захочется сверлить себе череп, чтобы имплантировать туда даже самое навороченное устройство. Конечно, такие желающие найдутся, но это явно не будет носить массовый характер, а без него ничего не получится. Уж скорее весы склонятся в сторону съемных имплантов, по типу смарт-очков или линз. К тому же развитие метавселенных, виртуальной и дополненной реальностей изо всех сил подталкивает общество именно к этому. Осталось только дождаться снижения цен на VR/AR-гарнитуры.
Смартфоны стали символом технологического прогресса XXI века. Они объединили функции, которые раньше выполняли десятки устройств, и открыли доступ к бесконечному потоку возможностей. И каким бы ни было будущее, ясно одно — смартфоны в том или ином виде останутся неразрывно связаны с нашей жизнью.