Россия, Иран и Индия разворачивают маршруты мировой торговли

Главная дорога

Наша страна готова подключаться к совместным проектам

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке Президент России Владимир Путин объявил о старте масштабного логистического проекта. Будет сформирован единый транспортный коридор «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока, который даст импульс предпринимательству, обновлению городов и поселков, сказал он. Этот проект в связке с формирующимся транснациональным транспортным коридором «Север — Юг» говорит о глобальных изменениях в мировой логистике, а значит, и в межконтинентальной торговле.

Международный транспортный коридор «Север — Юг»

По данным Всероссийского института научной и технической информации РАН.

От Волги до Енисея

Первая задача инфраструктурного проекта «Россия» — плотно «сшить» транспортное материковое сообщение между российским западом и Приморьем. Выход контейнерных поездов из западной и центральной России к порту Владивосток для Москвы имеет определяющее значение с тех пор, как главное таможенное управление Китая добавило главный порт Приморья в качестве транзитного для товаров внутренней торговли.
Таким образом Китай становится ключевым партнером России, обойдя по объемам товарооборота Европейский союз. В 2022 году торговля между Россией и Китаем выросла на 29,3 процента до 190,27 млрд долларов, что стало историческим рекордом.
Совершенно понятно, что на новый национальный транспортный коридор как на главную транспортную артерию через несколько лет окажутся «нанизанными» самые разнообразные проекты: логистические хабы, новое развитие населенных пунктов, местные транспортные маршруты, новые предприятия и аграрные кластеры. Таким образом «Россия» становится одним из крупнейших инфраструктурных проектов со времен БАМа и Транссиба. Впрочем, с точки зрения логистики это далеко не главный проект современной федерации.

Дорогой Афанасия Никитина

Помимо транспортного коридора «Россия» и Северного морского пути, не менее перспективным в ближайшие годы видится переток грузов еще в одном направлении. Для России он был открыт и опробован еще Афанасием Никитиным, а сейчас этот торговый маршрут набирает обороты под именем «Транспортный коридор Север — Юг». Многие годы и даже столетия южное направление для евроориентированной России было далеко не первостепенным. Торговля с Западной Европой была значительно выгоднее по причине и короткого плеча перевозки, и более тесных связей, и, соответственно, большей выгоды.

С появлением на карте мира Советского Союза отношения с Большим Югом стали теснее и торговля активнее. Новые контуры товарооборота с государствами южного направления появились в начале двухтысячных. Тогда между Россией, Ираном и Индией в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг». Главная его цель — ускорить передвижение товаров между опорными пунктами маршрута — Мумбаи и Санкт-Петербургом — по сравнению с другими товаропроводящими путями.
Изначально планировалось, что товар из одной точки в другую дойдет за 15 - 24 дня, тогда как путь через Суэцкий канал занимает от 30 до 45 суток. Вскоре к пулу основателей маршрута присоединились еще восемь стран, в том числе Беларусь, Азербайджан, Оман, Сирия.
Тем не менее до начала 20‑х годов XXI века развитие этого маршрута шло ни шатко ни валко. Первый звоночек для мировой торговли прозвенел в тот день, когда контейнеровоз Ever Given перегородил Суэцкий канал утром 23 марта 2021 года. Освободить путь, через который идет 12 процентов мировых грузов, и стащить груженый корабль с мели удалось только через шесть суток. Блокировка канала в итоге обходилась мировой торговле в 9,6 млрд долларов в день — это только по причине простоя судов. Плюс из-за задержки поставок на 5 процентов поднялись нефтяные котировки. Новое дыхание коридору «Север — Юг» придали и санкции, которым оказались подвергнуты Беларусь и Россия в 2022 году.

Южный трест

После того как западный транспортный коридор оказался существенно ограничен для Союзного государства, а Восточное и Азово-Черноморское направления перегружены, южный вектор стал постепенно выходить на первый план. На протяжении года Беларусь и Россия во взаимодействии с партнерами по Евразийскому экономическому союзу проделали масштабную работу по развертыванию грузопотока в направлении южных портов.
На российской территории стержневым является железнодорожное направление Бусловская (Выборгский район) — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань. Это маршрут, который позволяет Беларуси включиться в активную деятельность по перевалке товаров в направлении Ирана и Индии.
Рязань, Саратов, Волгоград и Астрахань для нашей страны могут выступать в качестве логистических хабов для продукции. Астраханская область и вовсе предлагает Беларуси построить в своем порту отдельный терминал для собственно белорусских товаров и приема грузов с южного направления. Таким образом, коридор «Волга — Каспий — Иран — Индия» аналитиками рассматривается как принципиально новый трансконтинентальный маршрут, который в перспективе окажет значительную конкуренцию существующим путям передвижения товаров.
Уже в первом квартале 2023 года перевозки по коридору «Север — Юг» выросли в два раза, достигнув 2,3 млн тонн. За весь прошлый год по маршруту прошло около 14,5 млн тонн грузов.
Конечно, эти цифры пока неровня показателям существующего Азово-Черноморского коридора: только сухих грузов через порты этого бассейна было перевалено свыше 121 млн тонн, а общая перевалка составила 263 млн тонн. Проблема участникам проекта понятна: на маршруте Север — Юг есть слабое место. Между Россией и Ираном отсутствует прямое железнодорожное сообщение. Товары перегружают на суда и через Каспийское море переправляют в иранские порты, откуда железной дорогой контейнеры следуют дальше на юг.

Рост значения транспортного коридора заставил Тегеран в последнее время заняться модернизацией своей железнодорожной сети и логистического хозяйства. В результате минимальный срок доставки контейнеров в индийский порт Нхава-Шева на Аравийском море в июне 2022 года составлял 25 дней, что уже быстрее, чем морем. Понятно, что стоимость доставки морскими контейнеровозами дешевле, чем железными дорогами. Но и здесь у новой трассы есть резерв. Россия вкладывает 1,5 млрд долларов в строительство дороги от азербайджанской станции Астара до иранского Решта, точки на южном побережье Каспия.
После завершения работ пропускная способность транспортного коридора увеличится до 30 млн тонн грузов в год. А срок доставки товаров из Мумбаи в Санкт-Петербург снизится до десяти дней, в то время как маршрут через Суэцкий канал, мы помним, занимает до семи недель.

Возможный новый мир

С учетом увязки всех формирующихся сегодня транспортных коридоров через территорию России нужно вести речь о геополитическом изменении ситуации на Евразийском континенте.
Закрывающийся для Союзного государства блок западных стран своими руками провоцирует тектонические сдвиги в мировой торговле. Развитие инфраструктурных и транспортных проектов России, включение ЕАЭС в коридор «Север — Юг» говорят о том, что геополитический статус Российской Федерации значительно меняется в ее пользу.
Сейчас Россию следует осмысливать не как восточное продолжение Западной Европы, а как Север Большой Евразии. Заявление Владимира Путина о том, что транспортный коридор «Север — Юг» поможет наладить поставки товаров в Африку, свидетельствует, что в Кремле новый статус России осознают и, более того, серьезно работают над его закреплением.

По итогам санкций, объявленных в отношении Союзного государства, формируется новая мировая реальность, в которой Западной Европе может достаться роль евразийской периферии. Россия способна собрать серьезные дивиденды в виде развития Дальнего Востока, Каспийского региона и Поволжья, получающих наибольшие финансовые и инфраструктурные выгоды от разворота в направлении Большого Юга и Востока.
А Беларусь? Беларусь в этой новой реальности получает небывалые возможности работы и с российскими, и с иранскими, и с индийскими портами. Плюс бонус — выход на самый перспективный рынок — африканский. Контуры этого нового будущего можно видеть уже сегодня.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter