Территория промбазы была обследована с помощью квадрокоптера.
Проблема уходит корнями в 2015 год. ИП Рудский из Березы имел лицензию на право работы с отходами 1 — 3‑го класса опасности. ООО «Белинвестторг‑Сплав» по договору именно ему доверило вывезти с предприятия более 8 тысяч тонн свинцовой золы. Предприниматель гарантировал обеспечить инновационную переработку и отправить товар в Россию. На деле же свинцовые отходы только на бумаге превратились в минеральную добавку. Рудский со своим земляком индивидуальным предпринимателем Жуковичем почти два года ссыпали этот «инновационный продукт» на площадке бывшего завода в Зеленом Бору и частично захоранивали там же. Хозяева площадки — ДСУ‑32 ОАО «ДСТ № 4 г. Бреста» — не интересовались деятельностью арендаторов. Часть территории, принадлежащей смежным землевладельцам — предприятию «Бреставтодор» и Ивацевичскому лесхозу, как выяснилось, была занята коммерсантами самовольно. Ни у кого они разрешения не спрашивали и никого не боялись.Информация об опасности отходов дальше территории промбазы не выходила.
В отличие от золы, которая въедалась в землю, разлеталась по округе, придавая близлежащим деревьям неестественный цвет. Жители Зеленого Бора стали задавать вопросы...
— На трех участках были взяты пробы почвы, на двух из них обнаружили превышающее допустимое содержание свинца. Мы предъявили претензии землевладельцам, и вред, принесенный окружающей среде, был возмещен, — о том, как тайное стало явным, вспоминает заместитель председателя Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Шилинчук.
Сергей Шилинчук показывает, как выглядит земля после вывоза золы.
Вместе с Березовским РОВД комитет провел контрольные мероприятия. В деятельности Рудского выявились грубые нарушения законодательства и признаки уголовно наказуемых деяний. В апреле 2017 года комитет обратился в прокуратуру с просьбой создать межведомственную рабочую группу по проверке финансово‑хозяйственной деятельности предпринимателя. Вскоре было возбуждено уголовное дело — за уклонение от уплаты налогов, а потом второе — за нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами («Подложил свинца», «СБ» за 3 августа 2017 года).Золу в Зеленый Бор предприниматели вывозить перестали. Чтобы избежать ответственности, быстро покинули страну, оставив всех с вопросом: кто будет наводить порядок, за какие средства? Прокуратура и облкомитет природных ресурсов и охраны окружающей среды обратились в суд. В результате совершенные между ИП Рудским и ООО «Белинвесторг‑Сплав» сделки по отчуждению отходов были расторгнуты. Суд вернул предприятию право собственности на золу. После этого оно и занялось расчисткой территории.
— Завод стал жертвой незаконных действий недобросовестных предпринимателей, но в то же время принял решение понести серьезные финансовые расходы, связанные с утилизацией. ООО «Белинвестторг‑Сплав» является социально ответственным бизнесом, — заверяет Александр Юнкевич, менеджер по корпоративному управлению охраной окружающей среды группы компаний 1ak‑grup, которой принадлежит завод в Белоозерске.
Вместе с Александром Юнкевичем и Сергеем Шилинчуком идем по территории, где складировалась зола. Не идеальная чистота, но и не те горы свинцового пепла, которые довелось увидеть два года назад.
На наших глазах два закрытых автомобиля уходят в Могилевскую область. Третий — под загрузкой. Грузится для перевозки в место санкционированного захоронения так называемый полиэтилен вторичный, который ранее классифицировался как товар и был куплен ИП Жуковичем у «Белинвестторг‑Сплав». По требованию Брестской областной инспекции Госстандарта запрещена его реализация, и данный продукт переработки аккумуляторов классифицирован как отход.
Отходы третьего класса опасности по документам назывались минеральной добавкой.
Интересуюсь у представителя «Белинвестторг‑Сплав», почему в партнеры для утилизации отходов был выбран молодой и неопытный предприниматель Рудский, у которого и образования‑то профильного нет, а не специалисты со стажем и репутацией?— В чем мы должны были сомневаться, если у человека имелась лицензия Минприроды? — вопросом на вопрос отвечает Александр Юнкевич.
Скупой, как известно, платит дважды. Предприятие сначала заплатило Рудскому и Жуковичу за переработку отходов — более 400 тысяч долларов. Потом самим же пришлось произвести работу над ошибками — собрать и вывезти золу на полигон. На это ушло почти два миллиона долларов.
Сергей Шилинчук рассказал, что работы по ликвидации мест несанкционированного хранения и захоронения золы свинцовой велись под постоянным контролем:
— Соблюдались все меры безопасности по погрузке и транспортировке. После завершения вывоза золы и загрязненного грунта неоднократно организовывались субботники, территория вручную и с помощью специализированной уборочной техники очищалась от остатков загрязнения.
Сергей Шилинчук добавил, что природоохранными и санитарными службами, Полесским аграрно‑экологическим институтом Национальной академии наук не раз исследовались почвы в поселке Зеленый Бор, питьевая вода, поверхностные воды на предмет их возможного загрязнения свинцом. Все чисто.
Более того, были обследованы все близлежащие промплощадки, карьеры, полигоны ТКО, леса и сельскохозяйственные угодья, в том числе с применением квадрокоптера. В другие места предприниматели золу не возили. Можно не волноваться.
А куда, интересуюсь, «Белинвестторг‑Сплав» отправляет свои отходы сейчас?
— К сожалению, свинцовую золу после утилизации аккумуляторов не научились перерабатывать нигде в мире. Мы заключили договор с фирмой, которая вывозит ее на полигон промышленных отходов «Вишневка» в Бобруйский район, там зола захоранивается, — Александр Юнкевич не сомневается, что на сей раз партнер попался порядочный.
А председатель Ивацевичского райисполкома Александр Грицук надеется, что ученые помогут с рекультивацией в Зеленом Бору:
— Полесский аграрно‑экологический институт Национальной академии наук в ноябре 2018 года заключил договор с ООО «Белинвестторг‑Сплав» на выполнение научной работы по оценке уровня загрязнения тяжелыми металлами почвы и грунтовых вод возле поселка Зеленый Бор с разработкой рекомендаций по восстановлению земель.
Сейчас промбаза бывшего асфальтобетонного завода «Нехачево» передана в аренду китайскому инвестору, который занимается деревопереработкой. Сомнений в экологической безопасности на территории у работников нет.
КСТАТИ
В 2018 году на реализацию природоохранных мероприятий в Брестской области из местных бюджетов было направлено около 4,6 миллиона рублей. Ликвидированы 544 несанкционированные свалки. Рекультивировано 36 выведенных из эксплуатации мини‑полигонов. В Березовском районе введен в строй первый пусковой комплекс нового полигона ТКО для Березы и Белоозерска. Планово‑регулярной санитарной очисткой охвачены все населенные пункты области. Во всех районах созданы пункты сбора и места временного хранения ртутьсодержащих отходов от населения. Сбор отработанных элементов питания осуществляется в 356 стационарных пунктах в объектах торговли, образования, на участках ЖКХ.
ЦИФРЫ
До 2022 года на территории Беларуси планируется закрыть все мини‑полигоны для твердых коммунальных отходов. Таких мини‑полигонов стало уже значительно меньше: в 2010 году их было 3.203, в 2018‑м — 938.
kozlovich@sb.by