Генерал Вперед

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения талантливого полководца, одного из самых выдающихся советских танкистов - гвардии генерал-майора Ази Асланова...

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения талантливого полководца, одного из самых выдающихся советских танкистов - гвардии генерал-майора Ази Асланова.


Славному сыну азербайджанского народа было суждено стать последним дважды Героем Советского Союза в истории великой страны. Последний по времени награждения (вторая давно заслуженная Золотая Звезда нашла своего кавалера лишь 21 июня 1991 года), он по праву находится среди первых в списке 17 советских танкистов, дважды удостоенных высшей награды СССР. И дело тут не только в алфавите.


Асланов получил у бойцов почетное прозвище Генерал Вперед, не имея за плечами ни танкового училища, ни академии. Еще его называли Танковый Суворов: воевал и побеждал действительно не числом, а умением, неся при этом минимальные потери. О его личной храбрости и неустрашимости ходили легенды. Ази Агадович семь раз успешно прорывался со своими танкистами из окружений, был пять раз ранен, тяжело контужен, горел в танках, но победа всегда оставалась за ним. Думается, весьма символично, что первым дважды Героем Советского Союза в истории СССР стал легендарный белорус Сергей Грицевец, а последним - не менее легендарный азербайджанец Ази Асланов, удостоенный второй Золотой Звезды за героизм, проявленный при освобождении Белоруссии.


Первые испытания


Начало войны застало майора Асланова под городом Золочев восточнее Львова командиром автотранспортного батальона 10-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса. Дивизия вступила в бой 23 июня и уже 26-го участвовала в нанесении знаменитого контрудара в районе Бродов. Ценой больших потерь немецкие танки были остановлены, а на отдельных участках и отброшены.


С тяжелыми боями дивизия отступила к Бердичеву, где попала в окружение. Но едва удалось пробиться из окружения под Бердичевом, как попали в следующее - под Уманью. Прорвались и из него, но вновь угодили в "котел" - под Киевом. Потеряв в ожесточенных боях всю технику, оставшиеся в живых аслановцы все же вышли и из этого кольца.


Закаленный боями на Украине, зимой горестного сорок первого года майор Асланов воюет уже под Москвой, на самом танкоопасном Волоколамском направлении. Здесь он вновь стойко сражается в окружении, садится вместо раненого механика-водителя за рычаги танка, смело идет на прорыв и выводит из вражеского кольца не только своих танкистов, но и колонну автомашин с боеприпасами. Для того времени, когда на учете был каждый снаряд и их распределял чуть ли не сам Сталин, этот подвиг многого стоит.


Ази Агадович получает повышение, становится подполковником и отправляется на Крымский фронт - заместителем командира 55-й отдельной танковой бригады. Здесь его ждали тяжелейшие бои под Керчью. Потеряв все танки, он ходит в атаку на обшитом стальными листами обычном тракторе, прозванном острословами танком НАИ, что означало "на испуг". Поначалу, пока немцы не разобрались, что к чему, это грохочущее чудовище себя оправдывало и смертельный испуг фрицам обеспечивало. В конце концов, был потерян и НАИ, а прижатые врагом к морю танкисты где вплавь, а где на подручных средствах с трудом переправились через Керченский пролив на Тамань.


Герой Сталинграда


По-настоящему звездным оказалось для Асланова участие в самой грандиозной и ожесточенной битве Второй мировой войны - Сталинградской. Именно под Сталинградом гитлеровский вермахт был послан в глубокий нокдаун, от которого не смог оправиться до самого конца войны. Ази Агадовичу было суждено участвовать в трех самых ключевых сражениях, когда решалось все.


В конце июля 1942 года лучший в германской армии 14-й танковый корпус генерала Виттерсгейма начал операцию "Прыжок пантеры", целью которой был захват переправы через Дон у Калача и прорыв по кратчайшему направлению в самый центр Сталинграда. К рассвету 25 июля действовавшая в авангарде немецких войск 16-я танковая дивизия любимца Гитлера, убежденного нациста генерала Хубе, была уже в двух километрах от Калача. Но все карты фашистам спутал неожиданный контрудар 1-й танковой армии, которая едва успела переправиться на западный берег Дона. В составе 55-й танковой бригады 28-го корпуса этой армии ринулся навстречу фашистам и подполковник Ази Асланов. Страшный встречный танковый бой стоил нашим танкистам 57 танков. Но в итоге противник был отброшен на шесть километров от переправы, а в руки Асланова попал портфель из разбитого штабного автомобиля, в нем оказались документы чрезвычайной важности - план операции "Прыжок пантеры"! Он был срочно доставлен в штаб Сталинградского фронта. "Прыжок пантеры" с треском провалился, врагам не удалось с ходу прорваться к Сталинграду. Начались затяжные, кровопролитные бои на подступах к городу. За проявленные в сражении у Калача мужество и героизм Асланов получил свою первую награду - орден Красной Звезды.


Остатки 55-й бригады вывели в тыл, где на ее базе был сформирован ставший впоследствии легендарным 55-й отдельный танковый полк, который по ходатайству комбрига Лебеденко возглавил подполковник Асланов. Этот полк вошел в состав 4-го механизированного корпуса, который в составе Сталинградского фронта 20 ноября 1942 года перешел в стремительное наступление с целью окружения 6-й немецкой армии Паулюса. В авангарде корпуса действовал полк Асланова. 21 ноября он первым прорвался к железной дороге Сталинград - Сальск и перерезал ее.


23 ноября в 16 часов в районе хорошо знакомого Асланову Калача наши танкисты соединились с войсками Юго-Западного фронта и замкнули кольцо окружения. В Сталинградский "котел" угодили 22 дивизии и 160 отдельных частей - более 300 тысяч солдат и офицеров! Участием только в этой операции можно было бы гордиться всю оставшуюся жизнь. Но у Ази Асланова и его танкистов впереди было одно из самых драматических и кровопролитных сражений Сталинградской битвы, которое потребует от них запредельных, нечеловеческих усилий и воистину железной выдержки.


Виновник немецких кошмаров


Взбешенный неудачей 6-й армии Гитлер потребовал немедленно прорвать кольцо окружения. Для этого привлекались лучшие силы вермахта. Срочно создавалось управление группы армий "Дон", для чего из-под Витебска в район Сталинграда перебрасывался штаб 11-й немецкой армии во главе с генерал-фельдмаршалом фон Манштейном, которого Гитлер считал лучшим оперативным умом Германии. Ему поручалось проведение операции "Зимняя гроза" по спасению армии Паулюса.


Основной удар на узком участке фронта, вдоль железной дороги Тихорецк - Сталинград, наносила группа генерал-полковника Гота, на острие которой действовала элита немецких танковых войск. Кроме того, специально для этой операции лично Гитлер отжалел недавно сформированный экспериментальный батальон тяжелых танков "Тигр", которые впервые направлялись на советско-германский фронт для участия в наступлении.


Начались ожесточенные бои на реке Аксай и в районе хутора Верхне-Кумский, который несколько раз переходил из рук в руки. Невиданную стойкость, упорство и мужество проявили танкисты 55-го полка подполковника Ази Асланова и бойцы 1378-го стрелкового полка подполковника Михаила Диасамидзе. Оказавшись в самом пекле сражения, они в течение 5 суток, с 15 по 19 декабря, отбили около 30 яростных атак гитлеровцев, в каждой из которых на них бросали от 40 до 70 танков. Бои, несмотря на 30-градусный мороз, не прекращались ни днем ни ночью. Это был сущий ад, но даже в нем Асланов не терял нити управления боем. Умело маневрируя, танкисты огнем из засад и ударами во фланги не только наносили фашистам тяжелые потери, но и вынуждали их отступать. Сплошной линии фронта не было, поэтому спасала только грамотно применяемая Аслановым подвижная оборона.


Немцы от этих боев "не по правилам" и собственного бессилия приходили в дикую ярость. Захваченных в плен раненых советских танкистов они обливали бензином и сжигали. Подмочили свою репутацию и хваленые "Тигры", неудача которых была свалена немецкими генералами опять же на "неправильную войну" и сильные морозы.


Танк главного виновника немецких кошмаров подполковника Асланова появлялся на самых опасных участках обороны. Т-34 образца 1942 года, как известно, был "слеп" - у него очень плохой обзор, и Асланов воевал с открытым люком. Танкисты видели фигуру своего командира, руководящего боем, на башне танка, и это придавало им силы и уверенности. В этих боях Асланов сменил две подбитые "тридцатьчетверки". Когда загорелась третья и из нее никто не выбрался, бойцы с горечью подумали, что их командир погиб. Но Асланову и в этот раз удалось все же выбраться из полыхающего танка...


22 декабря 1942 года все центральные газеты Советского Союза напечатали Указ Президиума Верховного Совета, в котором "за проявленные бесстрашие и героизм, умелое и мужественное руководство подчиненными частями" советским воинам присваивалось высокое звание - "Герой Советского Союза". В Указе были всего две фамилии - азербайджанца Асланова и грузина Диасамидзе.


Один из немецких стратегов генерал Меллентин после войны подвел в своих мемуарах итог сражению у хутора Верхне-Кумский и на реке Аксай: "Не будет преувеличением сказать, что битва на берегах этой безвестной речки привела к кризису третьего рейха, положила конец надеждам Гитлера на создание империи и явилась решающим звеном в цепи событий, предопределивших поражение Германии". Жаль, что эти строки Ази Агадовичу Асланову прочитать было, увы, не суждено. Но его имя навсегда вписано в историю Сталинградской битвы: сегодня в Волгограде есть улица Асланова, а на святом для каждого сталинградца Мамаевом кургане установлена мемориальная плита в его честь.


"Узе будем брать Плещеницы"


Именно так, с характерным для него юмором и кавказским акцентом, любил говорить Ази Агадович, произнося "уже" не иначе как "узе". Поправлять его было бесполезно. Сверкнув лукавой улыбкой, он все равно говорил по-своему: "узе". После окончания академических курсов при военной академии бронетанковых войск и присвоения звания генерал-майора Ази Асланов, получив под командование 35-ю гвардейскую бригаду, был переброшен на 3-й Белорусский фронт для участия в операции "Багратион". Являясь главной ударной силой 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса, его бригада 25 июня 1944 года была введена в прорыв с целью выхода к реке Березина, форсирования ее и освобождения райцентра Плещеницы. Это был важный узел четырех шоссейных дорог, захват которого не давал немцам возможности для отступления со стороны Зембина и Бегомля.


Вооруженная мощными американскими танками "Шерман" и английскими "Валентайн", бригада Асланова, словно нож сквозь масло, прошла через боевые порядки немцев и ушла в рейд по тылам противника. В этой обстановке неудержимый и бесстрашный Ази чувствовал себя как рыба в воде. Его "Виллис" поспевал буквально всюду. В эфире только и слышалось знаменитое "Узе давай вперед!". Вышестоящее командование зачастую просто не успевало за стремительными бросками бригады Асланова. Только что она громила немцев в районе Сенно, а ее танки уже мчатся у Череи и Холопеничей. Совершив ночной 25-километровый марш по болотным топям и с ходу форсировав Сергучевский канал, передовой отряд бригады во главе с Аслановым первым из советских войск к 9 часам утра 28 июня достиг реки Березина и переправился через нее. К 12 часам мотострелки Асланова уже освободили Мстиж. Так как переправы для танков не было, Генерал Вперед принимает неординарное решение: затопить три танка "Валентайн" и, используя их как опоры, построить мост.


Не теряя времени и не ожидая танков, с рассветом 29 июня Ази Асланов с моторизованным батальоном автоматчиков, разведвзводом и артиллерийской батареей совершает стремительный марш и к 16 часам достигает Плещениц. В 3 часа ночи совместно с партизанами гвардейцы ринулись на штурм городка. Через 30 минут все было кончено, и по центральной улице уже мчался "Виллис" Асланова. Были уничтожены сотни нацистов и захвачено два боевых знамени. Потери аслановцев - четверо раненых и один убитый.


Командующий 3-м Белорусским фронтом генерал Черняховский был искренне восхищен личным героизмом Асланова и представил генерала за форсирование Березины и освобождение Плещениц ко второй Золотой Звезде Героя Советского Союза. И не успел он поставить аслановцам задачу овладеть железнодорожной станцией Вилейка, как в эфире вновь прозвучало знаменитое "узе": Вилейка была взята, опять же с минимальными потерями.


После Вилейки Асланов решил, что "узе пора брать Сморгонь"...


За бои в Белоруссии его бригада была награждена орденом Красного Знамени. Самого комбрига вместо второй звезды Героя 22 июля 1944 года удостоили ордена Суворова II степени. Почему? Трудно сказать. Возможно, причиной тому прямой, резкий, недипломатичный характер Ази Агадовича. Мне попался на глаза один архивный документ, в котором вышестоящий начальник приказывает выделить из числа захваченных его бригадой трофеев 15 автомашин, 5 мотоциклов и 50 велосипедов, на что Асланов решительно и аргументированно отвечает отказом и соглашается отдать только четыре грузовика. Он всегда горой стоял за интересы своей бригады и своих людей.


Реализовано представление Черняховского Указом президента СССР Горбачева лишь 21 июня 1991 года, согласно которому Асланов награждался орденом Ленина и второй Золотой Звездой Героя Советского Союза посмертно.


В январе 1945 года после очередного ранения генерала Асланова хотели отозвать с фронта в Баку - назначить на высокую должность в Азербайджане, но, увы, не успели. 24 января 1945 года в районе города Приекуле Асланов попал под минометный обстрел и получил смертельное ранение. На следующий день его не стало. За три дня до смерти Ази Агадовичу исполнилось всего 35 лет. Он погиб за три месяца до Победы...


***


Память о генерале Асланове и сегодня живет в Азербайджане. В Ленкорани открыт дом-музей Ази Асланова, его имя носят Дом офицеров, улица, школа и одна из станций метро в Баку.


Не забыт легендарный герой и в Беларуси. К улицам его имени в двух городах добавился и памятник в Вилейке. Лишь один факт огорчает и не дает мне покоя многие годы. В белорусских советских энциклопедиях всегда присутствовало имя генерала Асланова, а вот в изданных в суверенной Беларуси в 1993 - 1996 годах "Белорусской энциклопедии" и энциклопедии "Истории Беларуси" его уже нет. Неужели не достоин? По-моему, надо бы исправить да еще и за счет тех, кто допустил эту, мягко говоря, бестактность в отношении легендарного Генерала Вперед, память о котором дорога белорусскому народу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter