Деревянные домики с ажурной резьбой, сосновый бор, запах свежей стружки… В Бобруйский район на базу отдыха «Вербки» на конкурс-пленэр «Перевоплощение дерева» съехалось до 30 мастеров. Опытные папы Карло и те, кто впервые примерил на себя эту роль, несколько дней создавали шедевры на тему «Купальская ночь». В 2020-м из-за пандемии конкурс отменили, зато в этом году он стал международным.
Балетный станок на… деревообрабатывающий
Хрупкая красавица ловко орудует бензопилой, и под ее руками огромное бревно превращается в «Птицу Гамаюн».— Купальская тема близка всем славянам: белорусам, украинцам, россиянам. Так что долго не раздумывала над эскизом, — отложив в сторону инструмент, повествует 33-летняя украинка Яна Лапина.
На пленэре она впервые, но с деревообрабатывающими инструментами дружит давно.
Яна Лапина из Одессы.
— Окончила художественно-театральное училище по классу живописи, потом отделение графики, пять лет занималась балетом. Но решила сменить балетный станок и гипсовую лепку на деревообработку, — уточняет одесситка. — Теперь тружусь специалистом в «Горзелентресте»: создаю деревянные скульптуры, делаю скамейки для детских площадок. А еще устраняю последствия стихии — спиливаю поваленные грозой деревья. От пленэра в восторге: дерево — экоматериал, с ним приятно работать. Один запах стружки чего стоит!
Вместе с Яной в Бобруйский район приехал 36-летний Овнян Манукян.
— Армянин одесского розлива, — с улыбкой представляется скульптор. — Мы впервые в Беларуси, и впечатления самые радужные: шикарная природа, гостеприимные, душевные люди. Тут хочется жить и творить. Я, к слову, никогда заранее не рисую эскизы — ни на бумаге, ни в голове. Идею подсказывает само место и дерево. Мне нравится экспромт, импровизация.
Фантазии из дуба
Болгарки, стамески, фрезы… С их помощью творцы из Беларуси, России, Украины, Азербайджана, Венгрии в мастерской под открытым небом оживляют массивные 3-метровые дубовые бревна.— С осиной и липой работать проще: более мягкие, податливые, — объясняет 28-летний ремесленник из Бобруйска Александр Оленин, в паре со своей девушкой Вероникой Янковец создающий скульптуру по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». — Дуб более твердый, тяжелее поддается обработке, зато долговечнее. Такая скульптура прослужит 500 лет!
Александру, участвующему в пленэре в третий раз, с дубом не повезло: в одном месте оказался трухлявым.
— А там по задумке как раз должны быть лица. Но я не отчаялся, нашел выход из положения: заполнил пустоты, — поделился мастер.
— На пленэре мы хоть и соревнуемся за звание лучшего, но выступаем скорее не как конкуренты, а как коллеги. Мэтры открывают профессиональные секреты новичкам, — рассказывает 37-летний работник Чериковского лесхоза Дмитрий Витько. — Я вот почти оформил скульптуру «Купальское счастье»: из «папараць-кветкі» выходит девушка. Только с лицом вышла заминка. Гомельчанин Виктор Россолов, витеблянин Максим Сиваков и минчанин Анатолий Серченя посоветовали, как сделать его более утонченным.
— Организация конкурса, место, участники — всё на высшем уровне, — включается в разговор Таяш Абдулаев из Баку. — Я мусульманин, мясо не ем, и мне вместо шашлыка предлагают рыбу. Силы ведь нужны, чтобы творить!
Дмитрий Витько из Черикова.
Высокое искусство
65-летний Виктор Россолов — мастер производственного обучения Гомельского колледжа народных художественных промыслов — на конкурсе представляет трон, на который можно забраться с разных сторон по импровизированным деревянным тропинкам. А два года назад изваял из дерева старика Хоттабыча:— Прототипом стал мастер Анатолий Серченя. Увидев его, я сказал: «Ты ж и есть Хоттабыч: обаятельный, глаза горят, да и седая борода в наличии!» Он и согласился мне позировать.
Серчене 70 лет. Подтянутый, подвижный, он дает фору молодым: пока те рубят и пилят, раз десять за день успевает искупнуться в Березине, на берегу которой расположена база отдыха «Вербки». У Анатолия Константиновича, много лет проработавшего художником-оформителем, свой стиль:
— Не люблю выхолощенных поверхностей, множества деталей: в скульптуре должна быть недосказанность, загадка.
Анатолий Серченя из Минска.
В руках его деревянной монахини — «Вратарницы» — свеча и четки. Рядом дубовый трон, у подножия которого запечатлен спящий человек.
— 6 июля был праздник иконы Божией Матери «Вратарница Угличская» («Неугасимая Свеча»), — раскрывает задумку мастер. — Есть легенда: храм, где она находилась, решили ограбить недобрые люди. Однако, придя среди ночи, не смогли осуществить задуманное: увидели сторожа, со свечой ходившего у входа. Им померещилось, ведь сторож преспокойно спал в своей каморке. Местные рассудили: на защиту святыни встала сама Богородица.
Рукотворная история
О том, для чего незамужние девчата на Купалье пускают на воду венки, ремесленник из Горок Александр Дамарацкий узнал на пленэре. И подарил венок своей красавице «Купальщице».Белорусский колорит — васильки, пшеничные колосья, аиста — воплотил в своей работе сотрудник Бобруйского «ФанДОКа» Сергей Малков:
— На пленэре две номинации: «Монументальная скульптура» (фигуры высотой от 2,5 до 4 метров) и «Художественная резьба» (мелкая скульптура, картины). Я отдал предпочтение резьбе. Сочинил «Птицу счастья». 2021-й проходит под знаком Года народного единства, и мой посыл таков: белорусы всегда будут жить в мирной стране, растить хлеб, рожать детей, гостеприимно встречать друзей.
— Идея пленэра — популяризация творчества, ручного труда, выявление талантливых мастеров, обмен опытом, — подчеркивает заместитель гендиректора по работе с персоналом ОАО «ФанДОК» Марина Овсяник. — Авторов лучших творений награждаем дипломами, денежными призами. В этом году учредили приз зрительских симпатий.
Впрочем, с пустыми руками никто из участников не уезжает: поощряют каждого. А деревянные шедевры остаются, чтобы украсить «Вербки», парки, скверы, детские площадки Бобруйска и района.
СПРАВКА «СГ»
На базе отдыха «Вербки» ОАО «ФанДОК» конкурс резьбы по дереву проходит в третий раз. Организаторы — концерн «Беллесбумпром», Белорусский профсоюз работников леса и природопользования, Бобруйский горисполком и ОАО «ФанДОК».
kislyak@sb.by