Жизнь мудрее всех нас, и она всегда дает ответы на любые вопросы: кто был прав, а кто поддался эмоциям и ошибался, кто манипулировал словами, пытаясь раскачать ситуацию и снять политические сливки, а кто стоял на страже справедливости и порядка. Время открывает все потайные кармашки с правдой, позволяет взять в руки факты, повертеть, пощупать их и понять очевидность того, что раньше казалось размытым и неясным. Но за ошибки всегда нужно платить – это тоже жизнь, и в этом ее мудрость.
Станислав Драгун – один из лучших футболистов страны новой эры. За его плечами годы успешной карьеры в российских клубах, минском «Динамо», БАТЭ и сборной Беларуси, с которой он выиграл бронзу молодежного чемпионата Европы, выступал на Олимпиаде в Лондоне, был капитаном. Стас всегда слыл человеком рассудительным и подчеркивал: мое дело футбол, я его люблю, в нем понимаю, им наслаждаюсь. Но и его в 2020 году накрыло волной политического водоворота, когда шла борьба за национальную независимость, когда пришлось сражаться с открытой попыткой интервентов сломать нам хребет. Футболисты не занимали в той борьбе какой-либо активной позиции, но некоторая часть записала известное видео с призывом «против насилия». Как уверяет сегодня Станислав Драгун, говоря за себя, произошло это на эмоциях, не удалось справиться с давлением. Да и призыв, по его словам, не был направлен кому-то конкретно, а касался всех участников. Теперь Стас многое понял. Особенно после того, как те, кто сбежал из страны, став на путь информационного экстремизма, продолжали с упорством выставлять Драгуна как сочувствующую их идеям жертву, как врага режима, вынужденного молчать. Станислав решил наконец избавить наших футболистов от прилипшего клише молчунов, собрал пресс-конференцию и открыто высказал свою гражданскую позицию.
– Станислав, чья была инициатива собрать эту пресс-конференцию?
– Это наше совместное решение с Министерством спорта и туризма. Во-первых, потому что я принял решение завершить футбольную карьеру. А во-вторых, потому что не утихает информационный шум вокруг моей персоны в интернете. Надо расставить акценты, а потому хотел бы лично донести свою позицию до всех.
– Ты наверняка слышал выражение «В футболе и в политике разбираются все». Понятно, что это совсем не так, везде свою нюансы и специфика, поэтому вопрос такой: должен ли спортсмен – и футболист в частности – разбираться в политике? Не рискует ли он быть втянутым в темную, мутную историю помимо своей воли и ради чьих-то интересов, что может сильно навредить карьере и жизни?
– Прежде чем ответить, хочу, руководствуясь собственным опытом, предостеречь футболистов, особенно молодых, от поспешных необдуманных решений и заявлений. Посоветовать им сосредоточиться и заниматься своим делом, футболом, игрой и ни в коем случае не лезть в те дебри, в которых ничего не понимаешь. Даже если вдруг покажется, что понимаешь здесь все. Пример этого – я. Человек, который полез не туда, куда надо, не совладал с тем давлением, которое оказывалось. Каждый должен заниматься своим делом, спортсмены – спортом, футболисты – футболом, а политики – политикой.
– В нынешних непростых политических реалиях нашим футболистам еще повезло: они хоть на нейтральном поле и без зрителей, но имеют возможность выступать во всех международных турнирах. Нет ни жестких банов, ни тотальной изоляции. А можешь ли ты поставить себя на место любого другого белорусского или российского спортсмена, который всю жизнь тренировался ради достижения результата и победы, а какой-то вшивый политик ему с ехидной улыбочкой на губах говорит: никуда ты не поедешь, дружок, и твои проблемы нас не волнуют.
– В вашем вопросе кроется очевидный ответ: это полностью политизированное решение. Конечно, я представляю, как обидно сейчас тем, кто занимается индивидуальными видами спорта. Футболистам, конечно, тяжело, они вынуждены выступать вдали от дома, без зрителей, но они хотя бы могут играть. Уверен, что если бы они могли проводить матчи на родных стадионах, результаты были бы гораздо лучше.
– Запрещена и национальная символика, в чем видно явное намерение и попытка нас обезличить. Ты долго выступал за сборную Беларуси, был ее капитаном. Насколько важны и ценны для футболистов такие краеугольные камни национального самосознания, как флаг, герб, гимн?
– Безусловно, это важно. Прежде всего с точки зрения поднятия морального духа. Но в данных условиях, когда наш спортсмен выигрывает и поднимается на пьедестал, пусть даже нет на его форме белорусской символики, не играет гимн и развевается нейтральный флаг, это все равно победа Беларуси. И все это понимают. Страна знает своих героев и относится к этим победам как к своим.
– Очень часто болельщики упрекают игроков нашей сборной, что они не поют перед матчем гимн. Особенно это бросается в глаза, когда рядом, обнявшись, в каком-то прямо исступлении свой гимн с невероятными эмоциями исполняют соперники. С чем это связано? Это наш менталитет? Стесняются? Или просто не знают слов?
– Может, вопрос вокальных данных? А если серьезно, я бы не стал на этом очень акцентироваться. Те же итальянцы или представители других стран южных регионов более импульсивны. Наши – скромные, зажатые, сконцентрированные на игре, им часто просто тяжело выплескивать эмоции на людях.
– И все-таки: есть у ребят из сборной понимание того, что они призваны, чтобы защищать честь страны? Или настроение такое, что каждый сам за себя, а играют только за премиальные?
– Каждый понимает, что это сборная Беларуси, что мы играем за страну. Это объединяет, это двойная ответственность. Ребята из разных клубов собираются вместе и из соперников превращаются в единомышленников: цель у всех одна – отстаивать престиж страны. В спорте так было и есть: чем выше результат, тем круче страна.
– Вам приходилось слышать в последнее время, что белорусских футболистов называют молчунами, так как они не озвучивают свою гражданскую позицию? Причем из уст засевшей за границей пятой колонны это подается под тем соусом, что вы все подлецы и приспособленцы. Почему, на твой взгляд, футболисты молчат?
– Думаю, во многом потому, что эта тема уже набила оскомину, от нее устали. Давление всем надоело, все хотят просто играть в футбол. Всякие призывы вызывают раздражение, если говорить о так называемых оппозиционных СМИ.
– Тебя ведь тоже пытались и пытаются втягивать в эти грязные игры. Фамилия Стаса Драгуна, как далеко не последнего человека в белорусском футболе, часто мелькает в интернете в роли некоего скрытого символа, противника режима и чуть ли не засланного казачка.
– Для этого в том числе собрана данная пресс-конференция. Чтобы я мог открыто лично заявить: не надо делать из меня оппозиционера. Я не подписывал никаких писем, никуда не уехал, я люблю свою страну, я хочу работать на благо белорусского футбола, если ему понадобятся мои знания и накопленный опыт. Но и сегодня постоянно приходится испытывать давление. В 2020 году я с ним не справился, хотя играл на больших стадионах, испытывал эмоциональный пресс многотысячной толпы болельщиков. Всем известно записанное в те дни футболистами видео «Футболисты против насилия». Но мы записывали его исключительно с мирной целью, против насилия со всех сторон и не предполагали, что впоследствии оно будет восприниматься как какое-то супероппозиционное. Все люди против насилия – это аксиома. Однако потом с другой стороны все перекрутили так, что из нас сделали врагов режима. А дальше – больше: видео им уже стало мало, следующий шаг – иди на баррикады, куда-то еще. Нет, ребята: стоп, хватит. Я еще перед хаосом 2020-го в одном из интервью сказал: это не моя война. Я не политик, я футболист. Этой позиции придерживаюсь и сейчас. Попробовал, понял: это совсем не то, чем стоит заниматься профессиональному спортсмену.
– Белорусский футбол в последнее время много критикуют, а те представители медиа, кто покинул страну, из-за границы и вовсе поливают его помоями, не чураясь откровенных оскорблений, в том числе и игроков. И это, конечно, не потому, что футбол стал вдруг плохой – нормальный у нас футбол, он и раньше был плюс-минус такой же. Просто у них такая повестка, которую нужно отрабатывать. Как на вас влияет вся эта грязь?
– Я не понимаю людей, которые работают на разрушение. Поливать помоями – это проще всего. А с другой стороны, что им еще остается?
– Сейчас на футболках каждого клуба у всех участников первенства страны нанесен государственный флаг. Правильно ли это, на ваш взгляд?
– Я только за. Это ведь чемпионат Беларуси, верно? Какой же еще должен быть флаг?
– В арсенале представителей той самой сбежавшей пятой колонны есть вопрос, который они любят задавать всем: вы за БЧБ флаг или за государственный?
– Конечно, за государственный! Какой-то даже странный вопрос.
– Играть за сборную страны – это значит быть патриотом?
– В спортивном плане – безусловно, но патриот как таковой – это гораздо более обширное и глобальное понятие. Реннан Брессан, например, бразилец, выступал за Беларусь, выкладывался, но его все равно вряд ли можно назвать патриотом нашей страны в полном понимании этого слова.
– Что для тебя патриотизм?
– Любовь к своей земле, родным, тому месту, где родился.
– По твоему мнению, достаточно ли делается в нашей стране для развития спорта и футбола?
– Государство делает для спорта очень много – это факт бесспорный. Наверное, как ни в одной другой стране. Государство в Беларуси – самый главный и основной инвестор в спорт, поэтому открываются стадионы, строятся поля… В моем детстве не было искусственных газонов почти в каждом районе.
– Что вы можете сказать о тех деятелях, кто покинул страну и активно призывает к изоляции белорусского спорта, старается уничтожить его, лишить поддержки, делает все, чтобы навредить стране и своим бывшим коллегам, друзьям. Какие чувства у вас это вызывает?
– Обиду, наверное. Знаете, трудно выразить словами отношение к людям, которые работают на разрушение белорусского спорта. Решил уехать – пожалуйста, но не надо нам рассказывать оттуда, как жить, что-то запрещать и в чем-то ограничивать. Эти призывы не несут ничего хорошего, и отношение к ним соответствующее. Мы же не рассказываем, как им там жить, так и вы нас здесь не трогайте.
Фото АБФФ