В 2019 году в Димитровграде Ульяновской области начало работу дочернее производство знаменитой кобринской игрушечной фабрики «Полесье». За пять лет в российском филиале белорусского предприятия освоили выпуск более тысячи единиц продукции, расширили присутствие на рынке СНГ и получили неофициальный статус «Потенциальный убийца ЛЕГО». На примере предприятия ознакомились с трендами на рынке игрушек.
Белорусская фабрика «Полесье» давно известна и любима во многих странах. Белорусские игрушки долгие годы вызывают положительные эмоции детей во всем СНГ. В конце 2010-х компания задумалась о расширении.
В качестве места нового предприятия был выбран Димитровград Ульяновской области. Факторов для выбора именно этой локации было сразу несколько. Во-первых, город — территория опережающего развития, здесь для производителей действуют существенные налоговые льготы. Во-вторых, очень удобная логистика: совсем рядом производители сырья, а вокруг — необъятный российский рынок. В третьих, федеральные и региональные субсидии на развитие бизнеса.
— По сути дела, мы пришли на площадку, уже подготовленную под размещение производства. Так что смогли получить сразу в одном месте максимальную концентрацию всех выгод, которые на тот момент были возможны, — говорит директор димитровградского предприятия «Полесье» Вячеслав Гнутов.
Сейчас на предприятии работают 230 человек, действует 39 термопласт-автоматов, но возможности позволяют увеличить это количество вдвое. Благо спрос как минимум не падает.
— Еще в 2021 году рынок всех продаваемых в России игрушек делился примерно следующим образом: около 70 % китайских, примерно 20 % занимали производители Европы и Америки и порядка 10 % — отечественные производители, — объясняет Вячеслав Гнутов. — Американцы и европейцы ушли, оставили вот эти 20 %. Сейчас очень активно на рынке работает Китай, и в настоящее время производители КНР контролируют до 85 % рынка, у отечественных компаний – 15 %. Но мы стараемся конкурировать доступными нам средствами.
Несмотря на возможности Китая, белорусская игрушка популярности не теряет. Она, как говорят на предприятии, в хорошем смысле слова «неубиваема». И в ней соблюдены все экологические стандарты. Компания абсолютно открыта: любой аудитор в любой момент может посетить производство и увидеть, как производится товар, гордится директор.
— Мы постоянно проводим здесь экскурсии для детей и для взрослых. То же самое происходит и на нашей материнской компании в городе Кобрине. И мы гарантируем то, что предприятие использует только пищевые пластмассы, только пищевые красители и что наши игрушки на 100 % безопасны для детей, — констатирует Вячеслав Гнутов.
Своей миссией компания видит рост патриотизма. К нему детей начинают приучать с самого раннего возраста. Заключается он в том, что на предприятии отказались от игрушек по мотивам зарубежных комиксов и фильмов.
В качестве базы для новых игрушек приняли отечественные образы. К примеру, создали ряд фигурок по мотивам мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Сейчас «Полесье» ведет переговоры с правообладателем образа Дяди Федора и его друзей, компанией «Союзмультфильм». Ожидается, что совсем скоро они завершатся и игрушки поступят в торговую сеть.
Производитель обещает, что мама Дяди Федора, как и в мультфильме, будет иметь пять платьев.
Вторая часть патриотической миссии предприятия — выпуск игрушечных моделей отечественных автомобилей, тракторов, самосвалов.
— Проект по популяризации отечественных промышленных брендов начался со всем известного БЕЛАЗа, к 70-летнему юбилею завода выпустили вот эту игрушку, которая вот уже несколько лет пользуется серьезной популярностью, — снимает с полки желтый самосвал директор «Полесья».
— Следующим после БЕЛАЗа у нас пошел МАЗ. Сейчас производится порядка 18 моделей грузовика. Очень мне нравится их слоган: «Мощный среди сильных — первый среди равных».
— Еще один проект — это МТЗ. И здесь у нас тоже более 20 вариаций трактора «Беларус»: это и коммунальная техника, и сельскохозяйственная — с плугами, тележками.
Еще два проекта у «Полесья» реализуется с компаниями «Гомсельмаш» и «АМКОДОР».
В целом димитровградское предприятие выпускает 1100 наименований игрушек. Есть куда стремиться, комментирует директор: на головном предприятии номенклатура составляет почти 5000 наименований.
Впрочем, шоурум завода, в котором представлено всего-навсего полтысячи видов игрушек, способен увлечь. И не только детей.
— То есть уже сейчас ассортимент довольно широкий. Мы проводили здесь не так давно экскурсию для руководителей детских садов Димитровграда. Так они сказали, что наш ассортимент процентов на 80 закрывает потребность детских учебных дошкольных учреждений. Поэтому мы сейчас очень активно как раз заходим именно в этот сегмент рынка, — делится планами Вячеслав Гнутов.
Кроме этого, предприятие наладило сбыт в Поволжье, на Урал, в Сибирь и Дальний Восток. Плюс часть стран СНГ: Казахстан, Армения, вся юго-восточная часть содружества. Москву и западные регионы наполняет белорусскими игрушками головное предприятие из Кобрина.
А что касается ЛЕГО и неофициального статуса его «убийцы», то об этом на предприятии не особо задумываются: слишком многое еще нужно сделать. Хотя первые результаты уже есть.
— «Убийца ЛЕГО»? Ну, это, наверное, слишком громкий эпитет, потому что ЛЕГО — признанный мировой лидер, и мы у них очень многому научились в свое время. Но мы действительно гордимся тем, что успели освоить конструктор, который сделан по тому же принципу. Лицензия на принцип соединения размера у мировой компании закончилась несколько лет назад, поэтому мы на законных основаниях 6–7 лет назад уже начали производить конструктор, аналогичный ЛЕГО. И особенно гордимся, что конструктор «Полесье «Макси» абсолютно идентичен всем известному изделию. И по качеству абсолютно ничем не отличается, то есть технологически мы это импортозамещение сделали, — заключает Вячеслав Гнутов.
Фоторепортаж. Это вам — игрушки: белорусское предприятие в Ульяновской области завоевывает рынок
Фото:
Максим КОРОТКИН