Его мечта – сделать роботов, очень похожих на людей. Умные машины смогут думать, принимать решения и даже дружить. Руководитель лаборатории робототехнических систем Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Григорий Прокопович уверяет, что создание искусственного интеллекта – невероятно увлекательное занятие.
– Думали ли вы в первом классе, что станете ученым?
– Да. Уже в школе собирался быть, правда, не ученым, а изобретателем. Еще в детском саду воспитатели заметили мои склонности к техническому творчеству и, наблюдая, как я ловко собирал конструкторы, прочили мне карьеру архитектора. Да и с одноклассником повезло: у него родители – химики. Мы частенько устраивали дома импровизированную лабораторию, проводили эксперименты, собирали электрические цепи. Про роботов задумался ближе к поступлению. На первом курсе хотел создать искусственный интеллект, который бы за меня учился.
– Вы едете в лифте, и у вас есть не больше минуты, чтобы объяснить суть своей научной работы.
– С коллегами мы хотим разработать такие электромеханические устройства, которые органично впишутся в существующую экосистему. Безопасные, способные самостоятельно обучаться и развиваться. Любое животное, насекомое – это безупречный, усовершенствованный в процессе эволюции организм. Мы хотим создать что-то подобное, но искусственно. Те умные машины, которые уже придуманы, пока еще слишком далеки от того, чтобы работать как цельная, монолитная система. Сейчас мы занимаемся изучением принципов работы живого организма, процессов мышления и сознания.
– Когда ждать ваших новых разработок?
– Несколько лет назад я предложил роботизированные устройства, запатентовал и теперь работаю над их усовершенствованием. Хотя есть и определенные планы, например, найти закономерности, которые помогут описать внешний вид роботов и их систему управления в виде формул. Попробуйте в виде инженерного чертежа изобразить брокколи. Это практически невозможно. Но если представить систему в виде рекурсивной формулы, составить цепочку уравнений, то все получится. Прогнозировать, когда будут какие-то конкретные результаты, пока не возьмусь.
– У кого больше шансов сделать открытие: у гения или труженика?
– Если речь идет об этапе научного открытия, когда нужно придумать саму идею, то, наверное, это под силу тем, у кого для этого есть уникальные способности. При этом открытия гениев-одиночек рискуют остаться в столе. Таким ученым может не хватить трудолюбия, настойчивости, уверенности, чтобы донести открытие миру. Именно труженики способны подхватить задумку и превратить ее в полезную разработку, технологию.
– Что вы делаете по вечерам в пятницу?
– У меня трое сыновей, стараюсь уделять им как можно больше внимания. Поэтому в пятницу вечером, в выходные общаемся – играем, читаем. Со старшим сыном смотрим фантастические фильмы. Свои научные труды домой не ношу, хотя сыновья уже интересуются, как собрать робота и научиться им управлять.
Григорий Прокопович: на первом курсе хотел создать искусственный интеллект, который бы за меня учился
Формула мысли? А это мысль!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.