Победа на Гран-при Формулы-1 в Монако в мировом автоспорте считается одной из самой престижной. Переоборудованные в гоночную трассу городские улицы княжества вместе с обступающими их вплотную защитными барьерами – это опасный вызов для любого уровня пилотов. А если в дело вмешивается ещё и непогода, то для преодоления полной дистанции гонки от её участников требуется высший пилотаж.
Таковы реалии. И в это воскресенье их подтвердила жизнь. Нынешний Гран-при оказался не только испытанием для пилотов, но и тестом на профессионализм для командных мостиков. Впрочем, действия руководства гонки также подверглись большой критике, поскольку в сложных условиях, в силу как объективных, так и субъективных причин, тест на непредвзятость пришлось сдавать ещё и стюардам.
Домашние стены помогают, если им … не мешать
Победа в квалификации местному аборигену Шарлю Леклеру досталась закономерно. Он был самым быстрым на всех свободных заездах в пятницу, опережая то своего напарника по «Феррари» Карлоса Сайнса, то гонщика «Ред Булл» Серхио Переса. Опережение было на каких-то 0.04 сек, поскольку круг в Монте-Карло всего 3337 метров. Кстати, таким же было и отставание монегаска от мексиканца днём в субботу.
Но к вечеру, когда был дан старт непосредственно квалификации, преимущество Шарля было неоспоримым. Его основные соперники Карлос и Серхио не смогли оказать лидеру итальянской скудерии достойное сопротивление. Более того, им даже не удалось завершить быстрые круги в своей финальной попытке. Обоих развернуло перед въездом в тоннель, что достаточно редко случается здесь. Благо, что результатов первой попытки хватило этим двум испаноязычным гонщикам, чтобы занять соответственно 2-е и 3-е места на старте воскресной гонки. Четвертым стартовал Макс Ферстаппен.
Несмотря на свою победу в Монте-Карло в прошлом сезоне голландский пилот в этом году не смог к удивлению многих ничего противопоставить ни гонщикам «Феррари», ни своему напарнику.
Старт Гран-при получился скомканным. Обычно это главный момент, который может перетасовать гонщиков в пелотоне, особенно если в этот момент идёт дождь. Но несмотря на непогоду поиграть в игру «вытяни счастливый билетик» не получилось. Сначала по непонятным причинам отложили время старта на 16 минут, потом сэйфети-кар повозил пилотов 3 круга по мокрому асфальту, а затем и вовсе были выброшены «красные флаги».
Лишь в 16:05, вместо предусмотренных 15:00 был дан долгожданный старт. Оказалось, что забарахлила система электроснабжения трассы. Этим было объяснено и опоздание со стартом, и то, что начало гонки опять-таки прошло за машиной безопасности. В общем главный момент гоночного уик-енда – старт, увы, пошёл не по сценарию.
«Феррари» очень постаралась, чтобы … не выиграть гонку
Оставив пилотов гоняться после себя, машина безопасности свернула на пит-лейн к месту своего основного базирования. А гонщики в традиционной для этой трассы манере, словно длинный паровозик с вагончиками, стали проезжать на дождевых шинах круг за кругом в ожидании момента, когда асфальт подсохнет, чтобы можно было перейти на более быстрые шины. Только на разницу в тактике и качество исполнения своей работы механиками могли рассчитывать команды в данной ситуации.
Всё наше внимание было приковано к первой четвёрке, которая со старта до 16-го круга шла в неизменном порядке: Леклер и Сайнс на «Феррари», за ними Перес и Ферстаппен на «Ред Булл». Создав себе безопасный отрыв более, чем в 7 секунд, лидер гонки был внешне спокоен и находился в приподнятом настроении. Еще бы! Это ведь его родные улицы, где он вырос, где он тысячу раз проезжал здесь на машинах, велосипедах и мотоциклах, знал каждую ямочку и бугорочек в асфальте. И имея у себя в распоряжении самую быструю в пелотоне машину, да ещё и лидируя в гонке, грех было бы не помечтать о победе.
Но всё кардинально изменилось для Шарля за последующие буквально 6 минут.
Пытаясь как-то изменить обстановку, в которой оба гонщика «Ред Булл» были позади лидирующих машин «Феррари», австрийская «конюшня» решила рискнуть. Так во всяком случае это выглядело со стороны. Серхио Перес первым поехал в боксы, вернувшись оттуда позади своего товарища по команде. Хотя на самом деле, риска никакого не было. Просто в «Ред Булл» решили освободить своему фавориту и действующему чемпиону Максу Ферстаппену дорогу, зная, что в Монако особо не обгонишь. И явно давать приказ Пересу: пропусти, мол, Макса, вперед себя, тоже было не с руки. Во всяком случае в тот момент. Поэтому австрийцы решили рискнуть мексиканцем, отправив его первым из лидирующей группы менять дождевые шины на промежуточные.
Но оказалось, что Серхио на новых шинах поехал очень быстро. В «Феррари» решили на следующем круге ответить пит-стопом Карлоса Сайнса. Это было логично, чтобы не опоздать со сменой шин, пропустив оптимальный для этого момент. Однако испанец неожиданно отказался от предложения команды ехать в боксы. Ему очень хотелось быть впереди, если вдруг его собственный напарник поедет на пит-стоп.
На командном мостике скудерии от этого случилось легкая неразбериха, и у Шарля Леклера спросили, собирается ли он переходить на промежуточные шины? Тот ответил, что пока у него хороший темп, и он перейдет на другие шины чуть позже. Но тут ему последовала команда от инженера: «Бокс, бокс, бокс…». Послушный монегаск направил свой болид к въезду на пит-лейн, а в этот момент ему в наушники неожиданно прокричал инженер: «Оставайся на трассе!». Секундное замешательство пилота привело к тому, что он уже завернул на пит-лейн, не до конца понимая, что происходит. Следом за ним в боксы «Ред Булл» за новыми промежуточными шинами поехал и Макс Ферстаппен.
А Серхио Перес тем временем за эти два круга сильно сократил своё отставание от ставшего лидером Карлоса Сайнса. На 21-м круге Сайнс отправляется наконец-то в боксы, но уже сразу за «сликами». В «Феррари» не находят ничего лучшего, как в этот же момент позвать туда на второй пит-стоп и Шарля Леклера, проехавшего на промежуточных шинах всего 3 круга. Из-за двойного пит-стопа монегаск потерял пару секунд, и к тому же остался за своим напарником, уступив таким образом тому лидерство.
Кругом спустя в «Ред Булл» также проводят двойной пит-стоп, но у австрийцев это проходит чище, поскольку отрыв Серхио Переса от Макса позволял обслужить одну за другой машины без потери времени на ожидание. Мастерство и своевременная, пусть даже и чуть рискованная, тактика дали свой результат. На трассу Серхио Перес вернулся лидером, и даже Макс Ферстаппен оказался впереди Шарля Леклера.
Оказалось, что после выезда из боксов Карлос Сайнс на непрогретых шинах долгие 10 поворотов не мог приблизиться к едущему в роли «кругового» аутсайдеру Николасу Латифи. А тот не торопился уступать догоняющему его на круг испанцу. Лишь после 3-го синего флага, показанного пилоту «Уильямс», тот пропустил машину «Феррари» вперёд себя. Вот и вышло, что Карлос так и сохранил своё второе стартовое место, только вот теперь перед ним была уже машина не напарника, а соперника.
Фактически, отказавшись сыграть в интересах команды, испанец так и не получил возможности стать лидером гонки, но сильно нагадил своему товарищу по команде.
Впрочем, командный мостик итальянской скудерии взял всю вину на себя, извинившись перед Шарлем Леклером. Ведь действительно, если пилот комфортно лидирует с 7-секундным отрывом, а после смены шин, не совершая никаких ошибок со своей стороны, вдруг становится 4-м, то это лишь вина команды. В условиях городской трассы Монте-Карло это означало, что сама же «Феррари» фактически украла у своего пилота победу.
Дорогой наследник
Унаследовав от своего отца, легенды мирового автоспорта Михаэля Шумахера, громкую фамилию и любовь к автогонкам, Мик Шумахер, честно говоря, не во всём похож на великого Шуми. Даже на заре своей карьеры немецкий чемпион гораздо меньше разбивал своих болидов, чем это сейчас с удивительным постоянством делает его сын.
Вот и в Монако Мик вновь отличился. Уже когда трасса посохла, и все пилоты перешли на «слики», младший Шумахер не удержал свой болид на траектории, и тот, потеряв сцепление с асфальтом, развернулся и, дважды ударившись о барьеры, фактически разломался надвое. Так внешне выглядела машина, от которой отвалилась задняя ось с мостом и коробкой передач. Пилот при этом не получил каких-либо серьёзных повреждений.
Браво FIA! После памятной аварии Романа Грожана пару лет назад, когда француз едва не сгорел в своей машине, застрявшей в отбойниках, Федерация приняла новые требования к регламенту конструкции машин. Теперь мы частенько будем видеть разламывающиеся в момент аварии болиды, за счёт чего будет снижаться инерционная масса машин, и тем самым повышаться уровень безопасности пилота. Ведь защищенный кокпит, как капсула, будет испытывать на себе меньше усилий, могущих привести к его деформации.
Убедившись, что с пилотом ничего страшного не произошло, руководитель «Хаас» Гюнтер Шнайдер позволил себе задуматься и о финансовых последствиях этой аварии. Навскидку оказалось, что восстановление болида после подобного инцидента обойдется американской «конюшне» в кругленькую сумму около одного миллиона евро. Что сказать, недёшево пока обходится наследник Михаэля Шумахера для самой скромной по своему бюджету команды в Формуле-1. И похоже, зарабатываемые на его известной фамилии дивиденды от спонсоров, перестают покрывать расходы на компенсацию ущерба от пилотирования Мика. Надолго ли ещё хватит разумного терпения руководству «Хаас», предсказать трудно. Но то, что юному немецкому пилоту пора профессионально повзрослеть, это очевидно.
Гонка, остановленная на 20 минут после аварии Шумахера красными флагами, возобновилась опять же не с места, а с ходу за сэйфети-каром. Ещё один минус в показатели зрелищности этого мероприятия. Фактически руководство гонкой лишило и зрителей, и команды той классической интриги, которая всегда присутствует при «старте с места» без машины безопасности. Увы! Отправившись вновь на трассу практически вся первая восьмерка без изменений докатилась до финиша гонки, которая была завершена по истечении 2-х часов предусмотренного на такой случай времени. Гонщикам так и не удалось проехать все 77 кругов дистанции. Флажок хронометра упал за 13 кругов до финиша.
И в результате мы видели две совершенно разные гонки. Первая, до аварии Шумахера, с интересными обгонами, тактическими рисками и ошибками, и вторая – скучный «паровозик» без обгонов и смен позиций. Лидирующая «четверка» так и пересекла финишную черту в неизменном порядке: Перес, Сайнс, Ферстаппен и Леклер. Макс сохранил свое лидерство в личном зачёте, упрочив отрыв от преследующего его Шарля до 9 очков. Серхио сократил своё отставание от напарника до 15 очков, заработав тем самым обещания руководства команды, что ему тоже будет позволено «думать о чемпионском титуле». А Карлос, продемонстрировав свою неуступчивость командным приказам, хотя и несколько сократил отставание от своего напарника, но по-прежнему уступает 33 очка. В квалификации и того хуже, Шарль выигрывает у него всухую 7:0. Более того, испанцу пока так и не удалось опередить в личном зачёте финишировавшего 5-м в Монако Джорджа Рассела. Британский дебютант команды «Мерседес» показывает удивительное постоянство в зарабатывании очков в каждой гонке. За 7 прошедших этапов Джордж ни разу не финишировал ниже 5-го места., удерживая 4-й результат в общем зачёте.
Что дозволено одним, для других – запрет
По правде сказать, не всё так гладко, как могло показаться, было сделано во время выше описанных пит-стопов и со стороны «Ред Булл». Оба пилота австрийской команды, пытаясь сократить время, потраченное на смену шин, при выезде на трассу наехали левыми колесами своих болидов на разделяющую сплошную линию. И если Серхио Перес лишь наехал на эту запретную жёлтую линию, отделяющую траекторию трассы от выезда с пит-лейна, то Макс Ферстаппен ее фактически пересёк левым передним колесом. За подобное нарушение в последние сезоны стюарды, не раздумывая, сразу же выписывали штраф в 5 секунд. Но не в этот раз.
«Феррари» тут же подала протест. После более, чем двухчасовых дискуссий стюарды признали, что, на их взгляд, нарушения не было, ибо ни машина голландца, ни тем более машина мексиканца полностью линию не пересекли. То есть требования правил, по мнению представителей FIA, не были нарушены.
Согласитесь, странная интерпретация регламента и устоявшихся традиций. То , за что одних в предыдущие два сезона сурово и безоговорочно наказывали, сегодня оказалось допустимым для других. По правде сказать, всякий раз сталкиваясь с подобным в Формуле-1, не перестаёшь удивляться неискореняемому фаворитизму в решениях стюардов.
Следующий этап Формулы-1 пройдёт опять же на городской трассе, но только в Баку, 11-12 июня. По уже сложившейся традиции, скучными там гонки не бывают, поскольку есть много мест для обгонов и самая длинная прямая, проложенная вдоль набережной азербайджанской столицы.