О том, что на Гран-при Италии все основные конкуренты чемпионской команды «Ред Булл» привезут обновления на свои машины, было известно давно. И, конечно же, квалификационная борьба за право лучшего места на стартовой решетке обещала быть упорной. Поэтому даже не удивительно, что в тройке призеров субботней квалификации не было представителей чемпионской «конюшни». Быстрее всех проехал свой финальный зачетный круг Ландо Норрис, которому на первом ряду в воскресной гонке компанию составит его товарищ по команде «МакЛарен» Оскар Пиастри.
Из окна пресс-центра в Монце можно наблюдать вблизи, как происходит пит-стоп
Неожиданностью квалификации было не то, что в результате чемпионские болиды будут стартовать не на первых двух рядах, а то, что, во-первых, машины «Ред Булл» уйдут в гонку с нехарактерно далекого для них 4-о ряда. А во-вторых, что Серхио Перес наконец-то сумел проехать свой финальный зачетный квалификационный круг почти вровень с Максом Ферстаппеном, и будет с ним на старте рядом, а не далеко позади.
Впрочем, результаты субботних заездов, определяющих порядок старта на воскресную гонку (это цель так называемой «квалификации», — В.В.), были весьма плотными. Достаточно сказать, что, например, Юкки Цунода не смог выйти из первого сегмента и был 16-м даже с результатом всего с разницей в 1 секунду от первого места. И даже финальная десятка гонщиков в завершающем сегменте смогла практически уложиться в 1-секундный интервал.
И все же факт остается фактом: все три команды, составляющие конкуренцию действующим чемпионам в нынешнем сезоне в борьбе за победы и подиумы, в полном составе обошли австрийских «энергетиков». И если бы не финальный рывок Джорджа Рассела, сумевшего поколебать казалось бы прочную вторую позицию «Феррари», то все было бы расставлено строго по ранжиру: «Макларен», «Феррари», «Мерседес» и лишь затем «Ред Булл». Но британский гонщик сотворил маленькое «чудо» и проехал свою финальную попытку на 0,02 сек быстрее Шарля Леклера. А тот в свою очередь на каких-то 0,006 оказался в итоговом протоколе быстрее своего напарника по итальянской скудерии Карлоса Сайнса. Испанца от семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона отделили тоже какие-то незначительные 0,044 сек. Прямо игра цифр получается. Номер машины, напомню, у Льюиса все это время остается именно 44.
В роли замыкающей пары пилотов для первой «десятки» в Монце в субботу оказались Александр Элбон и Нико Хюлькенберг. Для обоих такой успех был неожиданным.
Итальянский «храм скорости»
Итальянская трасса, расположенная непосредственно в королевском парке в Монце, относится к числу одной из любимых для пилотов Формулы-1. Не зря же его называют «храмом скорости». Множество скоростных прямых, две хитроватые шиканы, скоростные повороты, и главный из них «параболика», получивший свое название из-за характерной формы, — все это делает итальянский автодром местом настоящего паломничества болельщиков. Как итальянских, гордо называющих себя «тиффози», так и иностранных, приезжающих сюда регулярно или однажды.
Роль квалификации здесь не столь важна, как, скажем, в Монако или голландском Зандфорте. Обгонять здесь можно, и зрители редко отсюда уезжают недовольными от «безвкусных гонок». И, возможно, в «Ред Булл» из-за утраченного уже былого доминирования решили пойти на небольшую хитрость, отдав в настройках предпочтение режиму гонки, а не квалификации. Не удивлюсь, если Максу Ферстаппену удастся в воскресенье совершить зрелищный прорыв, а затем еще и подняться на подиум. Только это не преуменьшает заслуги команды «МакЛарен», сумевшей завоевать своими пилотами две первые позиции.
Сейчас вопрос по поводу британцев стоит в том, насколько удачным будет старт их гонщиков в ситуации отсутствия помех со стороны действующего чемпиона? Ведь не секрет, что у Ландо Норриса, например, нет ни одной из 6 гонок, когда он стартовал с поула, где бы он после первого круга остался в лидерах. Сумеет ли в случае продолжения этой неприятной традиции Ландо затем вернуть себе лидерство? И затронет ли эта тенденция «провальных стартов» одновременно еще и Оскара Пиастри? Ведь не даром же по паддоку ползут упорные слухи, что не в пилотах «МакЛарен» дело в ситуации с плохими стартами, а именно в особенностях этих болидов.
Новые лица в пелотоне
Грядущий новый сезон 2025 готовит нам достаточно значимые изменения в составе пилотов. Один за другим подписывают новые контракты гонщики, имена которых до сей поры были не очень-то и на слуху. Это не может не радовать на фоне некоторого «застоя», который имел место в последние пару лет. Подготовка к переходу на новый регламент двигателей, планируемому в 2026-м году, просто обязывает команды встречать перемены во всеоружии. При этом и складывающаяся нынешняя обстановка в действующем пелотоне провоцирует активные действия руководства некоторых гоночных коллективов. Так, после зрелищной аварии Логана Сэрджента на предыдущем Гран-при в Нидерландах в «Уильямс» решили прямо по ходу сезона сменить американского пилота на кого-нибудь другого, по крайней мере, менее аварийного. Выбор пал на аргентинца Франко Колапинто, выступавшего до данного момента в Формуле-2.
Это предпочтение британской команды вызвало недоумение у многих. В частности, Ральф Шумахер вопрошал в своих официальных комментариях, почему «Уильямс» не рассмотрело кандидатуру его племянника Мика, имеющего 2-летний опыт в Формуле-1? Действительно, на фоне 4-о места после прошлого сезона в Формуле-3, и нынешнего 6-о места, на котором Франко значится в протоколах Формулы-2 в этом сезоне, его «прыжок» в Формулу-1 выглядит явно неожиданным.
Но британцы не стали прислушиваться к мнению бывшего пилота Формулы-1 и по совместительству родного брата легендарного Михаэля Шумахера. За руль болида «Уильямс» в Монце сел аргентинский гонщик. Его результат в квалификации был на полсекунды хуже, чем у главного гонщика британской «конюшни». Алекс Элбон смог квалифицироваться в итоге на 9-й позиции. Но отправленный в отставку Сэрджент также не был на одном уровне с опытным тайским пилотом, прошедшим школу воспитания «Ред Булл». К тому же аргентинцу в своей первой в жизни квалификации Формуле-1 удалось проехать зачетный круг быстрее обоих пилоты команды «Заубер». Несмотря на нынешний «нулевой» очковый багаж будущей команды «Ауди», результат Франко вполне можно записывать как успешный. Ему еще осталось и в самой гонке постараться показать хороший пилотаж, чтобы снизить прессинг и слишком уж пристальное внимание к нему со стороны неравнодушных критиков.
Вторым новым лицом в Формуле-1 стал итальянец Андреа Кими Антонелли. Этого юного гонщика сам Тотто Вольф заприметил еще в картинге и младших сериях. И когда в начале сезона встал ребром вопрос, на кого заменить по окончании года уходящего неожиданно в «Феррари» Льюиса Хэмилтона, австрийский менеджер озвучил кандидатуру Андреа Кими. Удивительное совпадение: на нынешнем Гран-при Италии был замечен Кими Райкконен со своей женой и двумя малышами. Кстати, сын финского чемпиона уже активно гоняется в картинге, показывая весьма неплохие результаты. Правда, Антонелли в ответ на каверзные вопросы журналистов в этот уик-энд признался, что его родители никоим образом не связывали имя своего будущего сына с финским гонщиком.
В пятницу утром новобранец «Мерседес» поехал на своих первых в жизни свободных заездах в Формуле-1. И тут же сумел удивить всех. Сначала команду, показав, что он способен проезжать повороты в Монце быстрее, чем Макс Ферстаппен или Льюис Хэмилтон. Причем система контроля показала, что это преимущество в скорости составляло почти 14 км/ч. А затем пришло время удивить публику. Не завершив по времени и трети первых заездов, Кими попал в аварию на «параболике». Понятно, что скепсиса у всех по поводу готовности Антонелли выступать в Формуле-1 было гораздо больше, чем оптимизма. И только все тот же Тотто Вольф нашел тому логичное объяснение.
По словам австрийца, активно атакуя шиканы и повороты, Кими перегрузил шины, и они не выдержали в казалось бы безобидной ситуации кривой «параболика», потеряв сцепление с асфальтом. Это и спровоцировало аварию. Но это не расстроило руководство «Мерседес». По словам Вольфа, им проще будет научить своего подопечного ехать чуть помедленнее, чем пытаться научить кого-то ехать быстрее. При этом разбитая машина, по мнению Тотто, будет далеко не последней. Через это в начале своей гоночной карьеры проходят практически все гонщики в поисках пределов допустимых скоростей.
Несмотря на разбитую в пятницу машину, официальное объявление о контракте с Кими на следующий сезон было сделано через несколько часов после случившегося на автодроме в Монце. Конечно, сейчас бы для пущей уверенности юному итальянцу неплохо было бы улучшить свое положение в общем зачете в Формуле-2. Пока что он в своем дебютном сезоне в этой молодежной серии идет лишь на 7-м месте. Но поддержка руководства «Мерседес» должна наилучшим образом мотивировать Антонелли на успех. То, что за ним пристально наблюдают и пресса, и соперники в Формуле-2, сомнений ни у кого не вызывает.
Еще одно лицо должно появиться в Формуле-1 в следующем сезоне. Пилот Формулы-2 Оливер Бирман, весьма удачно заменивший в «Феррари» в начале сезона уехавшего на операцию аппендицита Карлоса Сайнса, уже был официально объявлен на пост действующего гонщика команды «Хаас» в пару к приходящему к американцам Эстебану Окону.
В пятницу в Монце Оливер уверенно выиграл субботний спринт. А у нас появилась возможность сделать его фотографии во время награждения на подиуме. Удачная форма для знакомства, не правда ли? Можете всматриваться и запоминать это лицо. Его обладатель точно поедет в 2025-м году за команду «Хаас».
В паддоке у моторхома «Альпине» мы встретились и с еще одним пилотом, который уже имеет контракт с этой французской командой на будущий год. Это наш «старый знакомый» Джек Дуэн, интервью с ним было опубликовано в «СБ» 2 года назад. Он и его легендарный отец, 5-кратный чемпион мира Moto GP (1994-1998 г.г.) Мик Дуэн в субботу вечером у боксов «Альпине» олицетворяли собой оптимизм, веру в будущие успехи и доброжелательность ко всем, кто хотел взять у них автограф или сфотографироваться на память.
Еще один персонаж был заметен в паддоке. Это Лим Лоусон, который заменял на протяжении 5 этапов прошлой осенью травмированного в Зандфорте во время Гран-при Нидерландов Даниеля Риккиардо. Новозеландский пилот после бронзового титула в Формуле-2 2022 года совершенствовал свои пилотские навыки в роли резервного гонщика команды «Альфа Таури». В Монце команда «Уильямс» хотела одолжить себе на пару гонок Лоусона у «Ред Булл» взамен растерявшего все даваемые ему кредиты доверия Логана Сэрджента. Но, судя по развитию событий, руководство британской «конюшни» не нашло общего языка по этому поводу с Кристианом Хорнером и Хельмутом Марко. В свою очередь, австрийский менеджмент подтвердил свои намерения дать Лиаму на будущий сезон боевую машину. Правда, остается пока еще загадкой, кого именно заменит Лоусон в одной из команд «Ред Булл»? Или японца Юкки Цуноду? Или австралийца Даниеля Риккиардо?
Некоторые считают, что или Юкки, или Даниель могут еще повыситься до уровня напарника Макса Ферстаппена в будущем году. Но для этого должно сложиться слишком много факторов. А главное, Серхио Перес должен получить отставку, а сами кандидаты на его замену должны великолепно провести остаток нынешнего сезона. Ставки большие, как у нас говорят: или пан, или пропал. Так и у них. Каждое выступление как выпускной экзамен. Хотя, по всей видимости, Лоусону предстоит заменить в 2025-м году скорее всего Даниеля Риккиардо, ведь у Цунода уже есть подписанный контракт на будущий год.
Гонка в Монце начнется буквально через несколько часов. Начало трансляции назначено на 16:00 по минскому времени. И судя по обещанной местными синоптиками погоде, жаркой без единой надежды на дождь, поводов для переноса старта пока не предвидится.
Джордж Рассел в самый последний момент сумел показать 3-й результат
Карлос Сайнс — последняя гонка за «Феррари» в Монце
Ландо Норрис тольк что завоевал поул-позишн на Гран-при Италии
Любимчик местной публики Шарль Леклер
Макс Ферстаппен в Монце был хуже всех из лидирующих команд
Оскар Пиастри уступил напарнику совсем немного и занял второе место
Отдохнуть в тенечке, присев рядом с итальянским маршалом на пит-лейне
Первое знакомство корреспондента «СБ» с будущей звездой Андреа Кими Антонелли
Работа аккредитованных на Гран при Италии фотографов у самого края проезжей части
Рядом с Максом Ферстаппеном и сам становишься на мгновение звездой
Фотография на память с легендой Moto GP Ником Дуэном
Фотографы встречают пилотов и руководителей команд в паддоке утром
Чтобы стартовать со второго ряда, Шарлю Леклеру пришлось активно атаковать поребрики Монцы
Формула-1. Гран-при Италии. Квалификация. Монца меняет фаворитов
Фото:
Владимир ВАСИЛЬЕВ