Формула-1. Гран-при Испании

Испанский автодром в Монтмело, где в воскресенье проходил очередной этап чемпионата Формулы-1, бесспорно имеет своих фаворитов. В 5-й раз подряд победу здесь одержал Льюис Хэмилтон. Правда, британскому чемпиону помимо своего гоночного таланта и быстрой машины пришлось привлекать для победы еще и тактические хитрости командного мостика «Мерседес». Без этого опередить более быстрого в этот день Макса Ферстаппена лидеру чемпионата не удалось бы.  


Трасса в Каталуньи уже 30 лет неизменно принимает Гран-при Испании. Здесь до прошлого года проходили также межсезонные тесты. Гонщики отлично знают специфику этого автодрома, который относится к числу самых необгонных из негородских трасс. Именно поэтому особую важность в Монтмело имеют результаты квалификации.

Статистика показывает, что почти все победы здесь одерживают пилоты, стартующие с первого ряда. На памяти небольшим исключением можно было бы считать в 2013-м году победу Фернандо Алонсо после старта с 5-й позиции, и первую победу Макса Ферстаппена в 2016-м году, когда он в дебютной гонке за команду «Ред Булл» стартовал следом за своим напарником Даниелем Риккиардо на 4-м месте. Тогда голландцу здорово повезло, потому что Нико Росберг и Льюис Хэмилтон, столкнувшись между собой, сошли с дистанции. 

В это воскресенье главные претенденты на победу стартовали с первого ряда. Понимая, что другой возможности может и не представиться, Макс Ферстаппен агрессивно за счет более позднего торможения пошел в атаку на обладателя поула Льюиса Хэмилтона в конце стартовой прямой. Атака была настолько дерзкой, что не подними британец ногу с педали газа, не миновать столкновения и возможно даже схода. Более опытный гонщик «Мерседес» решил не ввязываться в эту борьбу и пропустил вперед пилота «Ред Булл». Машины лишь слегка коснулись колесами, и обе продолжили движение, поменявшись местами.

Понятно, что если бы столкновение завершилось аварией и сходом, то Ферстаппен получил бы наказание со стороны стюардов. А так, для Макса все обошлось. Инцидент даже не был принят к рассмотрению.  


Пилот «Ред Булл»  уверенно сохранял полученное таким путем лидерство почти всю дистанцию. И казалось, что он отпразднует после 5-летнего ожидания свою вторую победу в составе австрийской «конюшни» на этом автодроме. Однако на командном мостике «Мерседес» решили пойти на тактическую хитрость. Неожиданно даже для самого Льюиса его позвали в боксы на незапланированный пит-стоп. И, получив новые шины, британский чемпион сумел не только сократить 25-секундное отставание от лидировавшего голландца, но и обогнать его в красивой уверенной манере все в том же первом повороте за 6 кругов до финиша.

Герой дня

В «Ред Булл», по правде говоря, прозевали момент, когда могли бы ответить на внеплановый пит-стоп соперников. Когда они это поняли, то было принято решение, чтобы Макс попытался все же доехать на этом комплекте резины до финиша, удержав позади себя Льюиса. Но британец, изучив агрессивную манеру голландца входить в первый поворот, выждал подходящий момент, чтобы успеть опередить неуступчивого соперника еще до начала поворота. Это ему удалось, хотя просматривая повторы этого маневра, было очевидно, что Ферстаппен и в этот раз хотел применить то же, что и на старте, не оставляя места конкуренту. Только вот «Мерседес» Льюиса успел удачно проскочить тот опасный отрезок, на котором «Ред Булл» голландца мог физически его настичь. 

Осознав, что победа упущена, Макс решил поехать на пит-стоп за новыми шинами, но уже не для того, чтобы настичь соперника. Ферстаппен решил по максимуму выжать полезное из той ситуации, в которой оказался. Раз уж не победа, то хотя бы второе место, но с показателем лучшего круга, за который добавляется 1 очко. Времени, на которое голландец опережал в тот момент Вальттерри Боттаса, с лихвой хватило на пит-стоп, чтобы обслужиться в боксах, и даже чтобы выехать затем впереди финского гонщика с остающимся запасом в 7 секунд. И это при том, что у Боттаса был такой же по характеристикам болид, что и у Льюиса, и даже шины у Вальттерри были на 10 кругов «посвежее», чем у его напарника. 

Это обстоятельство позволяет делать вывод, что на сегодняшний день в списке претендентов на чемпионский титул можно смело оставлять лишь Хэмилтона и Ферстаппена. К сожалению, Вальттерри Боттас пока до темпа Льюиса и Макса не дотягивает. Сможет ли он найти в себе силы, чтобы включиться в эту борьбу, пока что верится с трудом.

Смелый, пусть и не без авантюризма обгон голландского пилота и его последующее лидирование на протяжении почти всей гонки не прошло незамеченным для болельщиков.  По результатам интернет-голосования Макс Ферстаппен получил звание «Гонщик дня». Похоже, большинству активных болельщиков все же импонирует пилот «Ред Булл», а не действующий чемпион. Впрочем, так было всегда, когда кто-то бросал вызов именитым гонщикам. 

Вторые номера

Напарники основных претендентов на победу в этом день мало чем могли им помочь. Более того, Вальттерри Боттас попытался было даже воспротивиться «рекомендации» руководства команды пропустить вперед без борьбы Льюиса, когда тот рискнул пойти на дополнительную остановку в боксах, чтобы затем попытаться навязать борьбу Ферстаппену. Финский пилот сделал вид, что не услышал просьбу своего командного мостика. И действующему чемпиону, чтобы настичь лидировавшего на тот момент гонщика «Ред Булл», пришлось сначала по-серьезному обгонять своего товарища по команде. 

Льюис справился с этой задачей даже не на стартовой прямой, а в обновленном 10-м повороте, предприняв попытку обгона там, где его напарник ее не ожидал. Тем ценнее и убедительнее выглядит в целом победа, которой удалось добиться Хэмилтону на нынешнем Гран-при Испании. Это 98-й подобный успех британца в его карьере. По их числу он значительно превышает всех остальных известных гонщиков в Формуле-1.
Второй пилот команды «Ред Булл» Серхио Перес в подобной ситуации вряд ли бы ослушался приказов из боксов. Его, собственно говоря, и брали на этот сезон в австрийскую «конюшню» именно для того, чтобы помогать ее лидеру. Но мексиканец пока все еще не может добиться от своего болида того темпа, который демонстрирует на нем Макс Ферстаппен. Понятно, что машина строилась исходя из особенностей пилотирования голландца и его предпочтений. Но все равно отставание «новобранца» Серхио от его напарника слишком уж велико. На финише при одинаковой тактике с двумя пит-стопами их разделяли почти 50 секунд. Похоже, что история, имевшая место с Пьером Гасли и Александром Элбоном повторяется. И Максу по-прежнему предстоит бороться против пары пилотов «Мерседес» в одиночку.

Лидеры второго эшелона 

По правде сказать, при столь значительном отставании от Макса Ферстаппена его напарник должен был бы быть, по меньшей мере, в лидерах второго эшелона. Но увы, этого пока не происходит. Финишировав в Испании 5-м при том, что Ферстаппен до последних кругов боролся и претендовал на победу в гонке, Серхио Перес по-прежнему в общем зачете идет на 6-м месте, уступая и Ландо Норрису, и Шарлю Леклеру. Надо сказать, что эту пару разделяет всего 1 очко. И монегаск на своем «Феррари» на автодроме в Монтмело выглядел весьма убедительно. Еще на старте он сумел обойти Вальттерри Боттаса, который собирался «на плечах» Льюиса Хэмилтона обогнать более быстрого в квалификации Ферстаппена, но в итоге уступил во втором повороте даже свою 3-ю позицию пилоту на более медленной машине. 


На финише Шарль был 4-м. Финскому пилоту удалось все же затем отыграть у пилота «Феррари» свою утраченную позицию. Но нельзя сказать, что она досталась ему без боя. И это не может не радовать тех, кто хотел бы видеть тройку призеров Гран-при более непредсказуемой, чем она сейчас есть. 

На последних 20 кругах гонки мы стали свидетелями еще одного боевого противостояния. Карлос Сайнс на своей «Феррари» пытался обойти «МакЛарен» Даниеля Риккиардо. Оба выпускника школы «Ред Булл» показывали классный пилотаж, но в результате победу в этой дуэли одержал все же австралиец. Испанская трасса показала, что он все увереннее чувствует свою новую машину. А значит в самое ближайшее время мы увидим и его прорывы, и его обгоны, к красоте которых Даниель нас приучил за время своего выступления в составе «Ред Булл» и «Рено». 

Все упомянутые выше пилоты фактически и составляют так называемый «второй эшелон». Именно они могут претендовать на призовые места в гонках, когда что-то не заладится у лидирующей тройки. Той тройки призеров: Хэмилтон, Ферстаппен, Боттас, - которая уже в 16-й раз в таком составе поднялась на подиум по итогам Гран-при Испании. 

Чемпионы-ветераны и «третий эшелон»

Вряд ли наверное Фернандо Алонсо думал, возвращаясь в начале этого сезона в Формулу-1, что его машина «Альпине» будет столь медленной. И уж тем более, что он будет почти все время уступать своему юному напарнику. Эстебан Окон и в квалификации, и в гонке в Испании, на домашней трассе двукратного чемпиона, был в итоговом протоколе результатов выше. 

Финишировав 9-м в Барселоне, французский пилот по-прежнему с 10-ю очками остается на таком же 9-м месте и в общем зачете чемпионата. Следом за ним финишировал его соотечественник Пьер Гасли на «Альфа Таури», который также вслед за Оконом идет и в протоколе результатов по итогам 4-х первых этапов. Эта французская пара пилотов на сегодняшний день фактически возглавляет «третий эшелон» действующего пелотона Формулы-1. 


Скажете, что это не престижно? Отнюдь. В этом сезоне в эту группу гонщиков входят 3 чемпиона мира, на счету у которых в сумме 7 (!) выигранных чемпионатов. Вот только зачетные очки пока что имеются в копилке лишь у Фернандо Алонсо (5). Кими Райкконен («Альфа Ромео») и Себастьян Феттель («Астон Мартин») пока лишь не очень успешно конкурируют со своими напарниками, не набрав ни одного очка. 

Следующий этап пройдет 23 мая в Монте-Карло. И если на трибунах Гран-при Испании было допущено из-за коронавируса всего 1000 болельщиков, то в княжестве Монако самая престижная гонка календаря обещает быть полноценной со зрителями. Или по крайне мере, 40% мест на трибунах будут заняты ценителями Формулы-1, согласно предписаниям противовирусных мер.  

Результаты личного зачета:

1. Льюис Хэмилтон (“Мерседес”) – 94 
2. Макс Ферстаппен (“Ред Булл”) – 80 
3. Вальттерри  Боттас (“Мерседес”) – 47
4. Ландо Норрис (“МакЛарен”) – 41
5. Шарль Леклер (“Феррари”) – 40 
6. Серхио Перес (“Ред Булл”) – 32
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter