В середине лета на белоснежной стене Гродненской городской тюрьмы № 1, расположенной в центре города, появилась мемориальная доска в память о жертвах геноцида. Только два года назад прокуроры рассекретили данные, ставшие неожиданностью для работников исправительного учреждения. Ветераны и старожилы рассказывали о жестоких расправах над мирными горожанами во время нацистской оккупации, но мало кто догадывался о масштабах трагедии, происходившей в небольшом тюремном дворике.
Рассказывают старинные казематы
Заместитель начальника исправительного учреждения по идеологической работе и кадровому обеспечению Гродненской городской тюрьмы № 1 Вадим Шикеля говорит о событиях, предшествующих появлению мемориальной доски:
— Два года назад благодаря тесному сотрудничеству с прокуратурой города и области в нашем музее появилась экспозиция, посвященная памяти мирных жителей, погибших от рук немецких оккупантов и их пособников. Особо хочется подчеркнуть, что музей не пустует. Только с начала 2024-го, по нашим подсчетам, его посетило около 1500 человек. Бывает, принимаем по три группы в день. Действуем по заявительному принципу, поэтому приходят к нам в основном старшеклассники, работники организаций и предприятий.
Вадим Шикеля.
— В скором времени появится стенд, посвященный прокурору области Александру Жукову, — раскрывает карты собеседник. — Он начинал свою карьеру с контролера дежурной службы. Это будет очень полезно тем, кто мечтает пройти путь от рядового до генерала. Именно благодаря таким патриотам своей страны продолжается работа с подрастающим поколением, выпускаются книги, на страницах которых отражена историческая правда, подкрепленная свидетельствами очевидцев и архивными фото.
Благодаря рассекреченным данным удалось доказать, что на территории тюрьмы проводились массовые казни советских граждан.
— Безусловно, мы знали, что, предположительно, в тюрьме содержались многочисленные группы заложников из числа мирного населения. Ветераны всегда говорили о том, что тюрьма стоит на костях. Но только пару лет назад мы получили реальные документы, в которых черным по белому прописано, что жителей Гродно массово убивали не только на фортах № 1 и 2 Гродненской крепости, земляных фортах в Лапенках, вблизи обувной фабрики, на Собачьей горе и в урочище «Секрет», но и здесь, в пределах тюремных стен. Расстрелы продолжались вплоть до последних дней немецкой оккупации. В переданных нам документах гродненка Ольга Романова 24 июля 1944-го свидетельствует о том, что ее муж и еще четверо граждан были арестованы 3 июля. Труп своего мужа она нашла в яме во дворе тюрьмы после освобождения города. По показаниям Антона Апона-Апановича, 22 марта 1944 года «забрали жену сына Ерину 20 лет, жену Марию 50 лет, внучку Еву 5 лет, сыновей Антона и Марьяна 20 и 18 лет». По сведениям из достоверных источников, вся семья, за исключением сына Антона, была расстреляна в гродненской тюрьме 26 марта этого же года. По разным данным, на территории учреждения было уничтожено около тысячи человек.
От злодеяний стынет кровь
В экспозиции музея гродненской тюрьмы можно увидеть и воссозданную часть камеры, в которой один из арестантов оставил надпись кровью, трапы, на которых содержались люди. Им давали кружку воды и миску гнилой картошки в день. И камеры, и коридоры были забиты людьми. Невозможно было дышать и даже нормально сидеть. Об этом старший инспектор отделения идеологической работы и кадрового обеспечения Гродненской городской тюрьмы № 1 Вероника Долгошей рассказывает посетителям:
— На деревянных трапах вы видите фиалки, которые нацисты и их пособники высаживали на поверхности земли, чтобы скрыть содеянное. Доподлинно известно, что весной 1944-го трупы убитых и захороненных в тюрьме были частично эксгумированы и сожжены. Комиссия, проводившая осмотр территории городской тюрьмы, нашла под цветниками братские могилы. Они были по всей территории тюрьмы, вдоль стен.
Вероника Долгошей, старший инспектор отделения идеологической работы и кадрового обеспечения.
Под стеклом представлены архивные документы, результаты допроса свидетелей, акты вскрытия могил, фотографии пистолета марки «Вальтер» — оружия офицеров немецкой армии, из которого, предположительно, расстреливали людей на территории тюрьмы.
Музей тюрьмы № 1 охватывает довольно продолжительный период — от времен Великого Княжества Литовского до настоящего времени.
— Период Великой Отечественной войны долгое время оставался белым пятном, так как было мало информации о том, что здесь происходило тогда, — завершает экскурс в прошлое собеседница. — Сейчас главные эпизоды стали достоянием общественности, многие тайны раскрылись.
Счет идет на тысячи
Заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат во время открытия мемориальной доски поделился подробностями и фактами происходившего в военные годы на территории тюрьмы:— Установлено, что в стенах исправительного учреждения фашистами замучено, повешено и расстреляно более тысячи человек.
После освобождения территории города членами государственной комиссии при обследовании территории тюрьмы на небольшой глубине обнаружены трупы расстрелянных узников, скрытых от глаз посторонних лиц под насаждениями овощных грядок и цветников.
Например, 200 квадратных метров были засеяны ромашкой, а под ними — сплошное кладбище. У северной стены грядки картофеля скрывали могилы длиной 30 метров и шириной около двух метров. Некоторые могилы и вовсе были засыпаны мусором. При извлечении костных останков у трупов зафиксированы телесные повреждения и огнестрельные ранения в голову. Среди расстрелянных были как мужчины, так и женщины, дети. Открывшиеся страшные картины злодеяний оккупантов зафиксированы членами комиссии в акте от 29 июня 1944-го.
Андрей Скурат.
Остальная часть узников тюрьмы была вывезена в район Форта № 2 деревни Наумовичи Гродненского района, где у рвов вблизи полуразрушенных казематов расстреляна немецкими извергами. Следует отметить, что расстрелы на этом месте фашистами осуществлялись уже начиная с первых дней оккупации Гродно.
— Свидетельства страшных картин злодеяний, совершенных в отношении заключенных тюрьмы Гродно, зафиксированы в архивных документах, воспоминаниях узников тюрьмы и гетто, а также на страницах архивных уголовных дел, — сообщил Андрей Скурат. — Исследования территории тюрьмы и обнаружение костных останков расстрелянных узников получило отражение в актах государственной чрезвычайной комиссии. Эти страшные злодеяния не должны быть забыты потомками, чтобы не допустить переписывания истории.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Из протокола допроса Иосифа Жижика, уроженца города Гродно от 25 июля 1944-го:
«...В июле 1943 года в дом родителей ворвались вооруженные немцы и беспричинно стали избивать. Я и мой брат оказали сопротивление, за что у нас потребовали 2 тысячи марок. Так как у нас не было денег, арестовали и посадили в тюрьму. На допросах избивали, обвиняя в сопротивлении немцам. Однажды в момент избиения я упал, чиновник наступил мне на руки и продолжал бить нагайкой. Находясь в тюрьме, я неоднократно видел, как комендант с полицейскими тюрьмы расстреливали заключенных. Первоначально расстреливали во дворе тюрьмы. В июле — августе 1943-го — 22 заключенных еврея, позже были расстреляны 50 заложников, среди них было около 40 поляков, остальные — белорусы. Ямы для трупов полицейские заставляли выкапывать заключенных. Когда мы копали ямы, то немецкий жандарм пояснял, что мы копаем бассейн для гусей. С трупов расстрелянных немцы снимали одежду и заставляли нас носить ее в специальную кладовую, где потом делили между собой и продавали гражданам. Закапывать трупы расстрелянных также заставляли нас. Я лично принимал участие в закапывании трех ям с трупами. В каждой яме было по 20—30 человек…»
vrublevskaya@sb.by