Поисковый сезон начался в середине апреля. Какие объекты на картах специализированного батальона.
В Вооруженных Силах Беларуси действует Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, которое больше четверти века организует поиск неучтенных захоронений и восстанавливает о них сведения. О том, какие задачи стоят перед подразделением, чего уже удалось достичь, корреспонденту «СГ» рассказал начальник управления полковник Сергей Воронович.
— Сергей Николаевич, никто точно не скажет, сколько еще неучтенных захоронений будет найдено в Беларуси. А примерная оценка их есть?
— Давайте начнем с количества останков, которое мы подняли. С 1995 года, когда был создан 52-й отдельный специализированный поисковый батальон, бойцы подразделения обнаружили, извлекли и передали местным властям для перезахоронения больше 23 тысяч военнослужащих Красной Армии, около 8,5 тысячи жертв войн, 119 партизан. 4,2 тысячи обнаруженных останков — это солдаты периода Первой мировой.
Сложно сказать даже примерно, сколько еще неучтенных могил воинов и какое количество защитников Оте-чества находится в белорусской земле непогребенными. Известно лишь, что с каждым годом находим их все больше и больше. С 2003 года, например, количество поставленных на государственный учет захоронений увеличилось в 2 раза. Сейчас их больше 7,5 тысячи. В них — 2 миллиона погибших.
— Поисковый сезон-2019 уже начался. Что предстоит сделать в этом направлении? Как на эту работу повлиял тот факт, что 2019-й — год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков?
— Военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона еще 15 апреля выехали на отработку первых плановых объектов. С этого дня и до глубокой осени у них самое активное и насыщенное время в году. А юбилей освобождения республики от захватчиков — это действительно важная и памятная дата для всех, но она никак не изменила планы: к выполнению поставленной задачи мы всегда относимся серьезно и профессионально. Но в других аспектах влияние все-таки есть. До 96 увеличилось количество поисковых объектов, расширилась и география мест раскопок — это 47 районов.
В сентябре ждем коллег из 90-го отдельного поискового батальона вооруженных сил Российской Федерации. Несколько дней назад прибыли представители благотворительного военно-исторического поискового клуба «Память и примирение» из города Мытищи. Вместе с нашими военнослужащими они уже приступили к раскопкам в Витебском районе. К этим объектам будет особенное внимание с нашей стороны.
Работа поискового батальона в Лепеле...
— Есть ли уже какие-то результаты работы поисковиков? Прошло совсем немного времени…
— Первые результаты нас порадовали. На 1 мая этого года мы провели поисковые работы на 13 неучтенных воинских захоронениях. На 10 из них обнаружили и сразу извлекли останки погибших, 3 отработали дополнительно. Передали местным властям для перезахоронения больше 1300 останков.
Найдена 1 единица и 16 фрагментов стрелкового оружия, 247 взрывоопасных предметов, больше 1500 патронов. Есть две награды: медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но важнее всего то, что смогли идентифицировать и отыскать некоторые сведения о 7 погибших.
...и в Славгородском районе.
— Поделитесь подробностями?
— У деревни Старь Лиозненского района извлекли останки 36 красноармейцев, погибших в 1943 году. Там же — медали, именной медальон и предметы личного пользования. По номеру медали «За отвагу» установили имя одного бойца: это уроженец Калининской области сержант Ростислав Опекаловский. Известно, что он был снайпером, а награду получил в сентябре 1942-го. Идентифицировать второго военнослужащего смогли по надписи на ложке. К сожалению, знаем только фамилию — Демичев.
Сведения еще о двоих получили из сохранившихся документов. Их имена — Иван Москвин и Мордухай Дупшан. Останки седьмого бойца, о котором удалось узнать хоть что-то, тоже нашли в Рогачевском районе у деревни Романовка. Это Алексей Гнускин из Саратовской области, который пропал без вести летом 1941 года. Теперь, когда документы и награды найдены, предстоит проверить и уточнить полученную информацию и организовать поиск родственников погибших. А этот процесс может занять достаточно много времени.
— Информация о большинстве этих и многих других военнослужащих находится в российских архивах. С доступом к ней проблем не возникает?
— Нет. Между нашими странами выстроено отличное взаимодействие в этой сфере. Военно-мемориальное управление, Центральный архив Министерства обороны и многие российские региональные организации оказывают нам неоценимую помощь по установлению сведений о погибших, которых нужно идентифицировать.
— А как помогают вам наши сограждане? Есть немало поисковых клубов в регионах.
— Взаимодействие с ними позволяет повысить результативность поисковых работ. Есть несколько организаций, которым мы можем сказать большое спасибо. Их вклад в это дело огромен. Это Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб «Виккру», поисковые общественные объединения «Ніколі не забудзем» в Добруше и «Память Отечества» в Гомеле, а также поисковые группы «Батьковщина» из Минска и «Звезда» из Жлобина и Рогачева.
avramenko@sb.by
Фото автора и Алексея Вязмитинова