В Польше зреет политический кризис: перекинется ли он на остальной Евросоюз?

Европейская бомба в Варшаве

Недавно прошли выборы в Словакии. Несомненно, событие важное для страны. Но носило оно исключительно национальный характер. Электоральная кампания в Польше обладает намного большим значением. Даже не региональное, а, вполне возможно, геополитическое. Если посмотреть внимательнее и глубже на электоральную кампанию в Варшаве, то она в существенной степени крутится не столько вокруг внутренних проблем, сколько остро стоят международные вопросы. И даже вроде бы чисто местные вопросы рассматриваются через геополитическую призму. Не важно, идет разговор о развитии сельского хозяйства, визового коррупционного скандала в МИД или законодательства по абортам, так или иначе дискуссия выплескивается в плоскость интеграции или дезинтеграции по европейскому направлению. Лидер оппозиционной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск уже неоднократно заявлял: если не отстранить правящую партию «Право и справедливость» от власти, то она может спровоцировать вывод государства за пределы Евросоюза. За экспрессией предвыборных лозунгов кроется немало правдивых суждений.

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА


На самом деле войти в ЕС сложно: требуется консенсус всех членов союза, а предварительно придется выполнить еще множество условий. Выйти, по крайней мере, по процедуре намного проще. Причем оставаться или покинуть «европейскую семью» исключительно суверенное право государства. Захотели — вышли. И можно ни у кого не спрашивать. Да, брексит растянулся на несколько лет. Но это было вызвано только желанием и Лондона, и Брюсселя развод оформить цивилизованно и полюбовно. И не просто выстроить таможенную границу по Ла-Маншу вдруг и сразу, а сначала сформировать новую платформу для сотрудничества. Но в реальности процесс выхода может быть и более стремительным. Правда, тогда он станет и более драматичным. Возможно, даже трагическим. И для Варшавы, и для ЕС.

С точки зрения прагматики такое развитие событий может рассматриваться как самоубийство для Польши. Все-таки ее экономика и культурно-социальные контакты в значительной степени завязаны на Европу. Особенно в современных геополитических реалиях, когда наметился раскол по линии Восток — Запад. Реального маневра у государства нет. Конечно, присутствует альтернатива по Североатлантическому вектору. Но развивать этот трек (что сегодня Дуда с Моравецким и делают) не вызывает труда по политической составляющей. Но с экономикой все обстоит сложнее: мировая история развития цивилизации эмпирическим путем надежно доказывает, что торгово-производственные отношения формируются в ключевом объеме между соседствующими, а не заморскими регионами.

Другой вопрос, что сегодня утилитарные цели нередко блекнут и ретируются под давлением политической целесообразности (которая нередко является эвфемизмом личных амбиций). Не стоит сбрасывать со счетов и геополитические игры, которые закрутились нынче с новой силой. И если смотреть на партию Польша — Евросоюз, то в этой шахматной баталии Варшава, скорее, является одной из фигур, но никак не игроком. Хотя политикам может казаться иначе. Но ключевым актором, как мне видится, в немалой степени являются Штаты. Не будем делать из Вашингтона всемогущего вершителя судеб других стран. Но угроза политического кризиса, к которому сейчас подошла Польша, в существенной степени результат неумелого менеджмента национального истеблишмента. Но внутренними проблемами союзника в Белом доме однозначно воспользуются. Благо, что разлад в европейском доме вполне лежит в русле общей стратегии США.

Не стоит забывать, что Америка начала перезагрузку отношений с ЕС еще при Трампе. После победы Байдена, который вроде бы выступал жестким оппонентом предшественника, переговоры с Евросоюзом по трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству так и не возобновились. Торговый спор по стали и алюминию так и не был урегулирован. Белый дом не прислушался к просьбам европейских партнеров по НАТО о более планомерном выводе войск из Афганистана. Был достаточно унизительный для Франции договор Вашингтона, Лондона и Канберра, который лишил Париж контракта на поставку в Австралию подводных лодок. Американский акт о борьбе с инфляцией вообще носил откровенно дискриминационный характер по отношению к внешним партнерам, прежде всего европейским. Это ожерелье событий политологи называют «расстыковкой» США и ЕС. И если не полный развал союза, то его ослабление, в принципе, на руку Белому дому. Другой вопрос, что до определенного времени всегда существовала опасность замены атлантического альянса на евразийский, континентальный. Но после обострения событий в Украине вариации на тесное сотрудничество Германии и России если не исключены, то не просматриваются в обозримом будущем. Поэтому развал ЕС уже не вызывает в Штатах большой обеспокоенности. И в этом случае, как неоднократно описывали мастодонты американской внешней политики в своих трудах, Белый дом начинает выстраивать особые отношения с отдельными членами Евросоюза — в данном случае с Польшей.
Поддержка «мирового гегемона» в определенной степени вскружила голову правящей элите в Варшаве. По заданию ли Госдепартамента или исходя из каких-то иллюзий о своей силе, но сегодня Польша в Европе является главным возмутителем спокойствия: то займут жесткую позицию по мигрантам в пику Брюсселю, то спровоцируют спор с Германией по поводу репараций по итогам Второй мировой войны. 
Жесткая риторика с Киевом по поставкам зерна и некоторым другим вопросам тоже проводится вразрез с общей европейской позицией. Недавно официальная Варшава фактически обвинила в предательстве Берлин, заявляя, что Германия желает произвести перезагрузку отношений с Москвой. Чем закончится эта комедия, а скорее — драма?! Действительно Польша попытается выйти из Евросоюза? Или эпатаж в сторону Европы не более чем шантаж? И таким образом Варшава требует восстановить свои права по программам помощи из казны ЕС по преодолению последствий пандемии? В прошлом году в этой опции Брюссель (а там, где деньги, немаловажное мнение имеет и Германия) Польше отказал. В том числе и по причине проблем с коррупцией и соблюдения законности. Видимо, в такой позиции Польши есть свои интересы и у Вашингтона. По крайней мере, у Белого дома появляется весомый аргумент в переговорах с Евросоюзом: влияние на Польшу становится серьезным козырем. Тем более что выхода еще одной страны содружество может не пережить. И тогда придется идти на уступки. Поэтому польские выборы — очень интересное событие, которое может иметь важные геополитические последствия.

volchkov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter