На Гомельщине все больше людей желают сдать плазму с антителами к COVID-19

Этот фонд на вес золота

В области от коронавирусной инфекции вылечиваются пациенты, подходит к концу их 15-дневный срок, который необходимо выдержать после полного выздоровления. Ведь приблизительно спустя это время в организме вырабатываются антитела, способные помочь другим заболевшим. Специалисты склоняются к тому, что антиковидная плазма есть не что иное, как средство комплексного лечения. Некоторые считают, что в какой-то мере ее даже можно сравнить с вакциной, только с кратковременным эффектом. Заместитель главного врача Гомельского областного центра трансфузиологии Надежда ТКАЧ рассказала «СГ» о пользе такого метода лечения и о том, как в регионе активизировались желающие сдать плазму с антителами к COVID-19.

— К НАМ обратились 10 потенциальных доноров — это переболевшие пациенты, у которых есть официальный документ о преодоленном диагнозе. У одного из них — местного спортсмена, который заразился COVID-19 на соревнованиях в Португалии, — плазму взяли дважды, двум донорам процедура предстоит на этой неделе, у остальных, к сожалению, антитела не выявлены. Но процесс сдачи плазмы на Гомельщине только начинается,
— расставляет акценты Надежда Владимировна. — Ведь вначале люди начали болеть на Витебщине и Минщине, а также в столице. В нашей области этот процесс шел немного с запозданием. Не так давно начали выздоравливать первые пациенты, плюс ко всему обязательное время, которое должно пройти после излечения, — минимум две недели.

На Гомельщине две станции переливания крови, в Рогачеве и Мозыре, и два отделения трансфузиологии — в областной больнице и Речицкой центральной районной. Во всех этих учреждениях, включая областной центр трансфузиологии, идут агитация, поиск, рекрутирование потенциальных доноров, но сами заборы проводятся только в областном центре трансфузиологии.

— Работа по антиковидной плазме ведется с конца апреля — начала мая, — поясняет Надежда Ткач. — Потенциальные доноры обращаются сами, также у нас есть база переболевших, которым предлагаем сделать тесты на антитела. Но стоит учитывать, что у доноров изначально есть ряд противопоказаний, поэтому делаем запросы в поликлиники, в электронном формате получаем выписки и оцениваем состояние пациентов, а при подходящем состоянии здоровья приглашаем к нам.

Законодательство регулирует возраст доноров: юридически это от 18 до 60 лет, но для антиковидной плазмы желательно около 45 лет. Тем не менее первоочередной фактор в заборе — присутствие антител. Согласно постановлению Минздрава № 37, процедура запрещается при ряде хронических заболеваний, онкопатологии. В первую очередь такие ограничения введены для безопасности здоровья самого донора, чтобы ему не навредить. Ведь сдача крови предполагает и забор микроэлементов, отсутствие которых может спровоцировать сбой в ослабленном организме.

— Потенциальные доноры приходят все чаще, на этой неделе на проверку записано до 10 человек. Предварительно обращаются медработники, которые пока болеют, но после положительного исхода ситуации готовы провериться на антитела и сдать плазму. Среди них есть и медийные личности, достаточно популярные в Беларуси, — акцентирует внимание Надежда Владимировна и желает коллегам скорейшего выздоровления.

Гомельская антиковидная плазма ушла в организацию здравоохранения Минска. Территориальность не имеет значения, главное — чтобы помогло восстановиться. Для переливания также должны быть показания. Во-первых, обычно выбирается идентичная для донора и реципиента группа крови, но в определенных случаях подойдет и универсальная, при плазме это четвертая. Во-вторых, для реципиентов много ограничений по состоянию здоровья. РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий открыл телемедицинское консультирование для родственников, заболевших и медработников, ведь главный принцип в работе по поддержке плазмой — не навредить. Препоной в такой помощи могут стать хронические заболевания, а также крайне тяжелое состояние пациента. Инфекция ведь новая, неизученная, любые последствия спрогнозировать трудно, поэтому в данный момент новая процедура показана лишь среднетяжелым пациентам. 


Нет, это не панацея — это средство лечения, причем комплексного, отмечают специалисты. В какой-то степени плазму можно сравнить с краткосрочной вакциной, потому что она создает пассивный иммунитет. Однако, по некоторым предположениям, он не вырабатывается, заметен исключительно лечебный эффект, поэтому, чтобы состояние стабилизировать и улучшить, требуется несколько подобных процедур. Нельзя и безоговорочно утверждать о помощи этого средства: все индивидуально и зависит от комплексного подхода с применением и других видов лечения.

Как быть пациентам, которые хотят сдать плазму на антитела и наверняка уверены, что коронавирусной инфекцией переболели, однако не имеют этому клинического подтверждения? Когда волна с донорской плазмой только началась, вспоминает Надежда Владимировна, в регистратуре разрывался телефон и каждый второй утверждал, что сто процентов перенес коронавирус. Но важно найти переболевших людей именно по факту, чтобы целенаправленно искать у них антитела. Тем более тестинг показан только для официально подтвержденных случаев. В РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий практика тоже похожая, однако там потенциальный донор, предполагающий, что способен сдать антиковидную плазму, в общем порядке может записаться на сдачу крови, которая впоследствии будет проверена на антитела. Тогда как в областных центрах кровь проверяется на гепатит В, С, ВИЧ и сифилис.

В ГОМЕЛЬСКОМ областном центре трансфузиологии — около 25—28 тысяч донаций в год, а в месяц — около 2 тысяч доноров. Это количество варьируется в зависимости от потребности организаций здравоохранения. Есть три направления: сдача цельной крови, плазмы и клеток тромбоцитов. Один забор крови стоит около 100 рублей и 150 — плазмы. Но в республике, согласно государственной программе, определен и безвозмездный вид донорства. Решение пожертвовать кровь бесплатно может принять сам пациент. В этом случае, как и при возмездном варианте, ему полагается компенсация на питание в районе 25 рублей, а также освобожденный от работы день. К слову, на Гомельщине за январь — апрель желающих сдать кровь бесплатно — 26,4 процента от общего количества пациентов и 17,4 процента — среди сдающих плазму.

— Доноры — одна из самых обследованных категорий граждан, они раз в полгода обращаются к врачам за справкой. Раз в год обязательно проходят флюорографию, сдают анализы, в том числе на маркеры ВИЧ и гепатитов. Женщины посещают гинеколога. Наши доноры заботятся о своем здоровье, выполняют свой гражданский долг ответственно. Ведь вместе с кровью у них забираются витамины и белок, но если пациент здоров и заботится о себе, то он быстро восстанавливается, кровь и микроэлементы обновляются, что приносит организму пользу. Тем не менее при любом раскладе доза крови забирается минимальная, около 450 миллилитров, чтобы организм не почувствовал потерю, — поясняет Надежда Владимировна.

В переводе с латинского «донор» — «дарить». Подарить силы, здоровье, а в некоторых случаях, как с антиковидной плазмой, даже жизнь. Наша страна закупила 100 тысяч тестов на определение антител. Плюс за счет бюджетных средств их приобретают сами мед­учреждения, как, например, это сделали в Гомельском областном центре трансфузиологии. Здесь тестируют всех, кто обращается по показаниям. Дефицита для нуждающихся нет. Плюс ко всему центр активно сотрудничает с РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, куда направляются пациенты для дополнительных методов исследования. Прочная связь с коллегами из столицы вселяет уверенность, дает возможность консультирования и помогает в практическом плане.

basikirskaya@sb.by

Фото БЕЛТА и из личного архива Надежды ТКАЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter