«Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, которая не ведет отсчет своего суверенитета от подписания Декларации о нем. И в этом шаге проявились извечная историческая мудрость и наша прозорливость. Ведь свободу нельзя получить благодаря чьему-то росчерку пера. Любой, даже самый важный, документ — просто бумага, если за ним не стоят сила и воля народа. Наша независимость основана на результатах труда и жертвах многих предыдущих поколений» — слова Президента на церемонии возложения венков к монументу Победы 3 июля 2010 года созвучны чувствам и эмоциям каждого из нас — от ветеранов, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, до молодежи, только начинающей вписывать свои страницы в славную летопись родной Беларуси.
Накануне праздника корреспонденты «Р» окунулись в ретроспективу дня 3 июля 1944 года. Вместе с сотрудником Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Аллой Гавриловой вспомнили о танкистах, вошедших первыми в освобожденную от оккупации белорусскую столицу, минерах, благодаря которым сохранились здания довоенной эпохи, увидели личные вещи героев и просмотрели сохранившиеся фотографии тех лет.
Салют освободителям
Мы стоим возле витрин, посвященных освобождению Минска. Здесь представлены документы, личные вещи, награды участников тех событий. Индивидуальные и групповые фотографии, на которых серьезные, а где-то и веселые лица. Лица героев. Да, это лишь предметы, но они — часть той истории, благодаря которой мы сегодня есть. Мы и наша страна — красивая и независимая.Минск был освобожден 3 июля 1944 года в ходе Минской наступательной операции (она длилась с 29 июня по 4 июля) войск 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов. После освобождения Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска части 4-й и 9-й немецких армий оказались в полукольце советских войск.
— Войска 1-го и 3-го Белорусских фронтов наносили удар по противнику по сходящимся направлениям на Минск, а войска 2-го Белорусского фронта содействовали своим соседям слева и справа. Таким образом они сковывали гитлеровцев в самом центре «белорусского балкона». Поясню, что «белорусский балкон» образовался в результате нескольких наступательных операций на Витебском и Бобруйском направлениях осени 1943-го — весны 1944-го, еще до начала белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», — раскрывает подробности Алла Гаврилова. — Дальнейшей задачей нашей армии было завершение окружения группы армий «Центр» и освобождение Минска.
Алла ГАВРИЛОВА у витрины с муляжом штурмового флага, который был водружен над зданием Театра имени Янки Купалы.
Штурм города начался на рассвете 3 июля. С разных сторон в него входили танковые соединения.
— С северо-востока вошел второй гвардейский Тацинский танковый корпус генерал-лейтенанта Алексея Бурдейного. На северную окраину вошли передовые части 5-й гвардейской танковой армии маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова. С юго-востока в город вступил в середине дня 1-й гвардейский танковый корпус генерал-майора Михаила Панова, — перечисляет сотрудник музея. — Вслед за танкистами продвигались стрелковые соединения 31-й армии генерал-лейтенанта Василия Глаголева, 11-й гвардейской армии генерал-полковника Кузьмы Галицкого и 3-й армии генерал-полковника Александра Горбатова.
Тесня противника, танковые части, поддерживаемые войсками 31-й, 11-й и 3-й гвардейских армий, начали отвоевывать шаг за шагом, квартал за кварталом город. Во второй половине дня Минск был полностью освобожден.
— 3 июля в 22 часа Москва салютовала 24 залпами из 324 орудий воинам, освободившим столицу Беларуси. 52 соединения получили почетные наименования «Минские», — с гордостью говорит Алла Гаврилова.
Участники освобождения Минска — танковый экипаж гвардии младшего лейтенанта Д. ФРОЛИКОВА. 1-й ряд (слева направо): наводчик В. Зотов, командир взвода Д. Фроликов, механик-водитель П. Карпушев; 2-й ряд (слева направо): стрелок-радист И. Костюк, заряжающий В. Косякин.
Встречи со слезами на глазах
— Минск был оккупирован на седьмой день войны, 28 июня 1941-го. Долгих три года город ждал своего освобождения. Вместе с тем его жители не сидели сложа руки. 1100 дней Минское подполье (свыше 6 тысяч человек) вело борьбу против оккупантов. Патриоты города совершили более 1500 диверсий, — отмечает специалист.Кстати, если до войны в городе проживало около 300 тысяч человек, то на момент освобождения осталось лишь 45—50 тысяч жителей. В Минске и его окрестностях оккупанты уничтожили около 400 тысяч человек.
Алла Гаврилова уточняет, что сегодня музейные работники озвучивают данные, полученные до 2014 года:
— Сейчас инициировано расследование Генеральной прокуратуры по геноциду белорусского народа. Проводятся исследования в Институте истории Национальной академии наук. Поэтому возможно, что в ближайшее время будут внесены какие-то корректировки и дополнения, ведь благодаря этим расследованиям и исследованиям в научный оборот постоянно вводятся новые данные.
Майор Ивин, капитан Кузнецов и сержант Васенков обезвредили авиабомбы, заложенные гитлеровцами под Дом Правительства, и сохранили этот архитектурный памятник эпохи конструктивизма.
Когда минчане увидели на своих улицах советских солдат, то это был не просто праздник, а ликование, слезы счастья, объятия, смех. В архивных записях свидетелей тех событий можно встретить строки, что жители выходили буквально из-под земли. Все потому, что город был разрушен и люди жили в землянках.
И еще одна небольшая деталь. На картине Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года», хранящейся с 2006 года в постоянной экспозиции в нашем Национальном художественном музее, можно увидеть танкистов, освобождавших Минск, и встречающих их с цветами горожан.
Картину «Минск. 3 июля 1944 года» размером более 2,7х5 метров Валентин Волков создавал на протяжении почти десяти лет. В ее основу легли личные переживания и наблюдения автора.
— Очевидцы тех событий говорят, что в столице невозможно было найти цветов, поэтому танкистов, скорее всего, приветствовали просто букетиками из травы, — предполагает Алла Гаврилова, а также добавляет, что сегодня, гуляя по городу, восхищается его красотой. — Как у нас чисто, как гармонично в нем все сочетается: и современная архитектура, и старинные здания. Страна перенесла такую страшную войну и возродилась. Испытываю чувство гордости и не представляю, как можно не любить эту землю, наше родное, наш праздник 3 июля. Для меня он сродни Дню Победы.
Руины на месте города
Город лежал в руинах. От довоенного Минска почти ничего не осталось. Из 332 предприятий уцелело только 19. Были разрушены университетский городок, школы, кинотеатры, библиотеки. Сильно пострадали центральная часть и привокзальный район, на главной улице Советской осталось не более десяти крупных зданий. Общий материальный урон, причиненный Минску, в ценах 1941 года составляет шесть миллиардов рублей.Маршал Алексей Василевский докладывал Верховному главнокомандующему 5 июля: «Я посетил Минск. Впечатление у меня осталось крайне тяжелым. Город был сильно разрушен фашистами. Из крупных зданий враг не успел взорвать только Дом белорусского Правительства, новое здание ЦК КПБ, радиозавод и Дом Красной армии. Электростанция, железнодорожный вокзал, большинство промышленных предприятий и учреждений взорваны».
Многие здания в городе были заминированы. По приказу первого коменданта Минска генерал-майора Николая Олешева саперами в кратчайший срок обезвреживались тысячи мин и бомб. От взрыва удалось спасти Дом Правительства и Дом Красной армии (ныне — Центральный Дом офицеров), Театр оперы и балета, консерваторию, мясокомбинат. Всего около 180 объектов.
Так минчане встречали воинов-освободителей 3 июля 1944 года.
— Известны имена саперов, обезвредивших авиабомбы, заложенные гитлеровцами под Дом Правительства. Это майор Ивин, капитан Кузнецов, сержант Васенков. Они смогли сохранить этот архитектурный памятник эпохи конструктивизма, — добавляет сотрудник музея. — Кстати, капитан Кузнецов, командир взвода 877-го отдельного саперного батальона, за это был награжден орденом Отечественной войны I степени.
О чем говорят экспонаты
Останавливаемся возле снимков, на которых запечатлен парад партизан, состоявшийся в освобожденном Минске 16 июля 1944 года.— В тот день торжественным маршем по городскому ипподрому прошли более 30 тысяч партизан. На параде присутствовало руководство БССР, многочисленные гости, делегация воинов Красной армии во главе с командующим 3-м Белорусским фронтом генералом армии Иваном Черняховским, принимавшим парад, — комментирует Алла Гаврилова. — Следует отметить тот факт, что, разрабатывая план Белорусской наступательной операции, Ставка Верховного главнокомандования учитывала действия 203 тысяч партизан и подпольщиков. Белорусские партизаны захватывали и удерживали переправы, плацдармы, опорные пункты и узлы обороны, уничтожали врага ударами с тыла, вели разведку и помогали ликвидировать окруженные вражеские группировки.
В витрине бережно разложены документы, личные вещи, награды партизан, участвовавших в совместных боевых действиях с регулярными войсками.
К слову, после освобождения Беларуси 180 тысяч партизан пополнили ряды Красной армии, 12 из них стали Героями Советского Союза, 20 — полными кавалерами ордена Славы.
— 28 июля освобождением Бреста завершилась трехлетняя оккупация Беларуси, а сама белорусская наступательная операция «Багратион» закончилась 29 августа, когда наши войска вышли к границам Восточной Пруссии и в предместье Варшавы. Из строя были выведены более 409 тысяч немецких солдат и офицеров, около 200 тысяч взяты в плен, — знакомит со статистикой Алла Гаврилова.
Специалист также сообщает, какой ценой далась битва за Беларусь:
— Только в период боевых действий на территории нашей страны погибли 97 232 воина, а всего в белорусской наступательной операции «Багратион» Красная армия потеряла около 765 800 солдат убитыми и ранеными.
Помнить и беречь
Погоны командующего 5-й гвардейской танковой армией маршала бронетанковых войск Ротмистрова. Модель танка командующего 1-м гвардейским танковым корпусом генерал-лейтенанта Панова, плакат «ГЕРОИ-ТАЦИНЦЫ». У витрин музея можно стоять долго. Или рассматривать фотографии. Вот, например, групповые снимки танковых экипажей гвардии младшего лейтенанта Зенкина, гвардии младшего лейтенанта Фроликова, гвардии старшины Лезина, участвовавших в освобождении Минска.— Дмитрий Фроликов воевал на фронте с 1941 года, — делится информацией наш экскурсовод. — Он дважды горел в танке, участвовал в освобождении Орши и Минска. В дальнейшем погиб в Восточной Пруссии, так и не узнав, что ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В горизонтальной витрине представлены личные вещи командующего 31-й армией генерал-лейтенанта Глаголева — фуражка, сабля, стереотруба, мундштук, бумажник, курвиметр. 3 июля 1944 года воины этой армии вместе с танкистами сражались на улицах Минска, отбивая у противника родную территорию. Именно они водружали красные флаги над уцелевшими зданиями, в том числе Домом Правительства и Домом Красной армии.
Музей истории Великой Отечественной войны — место притяжения не только жителей нашей страны, но и гостей из десятков стран ближнего и дальнего зарубежья.
Перед тем как покинуть Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — знаковое для страны место, еще раз рассматриваем фотографии, которые запечатлели радость и ликование жителей Минска в день освобождения 3 июля 1944 года.
— Мы должны об этом не только помнить, мы должны это ценить и беречь, — словно читает наши мысли Алла Гаврилова.
statkevich@sb.by