Коронакризис стал своеобразной проверкой на прочность. «Р» отправилась в бизнес-инкубаторы и узнала, как поживают резиденты, какую стратегию выбрало руководство для их поддержки, и что глобально пришлось пересмотреть в работе центров поддержки.
Жизнь резидентов бизнес-инкубаторов налаживается. Клиенты возвращаются.
Бизнес на новый лад
В одном из самых узнаваемых бизнес-инкубаторов в Минске — КУП «Молодежная социальная служба» сотни предпринимателей начали свой путь под шефством сведущих менторов. Трехэтажное здание с большими окнами — можно взять под аренду на льготных условиях и маленький офис на семь квадратных метров, и обустроить полноценную мастерскую на 65. Здесь помогают получить финансирование, найти сотрудников на аутсорсинг, предоставляют юридические и бухгалтерские консультации и так далее.Как и многие сферы, резиденты бизнес-инкубатора почувствовали спад в марте и апреле этого года. Всего их насчитывается 208: есть школа парикмахеров, ремонт автомобилей, косметология, автошкола и многие другие.
Предприниматель Владислав Выучейский арендует в инкубаторе офис на 18 квадратных метров. Год назад он стартовал в бизнесе, открыв туристическую фирму. Эта сфера считается одной из наиболее пострадавших в связи с закрытием границ, однако молодой человек решается рассказать, что выпало на его долю.
— Январь и февраль считаются в туризме мертвым сезоном. На новогодние праздники были последние массовые выезды за границу. Следующие планировались на конец апреля. И к этому я готовился, бронировал отели, заключал контракты, почти запустил масштабную рекламную кампанию. Как только узнал, что коронавирус на подходе и к нашей стране, решил выдержать паузу и не вкладывать деньги в продвижение, — делится Владислав. — Не могу сказать, что понес серьезный ущерб. Клиенты не вносили предоплату за отели и транспорт. С некоторыми расторгли договора либо перенесли выезд на позднее время.
Предприниматель Владислав Выучейский продает туры в Россию и Украину, но переключился на внутренний туризм.
Так как сам он не может выступать туристическим оператором, эту функцию взяла на себя «Молодежная социальная служба». Вообще предприниматель продает туры в Украину и Россию. Но сейчас переключился на внутренний рынок — сплавы на плотах, байдарках, организация отдыха в агроусадьбах, национальных парках. Кроме того, начал оказывать услуги консалтинга, проводить вебинары для предпринимателей.
С поиском необычных туристических мест в Беларуси у Владислава проблем не возникло. Выпускник БГТУ по специальности «Туризм и природопользование», он еще во время учебы объездил если не все, то многие национальные парки, наладил контакты, получил базу знаний по экотуризму.
— Но как переключить людей на внутренний туризм? При выборе отдыха в Беларуси потребитель ориентируется на невысокую стоимость. Поэтому я провел переговоры по снижению цен и направленности на индивидуальный подход. Ведь туробъектам тоже невыгодно простаивать, — рассуждает бизнесмен.
По его словам, «оттепель» началась примерно с середины мая. Люди устали сидеть дома, что видно и по Минску — посещаемость в кафе, барах резко увеличилась. С туризмом та же ситуация. Сейчас предприниматель готовится к открытию границ — разрабатывает программы путешествий, переделывает сайт.
Но путешествия в Россию и Украину вновь станут актуальными в лучшем случае к октябрю. Продержаться в непростое время помогло то, что руководство инкубатора дало отсрочку платежей по аренде до конца года, а недавно и вовсе снизили ставку на 20 процентов.
— Между всеми арендаторами и руководством постоянно есть связь. Можно сказать, мы здесь как большая семья под одной крышей. Сферы деятельности различные, поэтому легко найти партнеров и взаимовыгодно пользоваться услугами, — утверждает Владислав.
Своими силами
Предприниматель и юрист Виктория Ганц, напротив, за поддержкой, льготными условиями к руководству не обращалась. Девушка совместно с партнером Натальей оказывает юридические услуги для бизнеса, помогает физическим лицам в части открытия бизнеса. Рассматривает разные вопросы — регистрация бизнеса, договорная работа, взыскание долгов, кадровое делопроизводство. Почти два года они находятся под крылом бизнес-инкубатора. Однако уже уверенно чувствуют себя в деле, берут на практику и работу студентов.Юрист Виктория Ганц с партнером по бизнесу решили не обращаться за помощью и льготами.
— С марта до середины мая упало количество обращений, в связи с чем в четыре раза сократилась выручка, — говорит Виктория. — Многие компании перешли на самоизоляцию, пытались сократить свои расходы. К сожалению, юридическая помощь в целом не очень высоко ценится, а правовая грамотность хромает. Компании считают, что ими можно пренебречь. Даже те, кто имели в наличии долги, которые необходимо было взыскивать, притормозили и пытались решить все своими силами.
Это время Виктория использовала для тайм-аута, развития и образования. К началу июля возобновилась активность компаний. Сейчас партнеры обзванивают прежних клиентов, пытаются им помочь. Причем работают по тому же прайсу.
— Но все-таки не могу сказать, что мы прямо критически пострадали от коронавируса. Пока мы в силах сами платить и не находимся в серьезном убытке. Инкубатор живет за счет нашей аренды, поэтому его надо поддерживать, пока есть такая возможность, — подчеркивает юрист.
Большая деловая семья
Некоторым сферам бизнеса во время пандемии пришлось очень непросто.— Кто-то ушел на удаленку, кому-то понадобилось в срочном порядке уменьшить арендуемую площадь или даже расторгнуть договор, — рассказывает генеральный директор КУП «Молодежная социальная служба» Елена Плис. — Резиденты пересмотрели свои бизнес-модели, чтобы вписаться в новые тренды, оптимизировали все процессы. Их сотрудники вынуждены были работать эффективнее. Это позволило продолжить работу, даже несмотря на то, что уровень выручки значительно снизился. Многие предприниматели изменили форму работы на дистанционную и не планируют переводить отдельных сотрудников в офис после карантинных мер, так как увидели в этом плюсы и для себя, и для сотрудников.
Директор бизнес-инкубатора Елена Плис.
Елена Павловна подходила к рассмотрению проблемных вопросов резидентов очень индивидуально. В сложившейся ситуации предприняты дополнительные меры по оказанию поддержки — снижение общехозяйственных издержек, экономия ресурсов, оптимизация материальных затрат, что минимизирует эксплуатационные расходы. Но в целом, как она отмечает, отток предпринимателей был незначительным. Этому поспособствовали и своевременные меры со стороны государства для помощи субъектам, которые пострадали от пандемии.
— Согласно Указу Президента № 143 «О поддержке экономики» введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы. Кроме того, мы предоставляем резидентам отсрочку арендной платы согласно перечню видов деятельности. Отсрочка по исполнению обязательств предоставляется за период с 1 мая по 30 сентября 2020 года с последующей рассрочкой их исполнения по 31 декабря. Всего поступило 25 заявлений от резидентов об отсрочке платежей. В соответствии с решением Мингорисполкома, наши резиденты могут воспользоваться возможностью снижения арендной платы на 20 процентов в случае снижения общего объема выручки в апреле—мае 2020 года по сравнению с выручкой за январь — февраль либо по сравнению с выручкой за аналогичный период прошлого года. Заявления от резидентов уже начали поступать, — описывает ситуацию Елена Плис.
Директор отмечает, что с резидентами и до коронавируса они были в тесной связи, ведь одна из задач бизнес-инкубатора — помочь молодым предпринимателям наладить свой бизнес на начальном этапе, что заведомо предполагает непрерывное общение.
— Могу утверждать, что информационно мы многим существенно помогли, — констатирует она.
Кстати, в бизнес-инкубаторе активно продвигают образовательные услуги. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, но для предприятий и молодых предпринимателей всегда проводилось много семинаров и конференций.
— Пришлось оперативно реагировать на современные вызовы, поэтому организовали бесплатную «Школу предпринимателей» в онлайн-режиме. Обучаем финансовой и правовой грамотности, проводим встречи с представителями власти и бизнеса, разъясняем меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в период кризиса, — заключает Елена Плис.
IT-стартапы
К слову, и в Минске, и в регионах, помимо традиционных центров поддержки, развиваются и специализированные. В столичном бизнес-инкубаторе технопарке «С нами будущее» 80 резидентов — производственные компании и IT-стартапы. Здесь не только предлагают недорогую аренду помещений, бесплатное образование, помощь в открытии фирмы, но и инвестиции до 50 000 долларов США.В одном из офисных помещений инкубатора мы встречаемся с директором технопарка Игорем Саевец. Именно здесь работает команда, занимающаяся стартап-акселерацией. А вообще площади под аренду есть во многих местах: и в Минском районе, и в Борисове. Это и офисы на 20—25 квадратных метров, и большие площади для производств до 900 м2.
Директор бизнес-инкубатора технопарка Игорь Саевец: «Арендную плату снизили на 50 процентов на 2–3 месяца».
— Еще до коронавируса, если у резидента возникали проблемы с прибылью, снижалось количество заказов, мы шли на уступки, — рассказывает Игорь. — Сейчас, когда 30 процентов площадей пустуют, бессмысленно не дать шанс предпринимателям. Некоторые из них с приходом коронавируса попросили снизить аренду на половину стоимости. Снизили аренду на 2—3 месяца, но с условиями — резидент должен за это время откорректировать все недочеты. Например, сделать сайт.
Помимо этого, предпринимателей приглашают на обучающие семинары, консультации, организованные в самом инкубаторе, и в Министерстве экономики, Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей.
Пандемия по-своему повлияла на инкубатор. Во-первых, как рассуждает Игорь Саевец, к IT-стартапам изменилось отношение. Это уже не столько начинающий бизнес, который не приносит доход, а компания, которая потенциально может продавать свою услугу либо в трех европейских странах, либо в Китае, либо в США. Тем более, сфера высоких технологий переживает подъем — видеосвязь, доставка, электронная оплата, медицина. В инкубатор в этом году пришел производственный стартап — доставка еды по подписке. И растет, по словам директора технопарка, как на дрожжах. Однако изменилось поведение инвесторов.
— На первых этапах они не стали инвестировать в стартапы. И посчитали, что выгоднее поднимать компании, которые обанкротились. Ведь приблизительный срок выхода на прибыль стартапа — 5—7 лет. А, например, отель, авиакомпания, переживающие экономический спад, вновь начнут приносить немалый доход через один или два года, — говорит директор технопарка.
Местный фокус
Центр поддержки предпринимательства «Светлогорский деловой партнер» более 10 лет предоставляет бухгалтерские услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, консультации.— В Светлогорске тяжелее всего пришлось розничной торговле, которая зависит от поставок товаров, связанных с пандемией коронавируса и со введенными ограничениями сопредельными государствами по свободному перемещению людей и транспорта. А также туристическим фирмам. Однако с июля они начали продавать первые поездки. Существенный спад и в сфере общественного питания, однако он все-таки не очень большой. Кстати, в этой сфере за прошедшее полугодие в Светлогорске открылось два предприятия, — рассказывает директор центра Жанна Рогова.
К слову, она является членом рабочей группы при Министерстве экономики и Министерстве финансов. Еще в феврале с бизнесом провели собрание и пытались найти выход из каждой ситуации. Писали письма и собственникам арендодателей. И многие частные арендодатели пошли на уступки, снизили аренду на 20—50 процентов.
— По крайней мере, у нас в Светлогорске практически не закрылся малый и средний бизнес, — рассказывает Жанна Рогова. — Да, все переживают, но нужно понимать, что весь мир сейчас борется с теми же проблемами.
КОМПЕТЕНТНО
Виктор Маргелов, исполняющий обязанности председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:
— Объекты инфраструктуры предпринимательства традиционно занимаются помощью бизнесу. Это их прямая обязанность. В условиях коронавируса их деятельность определенным образом осложнена. Прежде всего, предприниматели не хотят лично посещать центры поддержки. С другой стороны, сами центры лишены традиционных источников дохода, которые могли бы улучшить их финансовое состояние. Это проведение различных мероприятий, семинаров, приносящих доход. Все это серьезно изменяет взаимодействие между центрами поддержки и предпринимателями, ориентируя их на бесконтактную форму общения. Адаптация прошла довольно быстро. Есть и определенные результаты. В частности, Минский столичный союз славится сильным клубом квалифицированных бухгалтеров. Регулярно проводятся семинары, последние пять месяцев — дистанционно.
Безусловно, мы занимаемся вопросами помощи предпринимателям. Это работа ведется по нескольким направлениям. Регулярно ведем опросы бизнеса, вычленяем наиболее проблемные сферы, направляем в госорганы необходимую информацию. В Министерстве экономики постоянно проводятся совещания, где обсуждаются самые острые проблемы. Кроме того, мы формируем и платформы для взаимодействия между всеми участниками, чтобы улучшить их экономическое положение. Усилиями союза готовится национальный проект «Эко-города Беларуси», который при успешной реализации даст новые рабочие места.
malyshchyts@sb.by