В пятницу, работая на малой родине, Президент дал мастер‑класс рачительного отношения к дарам нашей природы. В июле белорусские леса серьезно пострадали от небывалого урагана. На преодоление первичных последствий разбушевавшейся стихии мобилизовалась вся страна. Надо было восстановить энергоснабжение, разобрать завалы на дорогах, буреломы в лесах. Все это было сделано достаточно оперативно. Теперь наступил момент заглянуть за горизонт, во времена будущих поколений. Для себя мы порядок навели, а для детей и внуков надо посадить новый лес. Чем и занимался Александр Лукашенко в Шкловском районе. Но региональные рабочие поездки Главы государства никогда не ограничиваются какой‑то одной темой. На этот раз в поле зрения Президента ряд актуальных вопросов аграрной отрасли. Журналисты президентского пула провели этот день с Главой государства. Подробности в нашем репортаже.
Западное или свое? Суть кукурузного эксперимента на президентском поле
Первая точка маршрута белорусского лидера — поле, которое в народе называют президентским. Сюда Глава государства приехал за рулем легендарного советского полноприводного легкового внедорожника ГАЗ‑69. Учитывая предстоящую программу этого дня — никакого делового стиля: сопровождающие чиновники сменили строгие костюмы на экипировку цвета хаки.В урочище Александрия‑2 на 107 гектарах в этом году высадили 12 гибридов кукурузы: по шесть видов отечественной и зарубежной селекции. Демонстрационно‑производственные опыты здесь проводились для того, чтобы оценить биологическую урожайность импортного и белорусского зерна.
Вообще, теме развития отечественной селекции Президент уделяет пристальное внимание. Оно и понятно, ведь обеспеченность собственными семенами — это не только импортозамещение, но и вопрос продовольственной безопасности. При этом важно обеспечить и качество семян, их соответствие высоким требованиям.Руководители районов и сами аграрии констатируют: цены импортных гибридов той же кукурузы порой в 10 раз выше отечественных, при этом западные по определенным параметрам демонстрируют более высокие результаты. Тем не менее белорусские семена могут обеспечивать высокую урожайность, но главное — жестко следовать технологиям возделывания тех или иных культур. Оценить результат эксперимента Александр Лукашенко и приехал в «Александрийское». И сразу первый вопрос: что же по факту лучше — импортное или наше?
Директор Полесского института растениеводства Леонид Шиманский докладывает: ряд сортов отечественной селекции дают результат не хуже импортных. При этом ученые отмечают такой нюанс: зарубежные гибриды предназначены в первую очередь для выращивания на зерно, а отечественные селекционеры всегда преимущественно работали над силосными сортами. Леонид Шиманский обозначает, что в селекции прогресс не стоит на месте ни в Беларуси, ни на Западе, за последние 10 лет продуктивность гибридов выросла на четверть. При этом западные компании делают ставку как раз на зерновые.
— Мы сегодня конкурируем более чем с 30 иностранными фирмами по селекции кукурузы. Ни по одной культуре такой конкуренции нет. Думаю, мы будем держать этот уровень, — заверил ученый.
«Кукуруза неплохая. Но мы отстаем от Запада»: какую задачу селекционерам поставил Президент
Продолжая сравнение, аграрии констатируют: зарубежные сорта созревают раньше. В частности, на президентском поле в «Александрийском» эта кукуруза полностью убрана. Что касается урожайности, отечественные гибриды все‑таки уступают импортным, хотя могут давать и сопоставимый результат.Директор ОАО «Александрийское» Дмитрий Малашенко не скрывает:
— Посеянные шесть импортных сортов — урожайность выше, белорусских — ниже (до 20 — 25 процентов).
Свое мнение выразил и председатель Шкловского райисполкома, бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Бартош:
— На базе хозяйств среднего уровня наших семян (белорусской селекции. — Прим. ред.) достаточно. Импорт закупать надо только тем хозяйствам, которые получают урожай 150 — 160 центнеров с гектара.
Таким образом, большая часть сельхозпредприятий страны может вполне успешно работать с отечественными гибридами, особенно если речь идет о заготовке кукурузы на силос. Но при соблюдении технологий можно получить и высокий урожай зерна. А вот высокопродуктивные импортные сорта на зерно имеет экономический смысл возделывать только в крепких передовых хозяйствах.Внимательно заслушав ученых и аграриев, Александр Лукашенко вынес вердикт:
— Кукуруза неплохая. Но мы отстаем от Запада… Если вы отстаете на 20 процентов (по урожайности. — Прим. ред.) — это много.
Кстати, белорусский лидер напомнил, что в свое время согласился с предложением не опираться только на отечественные семена и сорта, но еще хотя бы около 15 процентов закупать импортных, чтобы была возможность сравнивать результаты и понимать, на что ориентироваться.
При этом Президент принципиально предупреждает, чтобы не было никакого очковтирательства и шапкозакидательства:
— Видите, что у нас «полесский 175» (белорусский сорт. — Прим. ред.) дает 160 центнеров — предложите руководителям.
Зачем возделывать нам то, что не приносит пользы. Нам нужны высокоурожайные, хорошие сорта… Итоги надо подвести очень серьезно в сельском хозяйстве. Особенно по этим сортам. У нас пока еще не все хорошо. Приходишь: импорт — хорошо, а свое отстает. При том внимании, которое мы уделяем ученым.
«Я хочу сделать вывод по кадрам». Глава государства анонсировал большой разговор по итогам проверки НАН
Принципиальная позиция Главы государства, которую он озвучивал не единожды, — ученые должны давать результат. Вот и сейчас его требование остается неизменным, и это касается не только кукурузы. Александр Лукашенко разъяснил, почему так тщательно пытает ответственных за эксперимент:— Мы с вас начнем медленно‑медленно, по‑народному говоря, шкуру драть. Вы должны дать результат! Вы обещали устойчивость (зерновых культур. — Прим. ред.) к полеганию, высочайшую урожайность и прочее. А у нас чуть дождь прошел — все логом лежит…
Комиссия из числа ученых проверяет Академию наук серьезнейшим образом. Я хочу сделать вывод по кадрам: можно работать с этими руководителями институтов и так далее или нет. Вот мы и поговорим на эту тему, и вы должны быть готовы (дать отчет. — Прим. ред.) по всем культурам.Напомним, постоянно действующая рабочая группа по анализу деятельности Национальной академии наук создана распоряжением Президента в июне этого года. В ее состав вошли независимые компетентные эксперты, авторитетные ученые, обладающие глубокими знаниями, высокой квалификацией, значительным опытом работы в научной сфере и системе государственного управления. Руководителем группы определен председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов.
Рабочая группа изучает вопросы практикоориентированности и результативности научных исследований и разработок ученых НАН Беларуси, внедрения разработок в отраслях экономики и социальной сферы, анализирует разработки импортозамещающей продукции и технологий, экспорт научно‑технической продукции.
Хороший пример — другим наука. О том, почему Шкловский район должен быть образцовым
Короткий переезд, и остановка на еще одном поле. На свежевспаханной почве в глаза бросается явно мокрый, будто после дождя, клочок земли. Это та самая вымочка, которая изрядно портит нервы труженикам села. Президент ознакомился с опытом борьбы с этой напастью, которая чаще дает о себе знать весной.Глава государства обратил внимание на то, что на переувлажненных участках полей Беларусь недобирает значительную часть урожая, поэтому проблема очень актуальна и ее необходимо решать повсеместно. При этом Шкловский район должен стать образцом такой работы для всей страны. Начиная разговор, Александр Лукашенко продемонстрировал глубокое погружение в тему:
— Тема очень важная для Гомельщины. И на Могилевщине не меньше. Весной особенно, когда посевная заканчивается, летишь над страной — кругом пятна, пятна, пятна. То есть посеяли, вот на таких вымочках — там все это пропало, не всходит. И вот вся Беларусь в таких пятнах. Такие у нас почвы, климат такой. Это не Украина, это не Кубань. Мы порой примерно до 10 процентов урожая теряем.Мы же не отсеваем их потом, как была договоренность в этом году. Посеяли, говорю, ну надо вымочки обработать, что‑то там посеять после этого. Сейчас летаю, вижу — как было весной, так и осталось во время уборки. Редко какие хозяйства работают.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что в среднем по стране вспашка почвы ведется на глубину 25 — 30 см:
— Ниже вглубь не залазим. Образуется твердая подошва, и влага не впитывается в почву. Ученые говорят, что надо разрушить эту подошву вглубь ниже 25 — 30 см. Тогда вода туда пойдет. Изобрели целый шлейф техники для этого. Несколько лет проверяли. Вы говорите, что показывает себя хорошо. А я в это не совсем верю, как любой деревенский человек, пока не пощупаю руками.
В итоге было решено на президентском поле посмотреть в работе соответствующую технику. Демонстрацию пояснениями сопровождал кандидат технических наук специалист по информационно‑консультационной работе центра подготовки и повышения квалификации Могилевского облсельхозпрода Яков Яроцкий.
По словам специалиста, с течением времени проблема ушла вглубь, причем в самом что ни на есть прямом смысле. 15 лет назад в Беларуси пахали землю на 18 — 20 см в глубину, но техника была менее мощная, чем сейчас. Теперь же машины гораздо тяжелее, а именно они трамбуют почву, что приводит к образованию той самой подошвы, о которой говорил Президент. И если раньше этот пласт составлял до 6 сантиметров, то теперь доходит до полуметра. Для его разрушения нужны агрегаты нового типа (чизельные плуги, глубокорыхлители, работающие на глубину до 70 см) и более мощные тракторы. К счастью, в Беларуси умеют делать и то, и другое.
На поле в этот день работали энергонасыщенный колесный и гусеничный тракторы «Беларус» с навесным оборудованием холдинга «Амкодор». Тем не менее, по словам Якова Яроцкого, в Беларуси технология разуплотнения почвы системно еще до конца не проработана. А это не только решило бы проблему вымочек, но и позволило бы в засушливый период насыщать растения влагой, залегающей ниже уплотненного слоя. Это уже путь к значительному повышению урожайности.
Однако от локального к общему. Александр Лукашенко всегда укрупняет вопросы, которым посвящены его региональные поездки, до масштабов страны. Президент обратился к председателю Шкловского райисполкома Сергею Бартошу, ранее возглавлявшему Минсельхозпрод:
— Тебе как министру в Шкловском районе (не только на этом поле, это поле я езжу и вижу) — чтобы все было сделано весной. Если надо какая‑то помощь и поддержка — скажешь.
При этом Глава государства напомнил и о ряде задач, поставленных ранее. Они касаются восстановления в районе комбикормового завода (необходимые для этого средства уже выделены), райагросервиса, строительной передвижной механизированной колонны:
— Сделай так, как мини‑, маленькая Беларусь. Все доведи до ума. Скажи, что тебе надо, мы тебе поможем. Но не так: проси больше, дадут меньше. По‑человечески: что ты должен сделать — это твое.
Президент уточнил:
— Сделай Шкловский район, чтобы он был образцовым. Не потому, что это моя Родина, а для того, чтобы показать, как надо действовать. Вот здесь и Оршанский район. Они следом будут идти за тобой.У тебя для этого есть все: база, крепкие хозяйства, чтобы показать, как надо, и Оршанский район рядом потянем следом. Это надо масштабировать по всей республике. Вот тогда будем конкурентны и богаты.
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Как поднять урожайность белорусских гибридов кукурузы?
Президент Александр Лукашенко не раз обращал внимание на выращивание кукурузы, в том числе на зерно. Во время рабочей поездки по Минской области 3 августа 2007 года Глава государства заявил: «Есть реальная возможность собрать 1 миллион тонн кукурузного зерна. Если мы выйдем на этот уровень, то нам не будут страшны никакие погодные условия. Те, кто говорит, что выгоднее закупать кукурузу за границей, совершенно не правы. Гораздо дешевле и выгоднее выращивать ее у себя». В начале века зерна кукурузы в Беларуси производилось немного — 100 — 200 тысяч тонн в год. После того как Президент поставил задачу выйти на 1 миллион тонн, площади под эту культуру стали расти. В 2011‑м впервые собрали более 1 миллиона тонн, в прошлом году — более 2 миллионов, в нынешнем ожидается 2,2 миллиона тонн. При этом аграриям надо стремиться получать больше кукурузного зерна с меньшей площади за счет роста урожайности.Чьи гибриды кукурузы лучше подходят для этой цели: белорусские или импортные? Такова была цель демонстрационно‑производственных опытов, которые проводились на опытном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района, которое посетил в пятницу Президент. Глава государства считает, что белорусским ученым еще предстоит многое сделать для того, чтобы наши сорта встали в один ряд по урожайности с лучшими зарубежными гибридами кукурузы.
В Беларуси сельскохозяйственная наука на достаточно высоком уровне. Созданы сотни высокоурожайных сортов и гибридов. Но, как видим, работать еще есть над чем. При этом надо помнить, что конкуренция с зарубежными гибридами останется. Что по этому поводу думают производственники и ученые?
Председатель ПК имени В. И. Кремко Гродненского района Сергей Кремко делает такой акцент:
— Уже многие годы мы используем только импортные гибриды кукурузы. В этом году получаем 150 центнеров кукурузного зерна с гектара. Нам говорят, что такое количество могут дать и белорусские гибриды. Возможно, так и есть на опытных делянках. Но в производственных условиях столько получить пока не удается. К тому же наши кукурузокалибровочные заводы пока не могут поставить необходимое количество гибридов, особенно зернового типа.
У главного агронома КСУП «Экспериментальная база «Криничная» Мозырского района Владимира Сидорова иное мнение:
— В хозяйстве более 12 тысяч голов КРС. Для них требуется большое количество корма, в том числе из кукурузы. Площади культуры у нас не просто большие, а огромные. Выращиваем 800 гектаров кукурузы на семена и четыре тысячи — на силос. Высеваем только белорусские гибриды. В этом году кукуруза на зерно дала в среднем по 85 центнеров с гектара, на некоторых участках — 100. Да, это меньше, чем у лучших зарубежных гибридов. Но белорусские в три раза дешевле импортных.
По мнению специалиста, белорусские гибриды еще не полностью раскрыли потенциал. Если больше вносить удобрений, лучше ухаживать за посевами, можно получать урожайность на 25 процентов выше.
Что для этого делают белорусские ученые?
Белорусские гибриды создают селекционеры Полесского института растениеводства — дочернего предприятия РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию». Сейчас в госреестре сортов — 15 гибридов кукурузы универсального, зернового и силосного типов. Первым туда в 2003‑м внесли «белиз», через год — «полесский 212». Последний теперь рекордсмен в Беларуси по посевным площадям, им засевают 250 — 300 тысяч гектаров ежегодно.
В последние годы ученые института работали над созданием гибридов, устойчивых к недостатку влаги. В результате появилась линейка под общим названием «вивален».
— Эти гибриды хорошо зарекомендовали себя в системе государственного сортоиспытания, — рассказал заместитель директора по научной работе института Виталий Кравцов. — В своей группе спелости превосходят зарубежные аналоги. Средняя урожайность — свыше 120 центнеров зерна с гектара после сушки, на некоторых участках во время испытаний — до 158. Новый гибрид «вивален 3620», который включен в госреестр в 2024 году, показал себя еще лучше: в среднем до 130 центнеров с гектара, максимум — 170.
В институте налаживается его оригинальное семеноводство — производство родительских форм. Следующая стадия — промышленное производство на кукурузокалибровочных заводах. Через два‑три года этот гибрид можно будет увидеть на полях страны.
Почему же наши гибриды пока отстают по урожайности от лучших импортных?
На этот вопрос ученый ответил так:
— За рубежом селекцией гибридов кукурузы на зерно занимаются уже много десятилетий. У нас долгое время в приоритете были силосные гибриды, а на зерновые обратили взор относительно недавно. Думаю, понадобится еще несколько лет — и мы догоним иностранных селекционеров.
Более подробный разговор на эту и другие важные темы, на которые обратил внимание Президент, мы продолжим в следующих номерах…
Президент дал старт республиканской акции «Дай лесу новае жыццё!»
Акцию с 12 октября по 12 ноября проводит Министерство лесного хозяйства. Цель — восстановление лесов, утраченных вследствие беспрецедентного летнего урагана. Принять участие в ней может каждый желающий, записаться в ряды добровольцев можно в лесхозах. Особое внимание будет уделено восстановлению леса в Гомельской и Могилевской областях: именно они больше всего пострадали от разгула стихии.
Александр Лукашенко личным примером призвал земляков активно подключиться к благому делу. С его участием в Шкловском районе, на малой родине Главы государства, на площади 0,6 га высажено 2 тысячи саженцев дуба и ели.
По распоряжению Главы государства на территории лесного фонда страны устраняются последствия июльского урагана. Тогда были повреждены насаждения на площади 25 тысяч га с запасом древесины 2,4 млн куб. м. При этом сплошным санитарным рубкам подлежало 2 млн куб. м. В результате последующих ветров и детального обследования объем разработки только по сплошным санитарным рубкам вырос практически втрое и составил 5,7 млн куб. м.
Министр лесного хозяйства Александр Кулик доложил Президенту, что по состоянию на 11 октября рубки леса проведены на площади 19,8 тысячи га, заготовлено более 3,2 млн куб. м древесины, в том числе сплошные рубки — на территории 10,7 тысячи га с объемом заготовки 3,1 млн куб. м.
Древесина будет использована на деревообрабатывающих производствах страны. До конца текущего года законтрактовано более 3,7 млн куб. м древесины для нужд внутреннего рынка. Президент поинтересовался:
— Все, что ты убрал «золотое», ты в дело отдал?
По словам министра, деловая древесина заготовлена по максимуму.
Глава государства также обратил внимание на неукоснительное соблюдение сроков:
— Ты обещал бурелом убрать в этом году. Вы же говорили: поднимем всю страну, но уберем эти ветровально‑буреломные участки, отдадим в дело и в будущем году (крайний срок) высадим лес.
Пока же работы отстают от графика. В министерстве это объясняют тем, что изначально, когда определялись сроки, объемы работ представлялись гораздо меньшими. Но ситуация такая не везде. В целом по стране сроки соблюдаются, вопросы только по Гомельской области. Управляющий делами Президента Юрий Назаров пояснил:
— Ошибка в том, что он вовремя не определил масштабы и доложил. Но причины объективные — объемы выросли, не хватает людей и сил.
Александр Лукашенко напомнил о своем поручении:
— Как не хватает людей? Я же сказал: мобилизуйте.
Глава государства, посещая Мозырский район в августе, поставил задачу грамотно организовать помощь населению в пострадавших регионах, переработать поврежденный и поваленный лес, а следом оперативно заняться лесовосстановлением.
Президент тогда поставил задачу привлечь к этой работе в том числе и население, трудовые коллективы, студентов:
— Мы должны за будущий год все это восстановить. За зиму надо спланировать. Шулейко мне вчера докладывал, что саженцами мы обеспечены. Надо порядок навести. Только так мы можем спасти эти пустующие клочки.
Фото БЕЛТА