В следующем году страна примет II Европейские игры — знаковое событие в мире спорта и уникальная возможность продемонстрировать всему миру наше знаменитое гостеприимство. Готов ли это сделать частный бизнес, предлагающий услуги зарубежным гостям? Сможем ли мы достойно выдержать испытание искушенного потребителя? Сегодня в повестке дня — проблемы развития придорожного сервиса на основных автомагистралях.
Есть или не есть?
Придорожный вопрос
От люксовых отелей с казино до котлет с мухами. Корреспондент «СБ» проехала 714 километров по трассе М–1 от Минска до границы Российской Федерации и обратно. Посетила кафе и заправки по дороге, чтобы понять, готов ли наш придорожный сервис к наплыву гостей в преддверии II Европейских игр.
Сергей Леончик, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций, объясняет цель поездки: «Наша задача — выявить самые лучшие объекты. Это частая практика, в том числе и для европейских стран. Правда, там наши коллеги делают еще тесты на санитарные условия». Таких тестов у нас нет, зато есть специалист по гостеприимству. Ирина Бринкевич, консультант отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма едет с нами, чтобы увидеть, насколько объекты придорожного сервиса способны рекламировать белорусские достопримечательности. Еще один аспект, интересующий специалиста, стоянки для караванеров. Для включения Беларуси в международные каталоги их нужно 15, пока такого количества нет. Оборудовать место для автодомов не очень дорого: нужны туалет, чистая вода, розетка и место для слива отходов. Но освоить этот вид бизнеса предприниматели пока не спешат. Стоянку, пригодную для автодомов по всем параметрам, мы обнаружили лишь на пересечении с витебской трассой на АЗС «Белоруснефть». Там и розетка, и вода, и канализация, и даже тренажерный зал под открытым небом для тех, у кого затекло тело после длительного сидения. Хотелось бы аналогичных объектов больше, но уж как есть.
Как можно проехать мимо, видя у дороги такую надпись?
25 литров 95-го, пожалуйста
Первая остановка — АЗС «Белоруснефть» на 346–м километре трассы М–1. Находим электрозаправку. «Заправиться пока можно бесплатно, но приезжают к нам не очень часто», — вводит нас в курс дела кассир. Электрокары готовы обслужить еще на 4 заправках на этой дороге. Немного, но для электромобилей, способных проехать без подзарядки 250 километров, этого достаточно, уверен Сергей Леончик.
На следующую АЗС компании «А100» заходим с улыбкой. Ты еще не успел переступить порог, а тебя уже приветствуют на белорусском языке. Приятно. «У нас это прописано в должностных обязанностях. Мы обязательно должны говорить 4 определенные фразы. Остальное — по желанию», — откровенничает сотрудница заведения.
Сетевые заправки захватывают этот рынок, оттесняя мелких предпринимателей. К ним в основном и едет водитель за топливом, кофе и бутербродом, заранее упаковав ссобойку в сумку, зная, что найти «первое, второе и компот» на заправке — задача невыполнимая. И хоть в меню многих и присутствуют суп, блинчик и даже драники, продавцы честно признаются, что все приезжает к ним в замороженном виде и разогревается в микроволновке. За горячим уставший путник заворачивает в придорожные кафе. Их не так много, но все же больше, чем посетителей.
Почем сало в дорогу
«Даже если вам немного за 30, есть надежда выйти замуж за принца», — громко раздается из динамиков придорожного кафе под Борисовом, где, может, и готовы были бы радостно встретить уставшего путника, но как–то лениво. Из–за барной стойки выходит в шлепанцах на босу ногу то ли представитель малого бизнеса, то ли сотрудник общепита. Предлагает приготовить любое блюдо из меню. Оценив засаленные скатерти, рой мух и грязные шторы, принимаем решение перекусить в другом месте. В порядке эксперимента просим принести воды для собаки, которая волею случая оказалась с нами в машине. В просьбе не отказали, налив до краев в пластиковую грязную тару. И на том спасибо.
«Лепестками белых роз наше ложе застелю», — встречает нас голос из динамика в этом кафе. Оно существует на трассе М–1 уже многие годы. Домик, обитый сайдингом, виден издалека благодаря красной надписи «Кафе» с чашечкой кофе, от которой идет вверх дымок. Кажется, где как не здесь путника ждут уют и тепло. Зайдя внутрь, понимаем, что за тепло здесь отвечает фальшкамин, за уют — икона на нем. А вот приветливости от местных официантов дождаться не удалось. Едем дальше, прямиком к гостинично–ресторанному комплексу с одноименным названием «М1». Берем холодник за три рубля (порция «как у бабушки» — огромная), отбивную в сухарях за 3 рубля и картошку фри за 2. Салат из свежих овощей обошелся еще в 2 рубля. Ставим объекту жирный плюс и двигаемся к самой границе. За пару километров до нее появляется первый отель–казино «Корона». Соседи–россияне, истосковавшиеся по игорному бизнесу, частые гости нашего приграничья. Рядом с «Короной» примостился еще один новенький гостинично–ресторанный комплекс с названием «М1». Это заведение из разряда люкс: с собственной службой охраны, состоящей из нескольких десятков человек, пропускным режимом и койко–местом от 80 долларов за ночь. Дорогой ковролин на полу, дизайнерские номера, охрана на каждом этаже и огромный игровой зал с более чем 380 различными автоматами, среди которых есть и белорусского производства. Тем, у кого в запасе есть лишняя сотка–другая долларов, там их потратить было бы приятно. Как рассказали управляющие, их клиент — человек обеспеченный, в основном из России. А вот сотрудники все местные.
«Возьмите свежую булочку к кофе, очень вкусная», — некоторым продавцам трудно отказать.
Гостеприимством покорила нас Светлана, продавец в мини–кафе «494 км». Открылось заведение год назад, но клиентов хватает. Неудивительно, ведь человеку с улыбкой, который «вкусно» уговаривает попробовать только что приготовленную солянку, сложно отказать. Через пару километров заходим в кафе «Автодах», которое готово предложить любое блюдо: начиная от шашлыка и шаурмы, заканчивая полноценным обедом. Путешественнику не забывают напомнить о спецпредложении: соленое сало домашнего приготовления с собой обойдется в 11 рублей за килограмм. Чем не сувенир? А вот придорожное кафе «Борисовчанка» оказалось закрыто на переучет. Через решетку сотрудницы за калькуляторами с грустью рассказали, что объект закрывается — нерентабельно.
Кто последний в туалет?
Чтобы обзор был полный, изучили и санузлы. Сообщаю, что с ними все в порядке. На всех заправках жидкое мыло, сушилка для рук или бумажные полотенца, исправные краны и слив. Интересно, что за последние несколько лет за государственный счет по специальной программе было построено около 20 отапливаемых отдельно стоящих туалетов. Руководители туристических групп с облегчением вздохнули. Теперь на санитарную остановку не нужно тратить много времени.
Придорожный сервис в Беларуси довольно разношерстный. На дороге стоят как старые кафе с историей, так и новые яркие автозаправочные станции. У каждого владельца свое понятие сервиса. И хочется верить, что каждый из них будет стремиться к совершенству. Ведь посетитель всегда голосует рублем.
ЦИФРА «СБ»
Около 30 тысяч гостей во время проведения II Европейских игр ожидает наша страна в следующем году. Министерство транспорта и коммуникаций, а также Министерство спорта и туризма сейчас активно оценивают уровень сервиса, который встретят на своем пути гости, прибывающие как наземным транспортом, так и воздушным.
isaenok@sb.by
Фото автора.