![](/upload/iblock/6da/6da6cf06e8131ab411d997064170f488.jpg)
В следующем году страна примет II Европейские игры — знаковое событие в мире спорта и уникальная возможность продемонстрировать всему миру наше знаменитое гостеприимство. Готов ли это сделать частный бизнес, предлагающий услуги зарубежным гостям? Сможем ли мы достойно выдержать испытание искушенного потребителя? Сегодня в повестке дня — проблемы развития придорожного сервиса на основных автомагистралях.
Есть или не есть?
Придорожный вопрос
От люксовых отелей с казино до котлет с мухами. Корреспондент «СБ» проехала 714 километров по трассе М–1 от Минска до границы Российской Федерации и обратно. Посетила кафе и заправки по дороге, чтобы понять, готов ли наш придорожный сервис к наплыву гостей в преддверии II Европейских игр.
![](/upload/iblock/e43/e4368cbe5cbbbefeb9cc2864a3b1db5a.jpg)
Сергей Леончик, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций, объясняет цель поездки: «Наша задача — выявить самые лучшие объекты. Это частая практика, в том числе и для европейских стран. Правда, там наши коллеги делают еще тесты на санитарные условия». Таких тестов у нас нет, зато есть специалист по гостеприимству. Ирина Бринкевич, консультант отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма едет с нами, чтобы увидеть, насколько объекты придорожного сервиса способны рекламировать белорусские достопримечательности. Еще один аспект, интересующий специалиста, стоянки для караванеров. Для включения Беларуси в международные каталоги их нужно 15, пока такого количества нет. Оборудовать место для автодомов не очень дорого: нужны туалет, чистая вода, розетка и место для слива отходов. Но освоить этот вид бизнеса предприниматели пока не спешат. Стоянку, пригодную для автодомов по всем параметрам, мы обнаружили лишь на пересечении с витебской трассой на АЗС «Белоруснефть». Там и розетка, и вода, и канализация, и даже тренажерный зал под открытым небом для тех, у кого затекло тело после длительного сидения. Хотелось бы аналогичных объектов больше, но уж как есть.
![](/upload/iblock/b91/b91272e55621a1f2e1db34aa2c30e4ed.jpg)
Как можно проехать мимо, видя у дороги такую надпись?
25 литров 95-го, пожалуйста
Первая остановка — АЗС «Белоруснефть» на 346–м километре трассы М–1. Находим электрозаправку. «Заправиться пока можно бесплатно, но приезжают к нам не очень часто», — вводит нас в курс дела кассир. Электрокары готовы обслужить еще на 4 заправках на этой дороге. Немного, но для электромобилей, способных проехать без подзарядки 250 километров, этого достаточно, уверен Сергей Леончик.
![](/upload/iblock/b5e/b5ef3dd611c6f04c8398991a130e9039.jpg)
Сетевые заправки захватывают этот рынок, оттесняя мелких предпринимателей. К ним в основном и едет водитель за топливом, кофе и бутербродом, заранее упаковав ссобойку в сумку, зная, что найти «первое, второе и компот» на заправке — задача невыполнимая. И хоть в меню многих и присутствуют суп, блинчик и даже драники, продавцы честно признаются, что все приезжает к ним в замороженном виде и разогревается в микроволновке. За горячим уставший путник заворачивает в придорожные кафе. Их не так много, но все же больше, чем посетителей.
Почем сало в дорогу
«Даже если вам немного за 30, есть надежда выйти замуж за принца», — громко раздается из динамиков придорожного кафе под Борисовом, где, может, и готовы были бы радостно встретить уставшего путника, но как–то лениво. Из–за барной стойки выходит в шлепанцах на босу ногу то ли представитель малого бизнеса, то ли сотрудник общепита. Предлагает приготовить любое блюдо из меню. Оценив засаленные скатерти, рой мух и грязные шторы, принимаем решение перекусить в другом месте. В порядке эксперимента просим принести воды для собаки, которая волею случая оказалась с нами в машине. В просьбе не отказали, налив до краев в пластиковую грязную тару. И на том спасибо.
![](/upload/iblock/fd7/fd7b2102692a68642b685a73ea0f5bc0.jpg)
![](/upload/iblock/412/41227bb6b41c9a55a6e36eab7129c861.jpg)
«Возьмите свежую булочку к кофе, очень вкусная», — некоторым продавцам трудно отказать.
Гостеприимством покорила нас Светлана, продавец в мини–кафе «494 км». Открылось заведение год назад, но клиентов хватает. Неудивительно, ведь человеку с улыбкой, который «вкусно» уговаривает попробовать только что приготовленную солянку, сложно отказать. Через пару километров заходим в кафе «Автодах», которое готово предложить любое блюдо: начиная от шашлыка и шаурмы, заканчивая полноценным обедом. Путешественнику не забывают напомнить о спецпредложении: соленое сало домашнего приготовления с собой обойдется в 11 рублей за килограмм. Чем не сувенир? А вот придорожное кафе «Борисовчанка» оказалось закрыто на переучет. Через решетку сотрудницы за калькуляторами с грустью рассказали, что объект закрывается — нерентабельно.
Кто последний в туалет?
![](/upload/iblock/8f2/8f254c29fb431241cc056960894e0bef.jpg)
Придорожный сервис в Беларуси довольно разношерстный. На дороге стоят как старые кафе с историей, так и новые яркие автозаправочные станции. У каждого владельца свое понятие сервиса. И хочется верить, что каждый из них будет стремиться к совершенству. Ведь посетитель всегда голосует рублем.
ЦИФРА «СБ»
Около 30 тысяч гостей во время проведения II Европейских игр ожидает наша страна в следующем году. Министерство транспорта и коммуникаций, а также Министерство спорта и туризма сейчас активно оценивают уровень сервиса, который встретят на своем пути гости, прибывающие как наземным транспортом, так и воздушным.
isaenok@sb.by
Фото автора.