Одиннадцать лет счастливого брака, четверо детей, любимая работа. Супруги Журавлевы свили семейное гнездо на земле с непростой судьбой. Славгороду в Могилевской области в 1986 году также пришлось ощутить вкус радиационной пыли. Спустя 33 года город уже дышит полной грудью. Радиация отступила. Уютные улочки обрели европейский вид, все сделано для жизни. О том, что остались в Славгороде, семейная пара не жалеет.
— Надо думать всегда о хорошем. Ведь жизнь продолжается и зависит только от нас. От того, каких мы вырастим детей, как мы научим любить их свою малую родину, свой дом, свою страну, — рассуждает Марина Журавлева.
Семья Журавлевых ничуть не жалеет о том, что осталась жить в родном Славгороде.
В этом году Журавлевы стали «Семьей года». Но главной наградой для себя считают четверых детей. Старшему Владиславу — 11, Алинке — всего 2,5 года. Счастливая мама и сама из многодетной семьи, именно поэтому в доме сейчас не смолкает детский смех.На конеферме в Хойникском районе — свой повод для гордости. Когда-то хозяйство начинало с приставки «экспериментальное». Сегодня твердо стоит на ногах. Только в этом году приплод — 40 жеребят. Потомство здоровое, выживаемость стопроцентная. И это при том, что ферма находится в Полесском радиационно-экологическом заповеднике.
Такой результат на этих землях — симбиоз науки и труда аграриев. Шли к нему десятки лет. Сегодня элитных тяжеловозов и рысаков экспортируют в Италию, Израиль. Спрос превышает предложение.
Так же как и пчелопасеки. Сегодня на территории заповедника их четыре. Пятая появится совсем скоро. Главное достижение — это чистый мед. За качество отвечает команда ученых. Молоко с местных ферм, прежде чем попасть на конвейер предприятия, также проходит обязательный и строжайший контроль.
— По радиологическим показателям идет трехступенчатый контроль, — объясняет ведущий инженер-химик Полесского производственного участка ОАО «Милкавита» Майя Федончук. — Молоко проверяется по цезию и стронцию. Затем идут технический процесс и готовая продукция. Результаты наших исследований подтверждаются и в независимых лабораториях.
Еще пять лет назад будущее местного завода железобетонных изделий было под вопросом. Огромная конкуренция, устаревшее оборудование, маленькая зарплата совершенно не привлекали людей, которые уходили с предприятия. В 2014-м по чернобыльской госпрограмме завод получил на обновление 49 миллиардов неденоминированных рублей. После перезагрузки линий, наладили выпуск конкурентоспособной продукции. Сегодня ее ждут в Украине и странах Балтии.
Кстати, средняя зарплата по предприятию составляет 1.100 рублей. Теперь зарабатывают не только на выпуске стройматериалов, но и на строительстве жилых домов. От этого весь Хойникский район в плюсе. В прошлом году сдано почти 6 тысяч жилых метров. Хозяевами многих из них стали многодетные и молодые семьи.
Развитие медицины — еще один шаг к возрождению пострадавших регионов. Строительство Научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека лично контролировал Президент. Сегодня здесь работают на уровне мировых стандартов. Самые точные в мире диагностические технологии и более тысячи высокотехнологичных операций в год, собственные разработки и научные патенты.
В Гомельском РНПЦ радиационной медицины и экологии человека работают по самым современным технологиям.
— Развиваем такие направления, как трансплантация, иммунопатология, что очень актуально сегодня для всего мира. Стремимся внедрять самые современные технологии, в том числе работу со стволовыми клетками, — рассказал директор РНПЦ Александр Рожко.
В первую очередь в центре оказывают помощь ликвидаторам последствий аварии. Александр Осмоловский в радиационную зону попал в составе строительного отряда спустя всего две недели после аварии. Тогда пришлось ремонтировать школы и прокладывать дороги.
Особое внимание к землям, которые когда-то получили «черно-оранжевую метку». В агрогородке Добрынь Ельского района сейчас сеют кукурузу. В этом году под ее отдали почти вдвое больше площадей. На сухих почвах семена собственной селекции всходят урожайно и не накапливают радионуклиды.
— Если опустить руки, то ничего никогда не будет, — считает исполняющий обязанности директора КСУП «Добрынь» Сергей Веремейчик. — Это, как говорится, мой девиз и успех. И всегда всем говорю, что нужно быть на шаг впереди. Мы увеличили план по кукурузе для того, чтобы поднять благосостояние нашего предприятия и, соответственно, наших людей.
— Я не уехал отсюда и не жалею. Потому что все восстановилось, нормальная жизнь, живем, трудимся, работаем. Веду 5 секций. От детишек нет отбоя, приходят сюда с удовольствием, занимаются.
Сегодня сложно поверить, что больше половины территории агрогородка было загрязнено после аварии. И все же вдохнуть в него вторую жизнь получилось. Глядя на то, как теперь живут в Добрыни, Президент поручил навести такой же порядок в других райцентрах и агрогородках:
— Я сюда в первый раз приехал после чернобыльской катастрофы, будучи депутатом. Когда еще шли дебаты у нас в стране: то ли закрыть Беларусь вообще, то ли часть территории закрыть. Отселять, не отселять людей. И тогда, после президентских выборов, передо мной тоже стоял серьезный выбор: что делать. Люди были напуганы. Я всем сердцем и душой понимал, что это наша земля, ее нужно возрождать.
На эти цели государство потратило 25 миллиардов долларов. На газификацию, чистую воду, развитие медицины… За 33 года акценты чернобыльских программ менялись: от проектов по переселению до возрождения некогда покинутых земель. В последние годы упор на развитие: уровень жизни здесь должен быть таким же, как и в других районах страны. Возрождение пострадавших территорий — это не только вопрос развития экономики, медицины и науки. Это вопрос человеческого небезразличия. Белорусы смогли сохранить веру и не потерять свою родную землю. Пусть и испытавшую горький вкус Чернобыля, но сегодня получившую чистый глоток воды из живительного источника.
На снимках: Фотокорреспонденты проехали по Хойникскому району и своими глазами увидели, как живет и развивается регион.