Одобрены все 28 союзных программ. Сферы, которые они охватывают, достаточно широки — от налогообложения и промышленности до туризма и защиты потребителей. Но ожидаемо наибольшее внимание привлекла энергетическая сфера. Когда и какая совместная политика здесь будет вырабатываться?
Сближение позиций продолжится
Рекорды недели — стоимость газа в Европе уже несколько раз обновляла свой максимум. На торгах скачут цифры: 670, 710 и даже более 900 долларов за тысячу кубометров! Аналитики такой небывалый рост объясняют низкими запасами голубого топлива в европейских хранилищах. Кто-то нервно ждет наступления нового отопительного сезона, кто-то затаился в ожидании запуска «Северного потока — 2». А первый вице-премьер Николай Снопков констатирует, что «сегодня наша цена на газ лучшая по сравнению со всеми странами СНГ и Европейским союзом». Это действительно так — 128,5 доллара за тысячу кубометров. И эта цена, как договорились Александр Лукашенко и Владимир Путин, перейдет с этого года в следующий.— Рынок волатилен, поэтому эти принципы должны сформировать правильное реагирование цены в условиях Союзного государства с тем, чтобы у нас сохранялась наиболее комфортная цена, — подчеркнул вице-премьер.
Союзные программы по энергетике как раз и направлены на то, чтобы выгодное положение Беларуси и России в этой сфере не только сохранить, но и укрепить. Так, 15-й пункт договоренностей предусматривает поэтапное создание объединенного рынка газа.
— К 1 июля следующего года мы должны определить принципы, как будет функционировать объединенный рынок газа Беларуси и России, по какому принципу будет формироваться цена на природный газ для Беларуси, чтобы зафиксировать это на долгосрочную перспективу, — пояснил Премьер-министр Роман Головченко.
А уже к декабрю 2023 года запланировано подписание дополнения к существующей союзной программе по сближению условий хозяйствования в газовой сфере.
Ждет объединение и рынки нефти и нефтепродуктов. Планируется, что в этом направлении будет принят международный договор, готовится гармонизация национальных законодательств.
— Мы в очень сжатые сроки выработали выгодную для нас схему транспортировки нефтепродуктов, — напомнил Роман Головченко.
Он отметил, что с марта «Петербургский нефтяной терминал» принимает белорусские грузы, перенаправленные из стран Балтии.
Кроме того, в Союзном государстве формируются единые рынки атомной и электроэнергии. Это вполне логично в свете запуска Белорусской АЭС, в строительстве которой россияне сыграли ключевую роль.
Долгосрочные перспективы важнее быстрого заработка
— Энергия в наше время — главный экономический ресурс. Без нее остановится не только экономика, но и бытовая жизнь всех развитых стран. Транспорт, гаджеты, промышленность без электричества — ничто. Это хорошо понимают на Западе: оттого и пытаются устанавливать свою «демократию» исключительно вблизи нефтяных вышек. Поэтому сейчас крепкое партнерство Беларуси и России в вопросах газа, нефти, электроэнергии важны как никогда, — считает доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев.Энергетические вопросы в отношениях наших стран всегда были ключевым моментом.
— Единое экономическое пространство, к созданию которого мы стремимся, подразумевает прежде всего равные конкурентные условия. Но насколько это реально для предприятий, если пока главный экономический ресурс они до сих пор получают по разным ценам на разных условиях? Оттого создание единых энергетических рынков столь актуально в интеграционных процессах, — подчеркивает эксперт. — Важно понимать, что в энергетической интеграции обе стороны, конечно, стремятся к общему результату в долгосрочной перспективе. Но пока еще некоторые моменты требуют доработки. И поскольку сроки формирования единых энергетических рынков не такие уж и сжатые, есть время для поиска решений, выгодных для обеих сторон.
Экономист подчеркивает: полноценная здоровая интеграция на всех уровнях — от энергетики до наукоемких производств и информатизации — вот настоящее союзничество, к которому мы должны идти.
— С белорусским интеллектом и российскими природными ресурсами можно достичь больших результатов. Но опять же при условии, что работать будем на долгосрочную партнерскую перспективу, а не ради быстрого заработка за счет друг друга, — говорит Валерий Байнев.
Эксперт отметил, что самой легкой частью энергетической интеграции станет объединение электроэнергетических систем Беларуси и России:
— Они синхронизированы с советских времен. Это плюс, который мы должны использовать себе во благо. Взгляните на прибалтов, которые до 2025 года планируют отсоединиться от нашей системы и синхронизироваться со структурой ЕС. Там свои параметры и темп, поэтому все это требует денег, инфраструктуры и других ресурсов. Беларусь и Россия в этом плане однозначно в выигрыше.
Обойти всех на зеленой дистанции
Одна из союзных программ предусматривает интеграцию в сфере атомной энергетики. Так, стороны договорились до конца 2023 года обеспечить унификацию законодательства в сферах эксплуатации объектов ядерной энергетики, регулирования радиационной безопасности, аварийной готовности и реагирования, обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.Эксперты Ассоциации внешнеполитических исследований имени А. А. Громыко и Института Европы Российской академии наук считают, что в ближайшем будущем Беларусь и Россия могут стать лидерами в области зеленой энергетики благодаря скоординированным действиям. Так, в недавно опубликованном докладе «Российско-белорусское сотрудничество: время стратегических решений» ученые предлагают в рамках Союзного государства делать ставку на разработку устройств, которые работают на принципах водородной энергетики, и продвижение новейших ядерных технологий. Например, таких как новые реакторы «Росатома» на быстрых нейтронах, позволяющие из отработанного ядерного топлива производить новое.
«Это позволит совершенно иначе позиционировать Союзное государство в случае развития кооперации в этой области в рамках общемировых процессов противодействия изменению климата. На данном направлении Россия и Беларусь должны проявить максимальную активность, выйти в лидеры зеленого перехода, предложить свою собственную климатическую повестку, более выгодную для развивающихся стран, чем политика Евросоюза», — отмечают авторы доклада.
МНЕНИЕ
Георгий Гриц, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», член межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности:
— 28 интеграционных программ надо рассматривать как принципиально новый инструмент повышения эффективности. Он поможет на практике, а не на словах создать экономический фундамент Союзного государства. Ведь на старте, 20 лет назад, не было предусмотрено никакой союзной собственности, которая могла бы приносить доход в бюджет Союзного государства. А ведь фактически все это время деньги вкладывались в совместные проекты. И это должно давать осязаемый эффект.
Подходы, заложенные в программах, которые одобрили как президенты, так и правительства двух стран, говорят о том, что наднациональные интересы более весомы, чем выгода отдельных компаний. Это радует.
kurak@sb.by