Валерий Гергиев.
Однако продажа Родины за рейхсмарки (ну или евро, не суть важно), о которой мечтала светлоликая демократическая публика, не состоялась: Гергиев предпочел без лишних слов и громких заявлений прервать отношения с филармонией города Мюнхена. Вероятно, с должности почетного консула Люксембурга его также вскорости попросят. Попытку вступиться за маэстро сделал только Международный комитет Четвертого Интернационала (оказывается, американский социализм еще существует): на сайте организации происходящее названо «истерией среднего класса на службе войны». Как говорится в сообщении, «после нескольких месяцев бесконечной провоенной пропаганды со стороны западных правительств и корпоративных СМИ в США и Западной Европе развернулась шовинистическая антироссийская кампания».
Еще как развернулась, во всю ширь. 25 февраля прошли сообщения об отменах концертов Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева в Нью-Йорке, миланский оперный театр «Ла Скала» также потребовал от музыкантов отмежевания. Баварская опера разорвала контракт не только с Гергиевым, но и с певицей Анной Нетребко. Чехи решили отобрать у Эмира Кустурицы награду фестиваля «Фебиофест» с формулировкой «за сотрудничество с Россией» — на днях знаменитый серб стал главным режиссером Центрального театра Российской армии. И теперь крайне любопытно, как скоро в Каннах попробуют отнять у Кустурицы две «Золотые пальмовые ветви». А там и прочие «Сезары» с Берлинале подтянутся. Может, и ордена Почетного легиона лишат, за ними не заржавеет. Кроме того, милейший курьез: новость об отстранении российских артистов от конкурса «Евровидение» в самой России была встречена ликованием — наконец-то! Немного не та реакция, на которую рассчитывали «западные партнеры», но когда их смущали подобные мелочи? Это пока первые ласточки в сфере культуры и искусства. Дальше будет и больше, и шире. Травля развернута грандиозная и нешуточная по принципу: если русский — либо покайся, либо мы тебя запретим.
Друг-писатель из Чехии рассказал, что русским теперь запрещено иметь на счетах больше 1000 евро. Звезды ярких цветов на одежду пока нашивать не требуют, но долго ли им? Исторический опыт имеется… При этом пятая колонна в самой России не скрывает радостного возбуждения. Оппозиционная пресса строчит язвительно-счастливые статейки; на инфоресурсах, ассоциированных с финансируемым из-за рубежа «Радио Свобода», размещаются списки деятелей культуры под заголовком «Пехотинцы Путина»; в соцсетях полная вакханалия: кругом письма и обращения златокудрых эльфов, покаяния и рыдания.
«Нет войне!» (ну или «Нет насилию!») — сам по себе прекрасный лозунг, такой светлый, такой за все хорошее и против всего плохого. На него отзывается сердце любого человека, ведь насилие — это плохо, а война — это всегда трагедия. К нему так легко присоединиться в белом плаще! А самое главное, думать не надо. Просто трепетать душой от осознания собственной убийственной хорошести. И невозможно сдержать дрожь узнавания: точно так же было у нас в 2020-м, когда на артистов, писателей, художников давили, пугали, шантажировали… Мол, не поддержишь «правильную» сторону — и тебя никуда не пустят, отовсюду уволят, мы тебе такую кузькину мать покажем! Забудь о зарубежных фестивалях, забудь о грантах и творческих резиденциях, не будет тебе ни книг, ни концертов, ни выставок.
Впрочем, иных и пугать не надо, сами бегут впереди паровоза. Известные писатели Улицкая и Быков подписывают, подписывают и подписывают, их подписи уже впору рулонами наматывать. Старой болонкой выкатилась из-под кресла подзабытая нобелиать — наследница полицаев мадам Алексиевич и комментирует, комментирует, комментирует, зарабатывает дубовые листья к тому железному кресту, что ей уже вручила Германия. Худрук симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный директор Баварской оперы Владимир Юровский без всяких просьб вместо «Славянского марша» Чайковского заставил оркестр разучивать «Ще не вмерла Украiна» — глубоко унылое произведение, пример музыкальной некрофилии. Бывший русский — о нем даже гнилая насквозь Википедия выдает справку: «немецкий дирижер». Чтобы те, кому надо, сразу видели: он никакой не русский, вы его со всякими путинскими отщепенцами не путайте.
Или вот господин Спиваков, который и сейчас в числе первых бросился отмежевываться и подписываться: в 2020-м, как мы помним, милейший маэстро швырнул в лицо Беларуси орден Франциска Скорины — не приемлет, видите ли, его тонкая музыкальная душа наград от «диктатора»! При этом звание народного артиста Украины ему все эти годы нигде не жмет: когда заживо жгли людей в Одессе, господин Спиваков не выронил из холеных рук дирижерскую палочку. Когда гибли дети Донбасса, не требовал остановить чудовищную бойню. А тут вдруг прорвало.
Самое мерзкое, что все это — не про войну и мир и уж тем более не про совесть. Вы, господа, не понимаете: это действительно другое. Это про гастроли, должности, фонды и гранты, про славу и банкеты, про вхожесть в «общество», про коллекции картин и зарубежные виллы. Какая там Родина, чего она стоит, когда можно лишиться самого дорогого?! Трен жизни на кону — шмотки Гуччи, вся эта икорочка, устрицы и «Вдова Клико»! А уж прикрывать свои устремления красивыми лозунгами и заворачивать в блестящую обертку национал-предатели научились давно.
Так стоит ли удивляться Западу, который действует привычным для себя путем, напоминая: кто не с нами, тот против нас.Открыто грозя пальчиком и предупреждая о последствиях — все, не будет больше бриллиантов в Антверпене и вечеринок в Сен-Тропе (захолустное, кстати, местечко). И держатся единицы — вот как Гергиев. А на прочих очень даже действует.
Фильм Леонида Филатова помните? Единственный, который он снял как режиссер. Картина в каком-то смысле и о нашем 2020-м, и о российском 2022-м. «Сукины дети» называется. Вот это они и есть. И Ахеджакова там, кстати, очень к месту: практически в роли самой себя…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Известный сербский режиссер Эмир Кустурица заявил, что в Европе началась «охота на ведьм», сообщает ТАСС:
«Должен сказать одну вещь: жизнь в Европе доведена до тяжелой фазы свободы слова и выражения мнения. Ни одно мое творение не появлялось, не будучи основанным на моем отношении к искусству и культуре. Мы живем какой‑то парадоксальной жизнью под влиянием Запада: развивается мультикультурность в момент отказа от культуры. Как это может понять нормальный человек? Они хотят, чтобы искусство и его великие представители исчезли».
Эмир Кустурица прокомментировал информацию о лишении его награды чешским фестивалем за «сотрудничество с Россией»: «Это фестиваль, каких на планете сотни. Честно вам скажу, я и не помню этот фестиваль, он мне как‑то не врезался в память. Сейчас все вылезают из нор и пытаются компенсировать то, что в искусстве не смогли добиться какого‑то успеха. Кстати, жена мне подсказала (я и не помнил): я эту награду забыл в одном из пражских отелей. Если хотят вернуть награду, пусть устроят конкурс среди пражских отелей, где я забыл этот приз».
ovsepyan@sb.by