Национальный центр электронных услуг. Именно здесь — настоящее информационное ядро, к которому подключены более 12 тысяч государственных организаций. Подтягивается и бизнес. Бесконечные потоки данных обрабатываются за секунды и передаются по защищенным каналам. Его работе и формированию электронной Беларуси в целом посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».
Национальный центр электронных услуг объединил более 12 тысяч организаций в систему межведомственного электронного документооборота. И выдал почти полмиллиона ключей электронной цифровой подписи.
Человек сидит дома за компьютером — и двумя кликами решает все вопросы. Примерно такая формула — идеал отношений чиновников и граждан, к которому стремятся IT-специалисты. Искать «пятый элемент» при этом необходимости нет — сам базис уже готов.
Пример тому — минский перекресток проспектов Машерова и Победителей, один из самых оживленных в городе. Бесконечные заторы стали для этих дорог обыденностью. Изменить реальность транспортной артерии призвана умная система: магнитные, Bluetooth- и видеодатчики. Размещены они буквально везде, работают автономно и реагируют на дорожную ситуацию. И днем, и ночью гаджеты считывают количество машин, скорость движения потока — и контролируют светофоры в режиме онлайн. Специалист лишь наблюдает по ту сторону экрана, как система разруливает дорожное полотно.
Пока технология работает лишь на этом маленьком участке дороги в Минске. Остальное — перспектива. Но в ГАИ уверяют: это дело нескольких лет. А вот датчики движения пешеходов заработают совсем скоро. Пока это безжизненные коробки, но после запуска система полностью проведет вас с одной стороны дороги на другую. Все это часть так называемого умного города — целая матрица сервисов, услуг и удобств для горожан. Осталось свести все элементы воедино. Такую задачу поставил Глава государства на совещании с активом Минска в декабре прошлого года:
— Разработайте концепцию развития Минска как умного города, по крайней мере, на пятилетнюю перспективу. Определите в ней видение развития технологий, конкретные проекты, способы их реализации и финансирования… Помните, что в центре — человек и его комфорт. Все должно быть продумано.
«Мне сверху видно все!» Электронные глаза умного города на перекрестке проспектов Машерова и Победителей.
Даже совсем традиционная сфера — медицина — уходит в онлайн. Врачи научились проводить консультацию удаленно. Например, специалисты Республиканского центра неврологии теперь на связи с регионами 24 часа 7 дней в неделю. Сейчас «центр консультаций» представляет собой два компьютера — для невролога и нейрохирурга. Также есть дежурный, который отслеживает звонки. Технология новая, но уже обкатанная. В планах — внедрить «мобильную» помощь: видеозвонок пациенту, говорит ведущий научный сотрудник РНПЦ неврологии и нейрохирургии, координатор по телемедицине Вячеслав Ващилин:
— Одновременно мы можем получать доступ к информации о состоянии здоровья и обследованиях пациентов, которые направляются на сервер РНПЦ медицинских технологий. Можем привлекать для консультаций узких специалистов, что также расширяет наши диагностические возможности.
Самое ожидаемое и самое пугающее многих нововведение — идентификационные карточки. В разработке проект уже третий год. ID-карта — не просто кусок пластика с фотографией, это целый личный хаб. Специальный чип внутри позволит записать подробнейшую информацию, все необходимые данные. И даже оплачивать счета, словно банковской картой.
Самая сложная часть работы — «подружить» все платформы. Это касается и биометрических паспортов. При подготовке подобных документов используется электронная цифровая подпись владельца. Защиту специалисты обещают надежную, резюмирует заместитель начальника управления по гражданству, паспортной работе и выезду за границу МВД Павел Хрищенович:
— Мы планировали выпустить карточку в начале 2019 года. Но перенесли на более поздний срок — именно из-за аспектов, связанных с обеспечением безопасности.
Одним из предвестников, а теперь уже и локомотивом цифровой экономики и электронной Беларуси стал Парк высоких технологий. Еще в апреле 2017 года Александр Лукашенко поставил четкую задачу — строить IT-страну. И айтишники не подвели.
Не имея нефтяных и газовых скважин, Беларусь обнаружила куда более ценный ресурс — человеческий. И за прошедший год экспорт Парка вырос до 1,5 миллиарда долларов. Прирост — 40% по сравнению с уровнем 2017-го. После подписания Президентом Декрета «О развитии цифровой экономики» в ПВТ вступило почти 270 компаний. В целом прирост по работникам — на 13 тысяч. Программисты много зарабатывают, но и налогов платят втрое больше. А высокая маржинальность заказов из Европы и США позволяет делать серьезные IT-решения и для внутреннего рынка. Например, первая ласточка компании LWO — электронная перепись населения, рассказывает ее руководитель Олег Кондратенко:
— Это намного быстрее и дешевле в несколько раз. Более десяти тысяч переписчиков будут постоянно перемещаться с электронными планшетами, а собранные ими данные будут не храниться на планшетах, а передаваться в центр. И уже там будет весь учет.
Вернемся в медицину. Врач общей практики 39-й городской клинической поликлиники Минска Вероника Щибицкая — одна из немногих пока докторов с электронной подписью. Бумаг в кабинете все меньше, времени на пациентов — больше. Через электронный рецепт она может заботливо проследить, купил ли человек лекарство. И не только:
— Я посещаю пациента, могу открыть его амбулаторную карту, посмотреть анализы, предыдущие осмотры и консультации узких специалистов. Узнать о его прошлых визитах на прием, увидеть, что назначалось пациенту. Даже выписка лекарств на дому производится через планшет. И пациенты могут реализовать в аптеке рецепты по своей амбулаторной карточке.
Такое хранилище информации порой — часть лечения сложных пациентов. Так, регистр людей с различными типами диабета позволил увеличить продолжительность их жизни. Сегодня в стране почти 350 тысяч белорусов с такими проблемами. Благодаря данным, которые удалось собрать о каждом из них с 2006 года, лечение стало более продуктивным. Однако до окончательного перевода медицины в цифру еще предстоит пройти некоторый путь. На контрасте с поликлиникой, где новые технологии уже в каждом кабинете, особенно чувствуется разница с учреждениями, где даже не везде есть компьютер. Пример такой поликлиники — в самом центре Минска. В «шестерке» обслуживаются пациенты семи районов столицы. Однако из-за затянувшегося ремонта попасть сюда стало сложнее, особенно сейчас, когда с перепадами погоды люди повально идут на больничный. Оборудуют центральную поликлинику только к середине 2020 года, вздыхает главврач Елена Пуцило.
Всего более пяти миллионов электронных услуг за год — такую внушительную цифру демонстрирует Национальный центр электронных услуг. Работает он через сайт portal.gov.by. Единая точка доступа для всех — можно даже на охоту зарегистрироваться в приграничной зоне. Работает система с уникальными ключами, по сути — с документами завтрашнего дня. Первый заместитель директора Национального центра электронных услуг Сергей Руднев поясняет:
— Сегодня выдано порядка полумиллиона ключей бизнесу и гражданам для возможности получения доступа к электронным услугам. И осуществления необходимых действий, например, подачи деклараций. Это средство, которое позволяет и обеспечивает юридическую значимость всего процесса — с одной стороны, гарантирует вход в систему, с другой — этим ключом можно подписать документ, дублирование которого в бумажном виде не требуется.
При этом защита от любых хакерских атак — в приоритете. Такой системой пользуются уже и государственные организации. Министр связи и информатизации Константин Шульган подчеркивает:
— Там, где есть информация, впереди должна идти безопасность. Особенно если эта информация значима в рамках государства. У единой системы есть свои достоинства и недостатки. Раз она едина, ее легче защитить. Но в то же время она более привлекательна для нападения.
Цифровая революция уже идет полным ходом. И то, что люди этого не замечают, говорит об одном: все идет правильно.
Да, прогресс дается сложно, вымываются устаревшие профессии, к новшествам нужно адаптироваться. Но технологии делают для человека главное: позволяют сэкономить деньги, а во многих случаях и самый ценный ресурс — время. И шаги на пути к электронной Беларуси — это способ сделать нашу жизнь проще, комфортнее и спокойнее.
Как работает Национальный центр электронных услуг
Электронный ключ в будущее
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Виталий ПИВОВАРЧИК
,
Артур ПРУПАС