Как проходил официальный визит Александра Лукашенко в Москву
Едва началась первая протокольная встреча президентов Беларуси и России, Александр Лукашенко счел необходимым подчеркнуть, что «мерить нас с вами классическими рамками взаимоотношений с другими какими-то государствами как-то даже и неудобно». У нас настолько близкие отношения, подчеркнул он, что тут не подходят такие критерии.
Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент России Владимир Путин во время встречи в Кремле, в которой приняли участие ключевые министры с обеих сторон и члены Правительства.
Фото: Алексей Дружинин/РИА Новости
Вместо двух часов – четыре
Изначально предполагалось, что визит Александра Лукашенко в Москву будет первым после его переизбрания этой осенью. Но трагедия с Су-24, экстренный приезд французского президента Олланда для переговоров о создании глобальной антитеррористической коалиции заставили Москву и Минск изменить планы. Хотя, может быть, как раз это и было наглядной демонстрацией тех самых «особых взаимоотношений».
– Мы часто встречаемся, но тем не менее мы вас ждали с этим официальным визитом, – заявил Владимир Путин. – Очень рады, что, несмотря на всякие текущие проблемы, вы приехали для обстоятельного разговора по всему комплексу российско-белорусских отношений.
Вместо предполагавшихся по графику двух часов главы России и Беларуси проговорили целых четыре.
– Отношения наших стран носят стратегический характер, – еще раз подчеркнул Владимир Путин в начале своей речи. – В их основе – прочные традиции дружбы, взаимного уважения, добрососедства двух братских народов. Заинтересованы в том, чтобы многоплановое союзническое российско-белорусское взаимодействие динамично развивалось по всем направлениям. Именно этот подход заложен в только что подписанном нами совместном заявлении.
Авиабазу не обсуждали
Журналисты ждали продвижения по давно обсуждаемой теме: будет Россия размещать свою авиабазу на территории Беларуси или нет? Не зря же в разговоре участвовал Сергей Шойгу. Но на эту тему у обоих президентов нашлась всего одна фраза, да и та – максимально обтекаемая.
– В целях укрепления региональной стабильности и безопасности условились активно развивать военное и военно-техническое сотрудничество, – сказал российский Президент.
Лишь потом пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков рассказал, что тема авиабазы на этих переговорах вообще не поднималась.
– Во время переговоров затрагивались вопросы Союзного государства, – продолжал Владимир Путин. – Условлено, что сроки проведения очередного заседания Высшего Государственного Совета будут согласованы в начале следующего года. При формировании бюджета Союзного государства на 2016 год ориентируемся на параметры текущего года. Основные средства пойдут на реализацию 40 союзных программ в различных сферах: энергетике, строительстве, на транспорте.
– Прямо скажу, сегодня не осталось ни одного вопроса, по которому бы мы не договорились, – не стал скромничать Александр Лукашенко. – Есть пара вопросов, которые в течение недели будут доработаны и приняты решения правительствами.
Равный доступ
– Мы удовлетворены характером и результатами взаимодействия Беларуси и России, – подтвердил белорусский Президент. – Мы давно это отмечаем в рамках Союзного государства с Владимиром Владимировичем, что отношения наших министерств иностранных дел и министров могли бы служить примером для сотрудничества других ведомств.
Даже такая тема, как происхождение товаров, поставляемых Беларусью в Россию, оказалась в этот день совершенно определенной, хотя в зале потихоньку и шутили о поставках белорусской семги и белорусского авокадо.
– Мы подробно обсудили вопросы равного доступа белорусских товаров на российский рынок и получили поддержку Президента России в этом плане, – пресек все инсинуации Александр Лукашенко. – Мы знаем о программе импортозамещения, которая реализуется в России. В абсолютно правильном направлении движетесь, и результат будет буквально в обозримом будущем. Но я попросил, чтобы наши товары и услуги не считались иностранными, а были практически, как российские. Ряд наших ключевых экспортных товаров производится из российского сырья, то есть является реальным продуктом белорусско-российской кооперации. Здесь о локализации много говорят. Допустим, наши гиганты МАЗ, МТЗ и так далее уже на 55–60 процентов локализованы в Беларуси. То есть мы покупаем комплектующие, сырье и прочее и производим на финишном производстве готовый товар. Так чей он? Он белорусско-российский.
Мы же не мигранты
– Как известно, с 1 января текущего года иностранные граждане, желающие жить и работать в России, должны подтвердить владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства. Учитывая особый характер российско-белорусских связей, мы приняли принципиальное решение не распространять действие этих норм на граждан Беларуси. На мой взгляд, это в полной мере отвечало бы принципам союзнического взаимодействия наших стран, – заявил Владимир Путин.
– Русский язык – это наш язык, – прижал руку к груди Александр Лукашенко. – Что нас экзаменовать в России по русскому языку? В этом году мы подтвердили на детских конкурсах, на конкурсах учителей, на конкурсах преподавателей международных: Беларусь неизменно выигрывает эти конкурсы по русскому языку. Так что это наш язык, это наш государственный язык. Поэтому хорошо, что вы учли это и не поставили нас в неудобное положение.
Разобравшись с языком, он перешел к истории:
– Что касается истории, я когда-нибудь вам передам некоторые учебники истории, – повернулся Александр Лукашенко к сидящему рядом Владимиру Путину. – Мне в силу возраста моего малыша приходится заниматься историей, хотя я историк по образованию. С советских времен мы изучаем практически ту историю, которая была. А там нам стыдиться нечего, там мы везде были вместе. Так что, как видите, за 20 лет новейшей истории мы нигде не отступили от того святого, что выработали наши народы.
Автор публикации: Дмитрий СМИРНОВ