Мир становится слишком непредсказуемым - политикам сложнее договориться и разрешить существующие противоречия. Беларусь готова предоставить для этого площадку: Минск предлагает запустить новый переговорный процесс, аналогичный Хельсинскому в 70-х годах прошлого века. Перспективы нового большого договора обсудили эксперты из Беларуси, России и Армении во время дискуссии на фестивале документального кино стран СНГ "Евразия. DOC".
Провести "Хельсинки-2", то есть новое совещание по безопасности в Европе Александр Лукашенко предложил на 26-й сессии ПА ОБСЕ, которая в июле проходила в Минске. Президент подчеркнул, что важно прекратить геополитическое соперничество в регионе и перестать навязывать странам определенные модели общественно-политического устройства. В сентябре с трибуны Генассамблеи ООН белорусскую инициативу озвучил министр иностранных дел Владимир Макей. Он сказал, что Беларусь может предоставить переговорную площадку для ключевых глобальных игроков, и Минск готов стать "мостом, связывающим старое с еще не родившимся". Новый европейский диалог, по мнению Макея, может поставить точку в "последнем эпохальном конфликте" - холодной войне.
Российский политолог, главный редактор интернет-портала "Евразия. Эксперт" Вячеслав Сутырин, одобряет саму идею нового большого соглашения. По его словам, мы находимся в ситуации формирования многополярного мира, и этот процесс конфликтный:
- Сегодня Восточная Европа - один из эпицентров кризисов, которые ведут к рождению нового многополярного мирового порядка. Будет не один центр, который диктует всем свою волю, а несколько - которые будут пытаться взаимодействовать. И желательно, чтобы этот процесс был контролируемым. Можем ли мы перейти к большому процессу переговоров сейчас? Только в том случае, если будут заинтересованы все стороны. Сейчас по всему миру - в Евроатлантике, в Евразии - формируется новый порядок. И пока берега, между которыми надо наводить мосты, находятся в движении...
Белорусский политолог Алексей Беляев обратил внимание, что новый переговорный процесс будет совершенно иным. Например, существует проблема непризнанных республик, которая должна быть вписана в контекст диалога. К тому же, по его мнению, "Хельсинки-2" предполагают общеевропейские договоренности, урегулирование конфликтов внутри европейского континента. Но мы видим, что сегодня во всем мире есть проблемы подобного характера.