Музей истории ВНХУ, являющийся филиалом Витебского центра современного искусства, уже успел попасть в номинацию премии международного издания The Art Newspaper Russia. К слову, первым из белорусских учреждений культуры! Еще он отметился несколькими масштабными проектами. Например, во время организации выставки «Осип Цадкин. Возвращение» партнеры из ООО «Белгазпромбанк» отмечали, что одним из условий экспонирования и сохранения дорогих работ было наличие определенного микроклимата и сигнализации. А кураторы выставки «Александр Родченко. Фотография из ВХУТЕМАС» не раз повторяли, что в Витебск она приехала лишь благодаря появлению в городе современного выставочного пространства.
За организацию этих проектов, а также за создание уникальной экспозиции коллектив Витебского центра современного искусства недавно был удостоен специальной премии Президента, которая ежегодно присуждается деятелям культуры и искусства.
Коллектив учреждения культуры «Музей «Витебский центр современного искусства».
Витебское народное художественное училище, где были заложены основы современного искусства, архитектуры, дизайна, в здании, которое сегодня находится на улице М.Шагала, просуществовало с 1919 по 1923 год. Казалось, Витебску повезло! Однако произведений художников, которые принесли ему мировую известность, в городе, считай, нет. Поэтому главный экспонат нового музея, по словам директора Витебского центра современного искусства Андрея Духовникова, само здание ВНХУ, где директорствовал Марк Шагал и проповедовал идеи супрематизма Казимир Малевич:
— После 1923-го тема русского авангарда в Витебске надолго была забыта. В здании ВНХУ, изначально принадлежавшем купцу Израилю Вишняку, в разное время располагались детский дом, коммуналка, вычислительный центр. Интерес к теме в 1970-е годы начал возрождаться в Москве. Затем французы и японцы стали снимать фильмы о Шагале и Малевиче. В 1990-е волну подхватили витебские художники-квадратовцы, в 2004-м областной архив издал книгу документов «Витебск: Классика и Авангард». И тем не менее, когда в 2012- м начали создавать музей, чтобы разработать его концепцию, пришлось изучить горы литературы! Мы читали книги исследователей русского авангарда, общались с витебскими искусствоведами, изучали архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Нидерландов, США. Только благодаря коллективным усилиям городских властей, сотрудников центра современного искусства и наших зарубежных друзей появился этот уникальный музей.
Информационная тумба.
Музей истории ВНХУ открылся 9 февраля 2018 года. Чтобы посетители почувствовали дух эпохи, в нем сохранены сбитые ступеньки, кованые решетки крутых лестничных пролетов. Витебский дизайнер Александр Вышка продумал интерьер до мелочей. К слову, мозаика на гранитном полу «Клином красным бей белых» из самого, пожалуй, известного советского плаката, созданного Лисицким в 1920-м, а также светящиеся буквы в зале Казимира Малевича — его дизайнерская находка.
Андрей Духовников, вызвавшийся провести экскурсию, говорит, что начинается она от рекламной тумбы с объявлениями, афишами и витебскими газетами начала XX века:
— Училище было мощным ядром культурной жизни города. В Витебске действовал Театр революционной сатиры, спектакли которого оформляли студенты и преподаватели ВНХУ. К слову, кадры хроники, рассказывающие о праздновании первой годовщины Октября, к которому Шагал украсил город своими картинами, демонстрируются в одном из залов.
Каждый из 10 залов музея имеет свой акцент. Мультимедийная тумба на входе с помощью фотореконструкций Виктора Борисенкова демонстрирует, каким был Витебск 100 лет назад и каким стал сейчас. В зале Шагала удивляет интерактивное зеркало. Научному сотруднику и экскурсоводу музея Алине Силиной, которая сейчас трудится над созданием аудиогида, очень нравятся залы, посвященные Эль Лисицкому и Давиду Якерсону:
— Первый в ВНХУ заведовал мастерской графики, печати и архитектуры, а второй — скульптурной мастерской. К слову, в зале Якерсона на основе его рисунка «Стоящая кубо-супрематическая фигура» мы сделали конструктор. Он помогает взрослым и детям вникнуть в тему. Изначально это фигура, напоминающая человека. Мы просим посетителей собрать из деталей свой вариант. Порой получаются потрясающие вещи: от жирафов до парящих в небе собак!
Мультимедийный экран.
Заведующий музеем Максим Маркевич рассказал, как проходит подготовка к научной конференции, посвященной 100-летию УНОВИСа:
— Она пройдет с 12 по 14 февраля. На протяжении трех дней в Витебске и Минске будем говорить об «утвердителях нового искусства», учениках Малевича, которые создали новую творческую идеологию, оказавшую влияние на дальнейшее развитие искусства. Кроме того, мы пригласили много интересных гостей: из Дюссельдорфа — внучатую племянницу Малевича, правнучку Лисицкого — из Санкт-Петербурга… Еще мы ожидаем открытий от ученых и специалистов, которые приедут к нам со всего мира. Отметим, что к этой круглой дате «Белпочта» выпустит конверт, а Нацбанк отчеканит юбилейную монету.
Андрей Духовников уверен, Музей истории ВНХУ как матрица, на основе которой темы авангардного искусства и истории города можно развивать до бесконечности:
— Интересный факт: 90 процентов витебчан, которые к нам приходят, не знают, какие великие дела творились в здании ВНХУ. Но, уходя от нас, начинают гордиться своим городом! Чтобы таких людей было больше, вход в музей для младших школьников бесплатный. Также бесплатно в последнее воскресенье месяца к нам может прийти любой желающий. Рады всем гостям, которые приходят, смотрят, читают, интересуются, задают вопросы… Для этого музей и создан.
С 12 по 14 февраля пройдет научная конференция, посвященная 100-летию УНОВИСа. На протяжении трех дней в Витебске и Минске авторитетные исследователи будут говорить об «утвердителях нового искусства», учениках Малевича, которые создали новую творческую идеологию, оказавшую влияние на дальнейшее развитие искусства.golesnik@sb.by