Чем больше мы удаляемся от нашей естественной природной среды, запираемся в квартирах, ездим на электроколесах, потребляем тонны ненужных вещей, улыбаемся друг другу через экран и радуемся рывкам технологического прогресса, забыв, как выглядит ковш на небе, тем больше в этой дикой пляске потребления стремимся к натуральности и естественности. Парадокс… а может быть, закономерность?
Так или иначе, но этикетка «эко» на любом товаре в магазине стала для городских жителей красной тряпкой для быка и поводом опустошить карманы. И если в европейских странах натуральность является символом дороговизны и элитности, оставаясь практически недоступной простому человеку, то в нашей, без прикрас, самой народной стране мира благодаря разветвленной сети рынков и огородов свежие домашние продукты доступны практически каждому. У нас открываются фермерские рынки, а Глава государства в своей резиденции собственноручно собирает урожай картофеля и арбузов.
А вспомните товарища Стерлигова с его «магазинами для бедных», где он милостиво продавал свой безусловно натуральный, замешанный на цельнозерновой муке и деловой хватке хлеб за 10 долларов. Эх, хорош каравай, да с дырявыми карманами рот не разевай… Я пеку свой хлеб уже шесть лет, и все это время покупаю грубую муку разной степени помола в самых обычных магазинах по самой обычной цене. Попробуйте найти такую муку в европейском магазине — она либо стоит втридорога, либо продается только в магазинах для богатых. Получается, что простому европейскому гражданину, даже если он всерьез задумается о своем здоровье и захочет испечь себе хлеб, на этом пути придется ох как непросто.
И это неудивительно, ведь в западных странах, той же Германии, людям просто на уровне законодательства запрещено иметь частное подворье, завести, к примеру, пару козочек и продавать излишки молока городским, изголодавшимся по витаминам детям. Для этого ты должен создать лицензированное предприятие, где все твои козы должны быть обколоты конкретными фармацевтическими препаратами, обработаны всевозможными антибиотиками, а огурчики должны иметь определенную, четко выверенную загогулину, чтобы экокомиссия признала их пригодными для продажи. И при всем при этом ты все равно прогоришь и забьешь своих козочек на мясо, а неправильно свернувшиеся огурцы раздашь соседям, потому что выдержать конкуренцию с крупными агрокорпорациями ты все равно не сможешь. И поэтому сидят бедные немцы в своих маленьких садах (так у них называются дачи) на четырех сотках где-нибудь возле автобана или железной дороги непременно в наушниках, потому что громкие звуки запрещены, тоскливо смотрят на свою лопату, потому что пользоваться ею в неурочное время запрещено, и на старую яблоню, которая вымахала высотой за 3 метра, а это тоже на немецких дачах запрещено. А за ночевку на собственной даче вообще можно получить приличный штраф — запрещено в целях пожарной безопасности. Больше похоже на режимный объект, чем на место отдыха, не находите? Зато времени поразмышлять о демократии, цивилизованности и экологичности хоть отбавляй. А закусывать такие размышления непременно нужно обработанным газом кусочком сыра «Эмменталь» из отдельного пакетика, печенькой со сроком хранения два года из такого же отдельного пакетика и фруктовым джемом в отдельном пластиковом корытце, который хоть в космос в межгалактическое путешествие бери — не испортится. И вот множится перед простым европейским человеком горка из пакетиков и пластиковой упаковки и размышляется о будущем планеты все слаще и слаще.
И смотрю я на наши домашние огурчики с огорода свекрови, а дети крутятся возле юбки и спорят на «камень-ножницы-бумагу», кому достанется самый загогулистый из них, и радуюсь, что у нас все не так… У нас экологичная натуральная еда — это выращенное для себя, выгулянное на естественном выпасе под солнышком, завернутое в своей загогулине туда, куда матушка-Земля завернула. Сколько нужно — для себя, а излишки добрым людям.
И сегодня, когда во всем мире встает вопрос: «Кто накормит Землю?», мне вспоминается народное — земля накормит и напоит… Только зерна с плевелами не смешивай, человек!
Кстати, для любителей дат и цифр: наша страна в минувшем году в глобальном индексе продбезопасности поднялась на 23-е место среди 113 государств. Так что накормим всех: и своих, и просящих…
В деревне это понимаешь особенно ясно, вдыхая запах свежеиспеченного хлеба, запивая его молоком козочки из соседней деревни и заедая черникой из ближайшего леса. Все самое ценное не имеет цены…
А ковш на вчерашнем августовском небе висел так низко, что казалось, вот-вот — и зацепит забор…