Эхо холодной войны
Военному присутствию американских войск в Европе скоро исполнится 80 лет. После окончания Второй мировой войны бравые янки не спешили сворачиваться и отплывать обратно в Новый Свет, а стали закрепляться на базах по всему континенту: в Германии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Греции росли как на дрожжах военные объекты. Главной целью ползучей оккупации декларировалась защита европейцев от вероятного нападения со стороны СССР.Шло время, но советские танковые армады все никак не желали рваться к Ла-Маншу, а генсеки ЦК КПСС проявляли порой гораздо больше политической мудрости, чем их американские визави. Однако поддерживать миф о неизбежной угрозе третьей мировой вашингтонским политикам было выгодно. Страх, как известно, лучше всего объединяет, и напуганные красной угрозой европейцы слепо выполняли все указания кураторов из США.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
— Польша «ну просто трепещет»: просит американцев, чтобы они немедленно завезли ядерное оружие и разместили в Польше. В том числе и с ядерных арсеналов Германии.
На совещании по вопросам безопасности, 10 октября 2022.
— Польша «ну просто трепещет»: просит американцев, чтобы они немедленно завезли ядерное оружие и разместили в Польше. В том числе и с ядерных арсеналов Германии.
На совещании по вопросам безопасности, 10 октября 2022.
Американские ядерные арсеналы располагаются в Германии (Бюхель), Бельгии (Кляйн-Брогель), Нидерландах (Волкель), Италии (Авиано и Геди-Торре) и Турции (Инджирлик) — всего так хранится около 160 бомб.
Все перечисленные страны как раз и являются участниками программы Nuclear Sharing, в которую так активно хочет встроиться Польша. Суть доктрины совместного использования спецбоеприпасов заключается в том, что государства НАТО, не владеющие собственным ядерным арсеналом, получают доступ к стратегическому вооружению США, размещенному на их территории. При этом контроль над кодами активации боеголовок остается за американскими военными — это было сделано для того, чтобы обойти положения Конвенции о нераспространении ядерного оружия. Фактически же на каждой из упомянутых авиабаз располагается одна американская эскадрилья с техническим персоналом, ответственная за поддержание атомных бомб в боевой готовности, и одно авиационное подразделение принимающей стороны, оснащенное самолетами, также приспособленное для их применения.
Так, например, на аэродроме Бюхель возле города Кохем в федеральной земле Рейнланд-Пфальц базируется 702‑я эскадрилья ВВС США и одновременно 33‑е тактическое авиакрыло Люфтваффе, оснащенное истребителями-бомбардировщиками Tornado IDS. На базе регулярно проводятся совместные учения, такие как «Стойкий полдень» в 2020‑м, когда экипажи американских, немецких, бельгийских и голландских ВВС отрабатывали извлечение бомб из хранилища, подвеску их к самолетам и даже совершали вылеты — правда, с полноразмерными муляжами.
Осенью 2021 года немецкая газета Der Spiegel опубликовала материал, согласно которому все 20 имевшихся в наличии в Бюхеле бомб были вывезены в США, где прошли модификацию до варианта В61 — 12. Его главные отличия — единый стандарт мощности в 50 килотонн и установка нового оперения, которое превращает боеприпас в планирующую бомбу. Теперь натовские пилоты могут сбрасывать ее в заранее рассчитанной точке вне зоны действия ПВО вероятного противника. Если Польша все же станет членом программы ядерного обмена, то с большой долей вероятности именно В61 — 12 будут завезены на территорию нашей западной соседки.
Стоит сказать, что далеко не всем европейцам нравится наличие ядерных боезарядов на территории своих стран. Не одно поколение антиатомных активистов протестует против бомбовой интервенции, однако воз и ныне там. Практических шагов к вывозу боеголовок с континента не предпринимается — европейские политики отделываются трескучими заявлениями, за которыми не стоит ровно ничего.
А между тем арсеналы с американскими бомбами несут реальную угрозу простым гражданам. Во-первых, размещение такого оружия ставит базу и всю местность вокруг нее в список приоритетных целей для сил ядерного сдерживания геополитических соперников НАТО. Во-вторых, система безопасности на объектах далека от идеала: в январе 2010‑го на базу Кляйн-Брогель забралась группа местных активистов, которые несколько часов гуляли по территории запретной зоны, выходили на взлетную полосу и даже проникли на стоянку истребителей F-16.
Нежеланное соседство
Впервые о возможности использования для хранения термоядерных бомб В61 одной из польских авиабаз заговорили еще до текущего глобального военно-политического кризиса. 15 мая 2020 года тогдашний посол США в Варшаве Джорджетт Мосбахер заявила в своем Twitter о том, что если Германия хочет сокращения ядерного потенциала и ослабления НАТО, то осознающая риски и находящаяся на восточном фланге альянса Польша могла бы разместить оружие у себя.Речь шла о накалившейся ситуации вокруг примерно 20 единиц бомб, хранившихся на базе Бюхель. Под давлением общественности и экспертного сообщества, серьезно обеспокоенного регулярными учениями с применением муляжей спецбоеприпасов и отработкой действий на случай ядерной войны, немецкие власти подняли вопрос о вывозе бомб из страны.Однако на тот момент ситуацию удалось сгладить, простых немцев снова припугнули Россией, нанятые «эксперты» объяснили с экранов телевизоров, что этот шаг приведет к ослаблению коллективной обороны НАТО и едва ли не подорвет мировую стабильность. Большинство бюргеров покивали головой и на время успокоились. Дисциплина, орднунг, сами понимаете. Даже если в паре километров от твоего дома прибывшие из-за океана техники ворочают ядерные боеприпасы.
Однако Польша американский намек услышала и как верный вассал звездно-полосатого сюзерена взяла под козырек. Правда, какое-то время ситуация не способствовала быстрому решению вопроса.
Начало российской спецоперации в Украине дало отличный новый шанс, который Дуда и PiS упускать точно не собираются. Причем из заявления польского президента видно, что он не прочь получить бомбы без всяких ограничений.В ответ на комментарий редактора Gazeta Polska Томаша Сакевича о том, что именно с программы размещения американских бомб некоторые страны начинали путь к созданию собственного оружия, он ответил: «Считаю, что это следует рассматривать с точки зрения отдаленного будущего, но я твердо верю, что Польша укрепит свою безопасность. Это должно быть нашей долгосрочной целью. Это построит величие Польши для будущего». То есть участие в Nuclear Sharing для Дуды — это лишь ступенька на пути к разработке польских ядерных боезарядов для того, чтобы получить возможность диктовать окружающим странам свою волю.
Очередная провокационная затея Польши, которой не дают покоя фантомы былого величия, — яркий пример не только безответственности, но и вполне осознанного желания использовать ядерное оружие в качестве средства шантажа. Обвиняя Россию и Беларусь, польские политики с маниакальным упорством стремятся заполучить бомбы. Им кажется, что это сделает Польшу региональным лидером, позволит диктовать волю непокорным и менять мир, наплевав на международные законы и обязательства.
Руки прочь от Беларуси!
Сказать решительное «нет!» произволу варшавских политиков вчера к польскому консульству в Гродно вышло свыше 500 неравнодушных жителей областного центра. В руках — плакаты: «Мы — за мир!», «Руки прочь от Беларуси!», «Белорусы и поляки не должны воевать!», «НАТО, не вооружайся»… Люди в унисон говорили, что не допустят вмешательства во внутренние дела любимой страны. Студентка Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Марина Михалевич напоминает: у поляков и своих трудностей полно, а они внаглую лезут к нам…— Антибелорусская истерия нагнетается столь сильно и масштабно, что многие из тех граждан нашей страны, которые временно работали у соседей, в срочном порядке срываются с места и уезжают домой. А ведь мы за долгие годы и десятилетия плотно переплелись родственными и дружескими связями. Теперь варшавским режимом очерняются наши люди, наша история... Так быть не должно! Именно поэтому я здесь, — эмоциональна она.
Откровенен и пенсионер Виталий Хардиков:
— Нет в мире более гостеприимного и дружелюбного народа, чем белорусы. И польские люди, как и белорусы, в подавляющем большинстве точно такие же толерантные. Однако нынешние польские власти хотят нас рассорить. Угрожают на словах, грозятся перейти к делу... Отвечу так. Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. В случае чего — ответим как подобает!
Факты о ядерном оружии и агрессивной риторике в мире
♦ Девять стран — Китай, Северная Корея, Франция, Индия, Израиль, Пакистан, Россия, Великобритания и США — обладают в совокупности приблизительно 13 тысячами боеголовок. Россия и США отвечают за примерно 90 процентов мирового арсенала, причем у каждой из этих стран около 5500 ядерных единиц.♦ Ядерное оружие США, помимо всего, размещено в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Соединенные Штаты настаивают на том, что они сохраняют над этим оружием оперативный контроль.
♦ К 1994 году Казахстан, а к 1996-му Украина и Беларусь, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР после распада Советского Союза, передали его России согласно подписанному в 1992-м Лиссабонскому протоколу.
♦ Первым в мире государством, добровольно отказавшимся от ядерного оружия, в 1989 году стала Южно-Африканская Республика.
♦ 16 июля 1945 года на полигоне американских ВВС в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мексико)США осуществили первый в истории ядерный взрыв мощностью 20 килотонн.
♦ 6 и 9 августа 1945-го ядерные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки.
♦ Первое в истории термоядерное испытание проведено 1 ноября 1952 года на атолле Эниветок.
Следует помнить, что ни одна страна не раскрывает точное количество боеголовок, состоящих на вооружении. Около четверти мирового ядерного оружия выведено из эксплуатации, но не демонтировано.
США в эти дни повысили готовность своих вооруженных сил в Европе (DEFCON EU) до 2-го уровня опасности. Такую информацию передает Telegram-канал «Военное дело», ссылаясь на данные интернет-портала, анализирующего ситуацию на основе открытых источников и радиоперехватов. Отмечается, что подобный уровень объявлялся во время Карибского кризиса 1962 года, а также в 1991-м при проведении операции «Буря в пустыне» во время войны в Персидском заливе. Следующий и последний уровень — DEFCON 1 — означает максимальную боевую готовность в преддверии крупномасштабного конфликта.МНЕНИЕ
Юрий Шевцов, политолог:
— Навязывание ядерной темы — это повышение ставок. В основном оно связано с тем, что в Украине и Соединенных Штатах понимают, что над украинской армией (в том числе после мобилизации в России) может нависнуть глубокая, серьезная угроза. Купировать эту угрозу Западу пока нечем. А как раз таки разговоры о ядерном оружии позволяют надеяться, что этот конфликт на какой-то фазе может закончиться так же, как когда-то завершился Карибский кризис: все приведут в боеготовность ядерные силы, а потом в последний момент договорятся, найдут компромисс. Во время холодной войны, к слову, был не один подобный Карибский кризис. Это понятие — скорее метафора. Сейчас все идет к тому же.