Конечно, Марчин Пшидач невелика птица в польской политике. И можно было бы его заявление пропустить мимо ушей, но, по сути, оно ложится идеально в действия Варшавы и политической канцелярии, позицию которой, судя по всему, он и донес до широкой общественности. Дуда и Моравецкий, видимо, и хотели бы сказать то же самое, но, кажется, стесняются. Ибо понимают: украинский вектор не совсем-то и украинский. А геополитический по широчайшему контуру. Тут завязаны интересы и Евросоюза, и США, а также ряда польских структур от бизнеса и политики. Поэтому послали вести провокационные речи в эфире начальника бюро. Если вдруг разразится скандал по западному вектору, всегда можно сказать: мол, Пшидач выражал собственное мнение, он ошибся, его наказали…
Правящей партии в Варшаве приходится крутиться как на раскаленной сковородке. Пока политика эскалации по восточному направлению приносит минимальные дивиденды, но слишком значительные издержки. И конфликт вокруг поставки украинской сельскохозяйственной продукции — самый пик надводного айсберга накапливающихся противоречий.Причем не только с Киевом, но и с партнерами в Брюсселе и Вашингтоне.
Польша, в значительной степени сама того желая, оказалась, по сути, на первой линии геополитического конфликта Запад — Восток. И теперь поляки сами не особенно представляют, как выйти сухими из воды. Проект форпоста НАТО явно оказался провальным. Американцы подбросили дополнительные силы и вооружение в рамках этих воинских контингентов, но инвестировать серьезные ресурсы в «польскую крепость» не торопятся, как и Европа. Все свободные средства коллективного Запада уходят Украине и на собственную безопасность. А не стоит забывать, что практически всю историю (около 20 лет) нахождения в Евросоюзе Польша являлась фактически дотационной страной. Другой вопрос, что тот же немецкий бизнес приобрел в стране существенное влияние. И немецкая экономика получала выгоды от соседа. Это несомненно. Но транши позволяли правящей партии купировать социальное недовольство. Впрочем, они же стимулировали и коррупционные схемы. Кстати, не так давно на эту тему уже разгоралась жесткая дискуссия между Варшавой и Брюсселем.
Сейчас денежные потоки изменили русло и пошли в Украину. Факт, который не может не раздражать Варшаву. С самого начала конфликта польский истеблишмент активно прорабатывал различные варианты хабов между Западом и Киевом: и по финансовой помощи, и по гуманитарной, и по военной. Были попытки спровоцировать массированные вложения Вашингтона в польский ВПК для формирования межрегиональной ремонтной базы НАТО. Но дальше вербальных заявлений дело пока не пошло.
Пока Польша никакой значимой выгоды не получила. А вот украинское зерно и сельхозпродукция в Восточную Европу потекли нескончаемым потоком. Плюс мигранты. Международные программы по их содержанию постепенно сворачиваются. А Польша сама по себе страна мононациональная. Почти 95 процентов населения — этнические поляки. Поэтому к «инородцам» в общем и целом отношение не самое теплое. Стоит вспомнить, какой всплеск искренних эмоций вызвало предложение Брюсселя во время миграционного кризиса в Европе раздать квоты всем членам ЕС. Варшава тогда чуть ли не грозила из союза выйти.
Конечно, украинцы — не выходцы из Азии и Ближнего Востока. Ментально ближе. Да и геополитически до определенного момента они были выгодны. Но конфликт затягивается — и временное пребывание украинцев в Польше постепенно превращается в постоянное. Они начинают формировать теневой рынок труда, который раздражает местных жителей. Конечно, виноваты в этом не только приезжие, но и экономическая политика властей, которая популизма ради стремительно задирает минимальную оплату труда выше возможностей реального сектора ее обеспечивать. Но массовое наличие граждан чужой страны нервирует общественность.
Судя по зерновым переговорам и последующей риторике, Варшава решила попытаться дистанцироваться от Киева. Во-первых, выборы на носу и надо показать искренние любовь и патриотизм к электорату. Хотя бы до середины октября. Во-вторых, различные дисбалансы в экономике у них начинают приобретать угрожающий характер. И тут уже не до дружбы. В-третьих, обострение отношений с Киевом — хороший повод пошантажировать западных партнеров. А украинское зерно — выгодный повод. Причем, будем объективными, украинские власти предлагали механизмы снижения влияния своего урожая на рынки Восточной Европы. Но Варшава эти доводы и слушать не захотела ни со стороны Киева, ни со стороны Брюсселя. Будем наблюдать за развитием этой странной дружбы двух стран. И надеяться, что былая любовь не перерастет в ненависть. Ее и так в регионе уже эмитировано чрезмерно много.
volchkov@sb.by