Дом не может без хозяина

И если он не находится, в дело вступают бульдозеры

ЕЩЕ летом трудовой десант Добрушского ПМС высадился в поселке Гордуны Утевского сельсовета. Здесь мелиораторам предстоит убрать 21 пустующее и ветхое домовладение.


— Если посчитать все захороненные нами дома, получится если не город, то поселок городского типа точно, — с сожалением говорит мастер Михаил Журавлев. — Жаль, конечно, что в наших деревнях остается все меньше жителей, а молодежь стремится уехать в города или центральные усадьбы сельхозпредприятий. Но и развалинам на улицах не место. 

То, что жить в домах, признанных ветхими, невозможно, видно и неспециалисту. В основном они деревянные, не имеют ни окон, ни дверей, а зачастую и крыш. Все прогнило настолько, что сруб даже на дрова использовать нельзя — бревна рассыпаются в труху в руках.

В Гомельской области во многих районах сносом таких домов в рамках Указа № 100 мелиораторы занимаются давно. Неудивительно, что экскаваторщики и бульдозерист так слаженно работают, будто в кабинах установлены рации. Сами строения рушатся под напором ковша за считаные часы. Гораздо больше времени отнимает валка деревьев и кустарниковой поросли: бесхозные участки, как правило, превращаются в настоящие джунгли.

В среднем одна бригада полностью очищает территорию бывшего домовладения за полтора-два дня. Материалы после сноса домов, как и поросль кустарников и деревьев, закапываются в глубокие рвы. Мера вынужденная, так как в большинстве случаев земли передаются в ведение сельхозорганизаций, а на будущих полях ничто не должно мешать посевным агрегатам.

Закончив работу в Гордунах, бригада мелиораторов отправится на новый объект. По словам мастера Журавлева, всего до конца сентября запланирован снос 75 домовладений. Общая сумма затрат на эти работы — 85 тысяч рублей. Получается, демонтаж — дело недешевое.

Количество ветхих и пустующих зданий в области растет. Особенно в районах, которые больше других пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. В Чечерском, например, рост населения, особенно сельского, не наблюдается. Не успевают сносить, засевать. Хотя Указ № 100, в рамках которого эта работа проводилась, сдвинул проблему с мертвой точки, но остались сложные моменты, говорит председатель Залесского сельисполкома Чечерского района Наталья Шевцова:

— Залесский сельсовет — это девять населенных пунктов. Ежегодно сносятся сотни домов, у которых нет хозяев и будущего. Часто задают вопрос: а не лучше ли было продать? Это актуально, если строение неплохое и на него есть спрос. К тому же при сносе и возврате земель в оборот затраты ложатся на областной бюджет, а если проводить оформление домов через БТИ, а у таких построек, понятно, нет необходимых документов, организовывать аукцион — это уже дело сельсовета. Откуда взять такие деньги? Но даже после аукциона их невозможно вернуть. Покупатель не готов платить сумму, в которую оценено строение. Оценка в разы превышает рыночную стоимость.

Исполкомы ведут учет пустующих зданий в сельской местности. В регистр включаются лачуги, в которых в течение последних трех лет подряд проживают менее месяца и собственник которых письменно не уведомил исполком о намерении использовать их далее под жилье. Местные органы власти вынуждены были выявлять пустующие избушки, пытались связаться с их владельцами, чтобы те распорядились своим имуществом. Если это не давало эффекта, по решению суда хижины признавались бесхозными, после чего местные органы власти могли решить их судьбу. 

Новому Указу № 357 «О пустующих и ветхих домах», который подписан Президентом 4 сентября, в сельисполкомах рады. 

— Мы внимательно почитали документ и теперь, думаю, работа ускорится, — говорит Наталья Шевцова. — Пустующие дома будут выявляться в течение полугода, и, если владелец не подтвердит действиями желание привести дом и участок в порядок и использовать по назначению, дом пойдет с молотка или под бульдозер в течение года. Предыдущая процедура могла растягиваться на десятилетия. 

Новый указ, возможно, заставит вспомнить владельцев о своей сельской недвижимости. Чтобы навести там порядок, проверить исправность проводки или отключить ее, покосить траву, убрать мусор, вскопать огород, повесить занавески, в крайнем случае, дачников можно пустить — жилой вид гарантирован, а большего и не требуется. Ведь никто не приказывает жить там постоянно. Просто дом не должен создавать опасность другим жителям. Кроме того, пустующие и ветхие дома будут активнее продавать. А это значит, что вполне реально, что они могут обрести вторую жизнь.

vakulich@sb.by

Фото Натальи ЕВЕНКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter