30 и 31 октября на сцене Большого театра премьера – балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок»

Для взрослых и детей

Главный балетмейстер Большого театра Беларуси Юрий Троян представит самую яркую премьеру осени — балет «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина

К грядущей большой премьере — детскому спектаклю «Конек-Горбунок» — народный артист Беларуси Юрий Троян отнесся совсем не по-детски. Балетмейстер не только выступил автором либретто, переосмыслив самое известное произведение Петра Ершова, но и весьма бережно обошелся с музыкальным материалом. Более того, сохранив сказочный сюжет, Троян одновременно сделал его совершенно другим: и современным, и вечным, и по-балетному лихим. А значит, театру наконец удалось создать спектакль, который понравится и детям, и взрослым.


Сказка для больших и маленьких

Что интересно: за знаменитую сказку с объемным воспитательно-просветительским потенциалом в белорусском Большом взялись впервые. Хотя разгуляться фантазия у постановщиков могла гораздо раньше. Потому что вдохновлен балет был… Беларусью. Известно, что композитор Родион Щедрин написал музыку к «Коньку-Горбунку» после поездки «в белорусскую глушь» еще в конце 1950-х. Там, на природе, вдали от цивилизации он слушал народные песни, которые чуть позже обрели в его балете новые музыкальные смыслы. А сам Щедрин благодаря «Коньку-Горбунку» обрел свою Царь-девицу: знакомство композитора и Майи Плисецкой (молодой, но к тому времени уже известной балерины) состоялось как раз на первых репетициях спектакля. Ей же Щедрин впоследствии посвятил партитуру.


За эти годы музыка успешно выдержала проверку временем, не растеряв задора и актуальности.
Нет смысла пересказывать сюжет сказки Ершова — он всем хорошо знаком. В балетной версии каждый зритель, по задумке постановщиков, разглядит что-то свое: взрослые — историю, не лишенную гражданской злободневности, дети — чудесные превращения и пеструю картинку. 

К слову, о картинке. Специально для новой премьеры художник по костюмам Екатерина Булгакова создала три сотни (!) эскизов. В мир сказок попыталась проникнуть, изучив десятки картин: от работ самого знаменитого из русских иллюстраторов — Ивана Билибина — до нашего Льва Бакста. В спектакле, рассказывает Екатерина, уживаются два мира: мир людей и сказочных существ, которые в конце концов помогут главным героям найти свое счастье. Поэтому все сказочные персонажи придуманы такими, какими их может вообразить только ребенок: в смешных нарядах, ярких, как детская раскраска.



Сценография — под стать костюмному размаху. Декорации в спектакле словно один большой конструктор. За лихое изящество и чудесные превращения на сцене отвечает команда специалистов во главе с художником Любовью Сидельниковой:

— Прежде всего меня вдохновляла музыка Родиона Щедрина. Необходимо было найти гармонию, чтобы оформление спектакля сочеталось именно с музыкой. Поэтому я старалась создать не только народную историю. Искала какие-то мотивы в русском модерне, черпала идеи в майолике Врубеля.

Автор либретто, балетмейстер-постановщик спектакля Юрий Троян между тем обращает внимание — «Конек-Горбунок» должен потрясти зрителей в том числе образностью и многослойностью смыслов:

— При этом главное для нас — сохранить мир, атмосферу, дух русской народной сказки. Для этого постараемся сделать все по максимуму. Открою секрет: вся история начнется от… печки. В русской сказке это, пожалуй, один из важнейших символов, за которым скрывается множество знаков и смыслов.


Девицы и красавицы

К захватывающим приключениям Ивана и его Конька-Горбунка с удовольствием (и это видно!) подключились лучшие балетные силы театра. Народная артистка Беларуси, прима Ирина Еромкина (которая в одном из составов выйдет в заглавной партии Царь-девицы) не скрывает: 

— В репертуаре давно не хватало такого яркого, светлого, легкого балета, на котором не только зрители, но и мы, артисты, отдыхаем душой. 
Очень хочется, чтобы постановка понравилась не только взрослым, но и детям: в спектакле есть юмор, загадки. Будет наука и для взрослых — как в любой сказке.

Литературный труд Ершова, признается Ирина, перед началом работы она не открывала и то, как интерпретировали артисты других театров эту роль, тоже не смотрела. И тому есть рациональное объяснение:

— В работе я всегда стараюсь ориентироваться исключительно на то либретто, которое лежит в основе нашего спектакля. Мне не очень нравится опираться на спектакли, которые сделали другие хореографы. Посмотришь — и начинаешь невольно цепляться за какие-то приемы, нести их в свою роль. А хочется сделать своего персонажа самостоятельно, придать ему индивидуальности. 



Еще одна исполнительница роли Царь-девицы заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова уже сейчас называет «Конька-Горбунка» большой личной, творческой и театральной удачей:

— Спектакль получился по-настоящему сказочным, волшебным. А это то, чего нам порой всем так не хватает в жизни. И еще мне кажется, что для первого знакомства детей с таким серьезным жанром, как балет, лучшей постановки не найти. Сюжет максимально близок к первоисточнику, маленькие зрители его легко поймут. Моему сыну три года, недавно мы как раз пересмотрели вместе мультфильм «Конек-Горбунок». Я объяснила Данику, что буду такой же Царь-девицей, как на экране, только на сцене. Хочу взять его на один из прогонов в костюмах. Посмотрим, что скажет. 
Свежей премьере в Большом уже пророчат долгое и счастливое существование на сцене.
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter