— Нельзя останавливаться на достигнутом. Если вариться в собственном соку, это ни к чему не приведет. Весь мир развивается только благодаря знаниям и опыту. Именно под этим углом вы начинали заниматься луком. Лук — это ведь новая культура на Гомельщине, раньше только на домашних грядках выращивали.
— Мы начали выращивать лук 15 лет назад с 5 гектаров. Сегодня производим его 6—7 тысяч тонн. Урожай с гектара достигает более 600 центнеров! Президент даже удивился, потом при встрече спрашивал, почему его на поле не позвали посмотреть на это чудо. Оказывается, Александр Григорьевич увидел по телевизору репортаж с поля, которое было усеяно луком.
— А почему решили заниматься этой культурой? Учитывали климат или хорошие рыночные перспективы?
— Прежде всего перспективы. Лук для консервного завода раньше закупали в Узбекистане. Прежде чем возделывать культуру у себя, главный агроном изучал опыт производства в Германии. Лук — очень деликатная культура, нужно вовремя обработать, пока 2—3 листика появятся, и полить. У нас, кстати, 6 стационарных поливных агрегатов.
Заведующая филиалом «Брилевская библиотека» Елена Каратай, заведующий филиалом «Брилевский ДК» Владимир Сыбатов, культорганизатор Наталья Сыбатова.
— Так у вас кадры с европейским опытом! Менеджеры, это же уровень! Они учатся за счет хозяйства?
— Конечно. На это денег не жалею. Самостоятельно принимаю решения, где учить специалистов. Ну, еще и учим людей работать над собой. Одно дело, когда человек окончил учебное заведение — и все, а другое — когда постоянно учится, посещает тематические семинары в России, Украине, дальнем зарубежье.
— Ваше хозяйство одно из немногих, где остались поливные агрегаты, что очень важно в условиях изменившегося в сторону засухи климата. Немцы к нам приезжают и рассказывают, что даже картофель на искусственном поливе выращивают.
— Мы начали с передвижных установок, закупили их в Германии. Воду брали из мелиоративных каналов. Пользуемся и теперь. Когда засуха — это спасение. Лук продаем даже в Румынию. В прошлом году продали 3 тысячи тонн.
— Вот мы сейчас разговор ведем об экономике, о прибыли. Но я знаю, что в «Брилево» уделяется много внимания людям, их быту и отдыху. Вы начали со строительства жилья, много средств инвестируете в социальный сектор.
— За все время построили более 800 квартир в агрогородке Мичуринская. Оказываем помощь в организации строительства кооперативного жилья.
— А Мичуринская давно стала агрогородком? К тому времени, как с подачи Президента начали строить агрогородки, у вас уже что-то подобное было. По соцобъектам, по транспорту, по условиям жизни вы уже были далеко впереди.
— Статус агрогородка деревня Мичуринская получила в 2006 году. Социальная инфраструктура у нас почти как городская, все условия для нормальной жизни есть. Детский сад, школа с музыкальным уклоном, спортивный комплекс, врачебная амбулатория, торговый центр, храм построены при мне. Школу возвели за 9 месяцев. Мы настояли, чтобы у нас была своя средняя школа. В ней сегодня занимается более 250 детей. Брилевская средняя школа — лидер по успеваемости, здесь работает талантливый педагогический коллектив.
Ведущий инженер-технолог КСУП «Брилево» Светлана Менькова и начальник производства Людмила Кошевенко.
— Короче, социальный сектор у вас большой и условия не хуже, чем в городе. А что с зарплатами? Средняя зарплата не очень показательная, потому что животноводы получают хорошие деньги, но есть и более низкооплачиваемые должности.
— Все зависит от объема производимой продукции и ее качества. Животноводы, овощеводы, механизаторы получают до 1200 рублей. Зарплата выдается два раза в месяц согласно установленным коллективным договором срокам.
— Мне кажется, в этом отношении с вами конкурировать может только одно хозяйство — «50 лет Октября» Речицкого района. Григорий Куприянович Шпаков руководит им уже 50 лет, в течение которых не было ни одной задержки зарплаты.
— Для этого нужно постоянно иметь в резерве деньги. Помните, еще в 1996 году я говорил об этом Президенту. Мы уже касались этой темы, но хочется акцентировать внимание на преобразованиях. Последние десять лет создаются интеграционные структуры, где предусмотрен замкнутый цикл — от поля до прилавка. Организуются межрайонные холдинги на базе комбикормовых заводов, молочных, мясокомбинатов. Принято несколько указов Президента по оздоровлению и модернизации сельского хозяйства. Считаю, что все эти преобразования нужны и своевременны. Только проводить их надо адресно, с учетом всех обстоятельств и особенностей регионов, опираясь на опыт лучших. Это касается и укрупнения хозяйств: что одному хорошо, другому нецелесообразно. Нужно смотреть на отдачу.
— Согласен. Но в тех хозяйствах, которые присоединили, люди ощутили, что можно жить и хозяйствовать по-другому. На мой взгляд, эти меры дали возможность отстающим почувствовать себя на уровне передового. За исключением того, когда хозяйство, к которому присоединили, не справилось и аутсайдеры потянули его на дно. Такие примеры тоже есть. Реформирование — это путь проб и ошибок. Лучшее надо взять на вооружение…
— Хозяйства, которые занимаются производством молока и мяса, самые выгодные с точки зрения производства. Наше предприятие хоть и небольшое, но здесь нужно все делать технологично «от» и «до», ведь вырастить овощи, что малого ребенка. Обработка, подкормка, прополка. Мы работаем круглый год в напряженном ритме. Наверное, благодаря прежде всего своему авторитету я сохранил хозяйство в таком виде и в таких размерах. Иначе не было бы успешных экономических и социальных результатов. Ко всему нужно подходить индивидуально.
— Бытует мнение, что хорошо бы ввести частную собственность на землю. Фермеры у нас есть, многие из них работают успешно, но земля принадлежит государству. Позвольте вопрос на заданную тему. Например, если бы Брилево принадлежало вам юридически, вы работали бы еще более эффективно?
— Не думаю. Для меня сегодня вырастить урожай — это одно, а сохранить — другое. В хозяйстве, под боком у большого города, работает сторожами целая артель из 38 человек, люди дежурят день и ночь. Если это будет чье-то, то мало кто из работников будет заинтересован в сохранности продукции. А пока все это наше, я, если понадобится, подниму весь коллектив для того, чтобы сберечь все заработанное.
— Вы думаете, форма коллективной ответственности более эффективна, чем частная собственность? Помните, при Брежневе в народе была поговорка с негативной окраской: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Колхозное — то есть ничье. Бери, что плохо лежит.
— Так рассуждают люди беспринципные. Нужно, чтобы человек жил жизнью коллектива. Мы так поступали, когда я работал на целине. Трудились, имели хорошие показатели, не злоупотребляли, помогали друг другу. Так и в совхозе. У нас люди живут одной семьей.
Конечно, частники должны быть. Полностью поддерживаю фермерство и прочие формы собственности. А в целом решающее слово за крупным производством.
— У нас оно так и есть. Завершая этот разговор, хочу сказать, что у нас так произошло благодаря Президенту. В свое время он не отдал землю, комплексы, МТК, как это сделали в Украине и России. Поэтому мы сейчас имеем то, что имеем. Создали державообразующую сельскохозяйственную отрасль. И она в достатке производит качественную продукцию — для себя и на экспорт.
— У меня состоялась на эту тему беседа с Президентом. Он задал неслучайный вопрос о том, почему я не хочу, чтобы мое хозяйство присоединили. И когда он выслушал все мои доводы и серьезные аргументы, вопрос отпал. Зачем пилить сук, на котором сидишь. Потеря такого хозяйства, как «Брилево», — большой ущерб для государства. Президент побывал у нас в 2008 году, все посмотрел, пожал мне руку и сказал: «Молодец!» В 2019 году, к 80-летию, меня наградили орденом Отечества III степени. Это оценка труда всего нашего коллектива.
— И еще ваша заслуга в том, что вы подобрали, воспитали и обучили уверенную, грамотную и патриотичную команду, которая работает слаженно, на доверии и уважении друг к другу. С таким коллективом можно и горы свернуть. Спасибо, Аркадий Тарасович, за очень содержательную и откровенную беседу.
mikhovich@sb.by