Пешеходы бывают разные, в том числе и о четырех ногах. Они в правилах дорожного движения не сведущи. Для них полоса без деревьев, покрытая не шишками и травой, а асфальтом, зимой соленым и вкусным, является препятствием на пути к излюбленным местам выпаса или размножения, которую они и преодолевают — увы, зачастую неудачно. В числе новых правил охоты, действующих в нашей стране с 1 января 2021 года, — упрощение порядка оформления документов при обнаружении погибшего, в том числе в аварии, дикого животного. Обязательным пунктом стало также сообщение об инциденте на круглосуточный телефон доверия Государственной инспекции охраны животного и растительного мира. Это позволило подсчитать количество копытных животных, которые становятся жертвами столкновения с автомобилями. Признаться, цифры корреспондента «Р» впечатлили.
Менее чем за три месяца на дорогах погибло 326 охотничьих животных.
— Аварии с участием животных представляют серьезную угрозу здоровью и жизни людей, ущерб для их имущества, а также потери охотничьих хозяйств, — отмечает Ольга Громович, специалист по связям с общественностью Госинспекции. — Ведь для зимней подкормки копытных охотничьи хозяйства заранее заготавливают сено, запасаются солью и зерном, то есть несут материальные затраты. При сокращении численности охотничьих животных реализуется меньше разрешений на их добычу. Раньше статистику по ДТП с животными никто не вел. Мы проявили инициативу в этом вопросе и увидели реальные масштабы проблемы.
Как сообщили в Госинспекции, по состоянию на 17 марта зафиксировано 311 фактов ДТП с участием копытных, причем в некоторых авариях гибнет сразу несколько особей. С начала года, то есть всего лишь за два с половиной месяца, погибло 326 животных: 197 косуль, 96 лосей, 25 кабанов, 8 оленей. Большое количество фактов гибели в результате ДТП косули (60,4 процента) и лося (29,4 процента) обусловлено высокой плотностью их населения в угодьях по сравнению с другими видами копытных. Чаще всего копытные охотничьи животные гибли при столкновении с автомобилями в Минской и Витебской областях — 85 и 75 особей соответственно. При этом самый высокий показатель зафиксирован в Полоцком районе — там стали жертвами ДТП 4 лося, 10 косуль и 1 кабан. В Дзержинском районе зарегистрировано 12 фактов гибели животных (1 лось и 11 косуль), по 11 ДТП — в Браславском и Гродненском районах, по 10 — в Минском, Столбцовском и Верхнедвинском. Наибольшее количество аварий с участием копытных отмечено в пятницу и выходные дни, когда транспортные потоки увеличиваются.
Столкновение с таким крупным животным, как лось, наносит автомобилю серьезные повреждения.
Специалисты обращают внимание водителей: если вы сбили сами или обнаружили на дороге раненое или погибшее дикое животное, следует сообщить об этом в милицию или МЧС. Те поставят в известность представителей местных властей, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, ветеринарной службы, пользователей охотничьих угодий. При необходимости животному окажут помощь или же составят акт об его гибели. Увозить с собой тушу нельзя, это расценивается как незаконная транспортировка дичи, за которую грозит уголовная ответственность.
— Госинспекторы выезжают на место ДТП с участием животных только в том случае, когда тушу незаконно увозят с места происшествия, — подчеркнула Ольга Громович. — Так, в Оршанском районе у обочины дороги Санкт-Петербург — Одесса сотрудники ГАИ обнаружили останки лосихи, а на самой дороге — след от столкновения животного с транспортом. В ходе совместного расследования установили личность подозреваемого в незаконной разделке и транспортировке. Им оказался житель агрогородка Бабиничи. В его доме нашли нож, топор и одежду со следами крови и шерсти, возбуждено уголовное дело.
Разумеется, в стране применяются меры, препятствующие выходу животных на дороги и предупреждающие о такой вероятности. Проезжая по трассам, многие замечают и защитные ограждения вдоль леса, и специальные дорожные знаки. Однако высокоэффективными их не назовешь: ограждения прерываются, например, в местах примыкания других дорог или при выходе на поле. Знаки же не все водители принимают во внимание. Как показывает мировая практика, наилучшим выходом могли бы стать экодуки — эстакада над автомобильной дорогой или туннель под ней, предназначенные именно для животных. Однако стоят эти сооружения недешево.
Госинспекция проведет обстоятельный анализ ситуации с гибелью диких животных в ДТП и по итогам года проинформирует Постоянную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров для выработки мер, способствующих улучшению ситуации.
nevmer@sb.by