Лето плавно подходит к концу, и в города массово прибывает ребятня, вернувшаяся с дач, курортов, лагерей отдыха. Наконец-то избавившись от постоянного надзора взрослых, дети ищут, чем бы себя развлечь. Отдают предпочтение в основном модным средствам передвижения: самокатам, сегвеям, гироскутерам, моноколесам... К сожалению, порой результат таких поездок может быть плачевным — именно на август, как подметили в ГАИ, приходится пик количества «детских» ДТП.
Горячая пора
Причины сезонного всплеска аварийности предельно ясны, методы противодействия разработаны и, безусловно, учитываются при профилактике ДТП. Однако технологии так называемых средств персональной мобильности (СПМ) развиваются куда быстрее, чем сознание их пользователей. Отсюда и неприятные происшествия.Нелишним будет напомнить: детям до 14 лет пользоваться СПМ нельзя — прямой запрет содержится в Правилах дорожного движения, исключения — жилые и пешеходные зоны. Однако прежде чем отправлять чадо на пешеходную дорожку, мамы и папы должны убедиться, что ребенок знает правила безопасного передвижения на портативных устройствах. Права на такую технику не нужны, и многие считают, что не требуется даже особых навыков: встал и поехал. А это не так, предупреждает старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД Анна Банадык:
— Средства персональной мобильности — потенциально опасные устройства, не оборудованные эффективной системой безопасности. Это важно понимать родителям, задача которых — уберечь и предостеречь своих детей. Нелишним будет вместе сесть и перечитать Правила дорожного движения, где указаны четкие требования: определены возраст пользователей, места, разрешенные для передвижения, и ограничения скоростного режима.
Основная опасность таких устройств — ограниченная маневренность. Любой камешек или ямка на дороге могут стать проблемой, особенно для неумелого пользователя. Поэтому передвигаться на таком устройстве разрешается со скоростью не более 25 километров в час и желательно в защитной экипировке.
К трагедии может привести не только нарушение правил безопасного поведения на дороге детьми, но и элементарная безалаберность со стороны родителей. Они должны убедиться в исправности тормозной системы и рулевого управления устройства, а также фары и фонаря на случай передвижения в темное время суток.В первую очередь любителям прокатиться с ветерком нужно искать велосипедную дорожку. Если велодорожек нет, то разрешается проезд по тротуарам, пешеходной дорожке либо обочине. Пользователи СПМ должны вести себя аккуратно и не создавать препятствий для других участников дорожного движения.
Специалисты призывают быть бдительными и водителей авто: увидели тротуарного шумахера, который несется к проезжей части, — снижайте скорость и будьте готовы остановиться. Во дворах автолюбителям следует выбирать минимальную скорость — пешеход может вынырнуть откуда угодно.
На самокате по зебре
Нередко дорожная хроника пополняется происшествиями из-за нарушений правил проезда пешеходных переходов на СПМ. Недавно несчастный случай произошел в Лиде: вечером 14 июля 74‑летний автолюбитель сбил на зебре 11‑летнего самокатчика. Ребенок с ушибами попал в больницу.— Пересекать проезжую часть на средстве персональной мобильности нужно по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а в случае их отсутствия — по пешеходному переходу со скоростью идущего шагом человека, — комментирует Анна Банадык. — При этом важно заблаговременно снизить скорость и выезжать на проезжую часть, только убедившись в безопасности. В темное время суток или в условиях ограниченной видимости обозначьте себя или ребенка световозвращателем.
Специалист добавляет, что довольно распространена проблема езды вдвоем или даже втроем на электросамокатах. Такие эксперименты строго запрещены ПДД: передвигаться можно по одному, если только дополнительное сиденье не предусмотрено конструкцией средства передвижения. Кроме того, коллективная поездка автоматически становится небезопасной: перегруженное устройство может легко потерять равновесие. Также во время поездки на любом СПМ запрещено отвлекаться, разговаривать по телефону или отпускать руль.
Конечно, тормозить прогресс никто не собирается. Портативные средства передвижения экологичны, удобны и отлично встраиваются в городскую среду. Белорусы постепенно налаживают отношения с новым транспортом, попутно обучая современной культуре поведения на дороге детей и подростков. Эффект от таких бесед, безусловно, есть, но его можно в разы усилить родительским словом, а еще лучше — личным примером.
ВАЖНО
Любое СПМ меняет рост ездока минимум на десять сантиметров: привычные места, где пешеход проходил свободно, могут преподнести неприятные сюрпризы.
sulzhina@sb.by