Дети и Сатана

.
...20-летняя мозырянка Юля пропала 1 марта. Ушла на занятия в ПТУ N 68 и не вернулась. 22 марта, когда сошел грязный мартовский снег, изуродованное тело девушки нашли в городском овраге. Да простят меня родные погибшей, но, думаю, Мозырь относительно легко бы пережил правду (к сожалению, сегодня обывателя шокировать трудно), будь это - да, ужасающая, но вполне привычная "бытовуха": несчастный случай, пьяные сволочи или уличная потасовка. Ужаснулись бы и забыли, оставив родителей страдать. Но смерть Юли приоткрыла иную правду, которая по-настоящему напугала всех. Среди основных версий крайней жестокости убийц - поклонение одному из ответвлений сатанизма, которым были увлечены (одержимы?) подозреваемые.

"Проверка на дружбу"

Старший следователь Мозырской межрайонной прокуратуры Игорь Шнитков, загруженный делами под завязку, терпеливо отбивается от настойчивой журналистки. Да, преступление чрезвычайное, мотивы шокирующие, поэтому столько сил и служб работало на его раскрытие: и районная милиция, и областное управление уголовного розыска, и прокуратура. Надо думать, благодаря этому уже на 29-й день следствия Шнитков имел картину трагедии.

...Юля была старше своих однокурсников на два года. Ее мама, Валентина Михайловна, говорит, что дочь с детства сильно болела, слабо училась. Первый курс в училище тоже давался тяжело. Родители даже подумывали забрать документы, когда у дочери начались проблемы в отношениях с ребятами из группы. Девчонку и обижали, и сторонились ее. Но администрация ПТУ уговорила остаться. И Юля продолжала постигать тонкости малярно-штукатурного дела, так и не найдя общего языка с группой.

Роковое 1 марта... Шла предпоследняя неделя перед началом практики выпускного 3-го курса. Многие видели, что в этот день Юля уходила с занятий вместе с однокурсницами Алесей и Галей, с которыми никогда не была дружна. Девушки предложили ей прогуляться по городу до нового моста через Припять - от центра Мозыря это несколько километров. Якобы там, по словам Алеси и Гали, им пришла мысль наказать Юлю "за всякие мелкие пакости". "Например?" - спрашивал следователь. "Она была странная, - пытались объяснять. - Однажды пожаловалась педагогам, что у нее пропало 500 рублей. Всю группу вызывали к директору, а Юля потом нашла эти деньги у себя в кармане". Следствие обобщило - "неприязненные отношения".

Поднялись на металлическую площадку под мостом. Говорят, сначала пытались душить Юлю - в шутку: "От недостатка кислорода у нее должны были появиться головокружение и приятные галлюцинации". Так порвались шейная тесьма Гали, потом ручка от сумочки. Устали. И столкнули жертву вниз... с высоты 4-этажного дома. Но девушка, упав на заснеженный лед, не разбилась, а только ушиблась и - поднялась (?!). Тогда девчонки, испугавшись (я передаю только их нынешние показания), что Юля заявит в милицию, решили ее убить. И повели обратно в город - опять 3 - 4 километра. Девушка покорно шла - спутницы убедили, что теперь она испытана на дружбу и будет их подругой "по гроб жизни".

Кровавая арифметика: 2 смерти, 8 обвиняемых

Цепочка событий привела участников трагедии к зданию Мозырского городского центра социального обслуживания семьи и детей, где каждый день Алеся и Галя встречались со своими друзьями. В тот вечер они попросили их о помощи. Четверо сверстников - Гриша, Денис, Евгений и Руслан - якобы присоединились к девчонкам и двинулись к оврагу, где уже вместе "справились" с Юлей. А потом пошли пить пиво.

Следователь Шнитков, имея 5-летний стаж прокурорской работы, к лирике не склонен, но местами отвлекался от протокола: "Они так спокойно вели себя на следственном эксперименте, будто рассказывали мне о своей производственной практике. Хотя убийство было очень жестоким, я бы сказал, истязающим. Девушка умерла от травматического шока. Лишь некоторые настаивали, что на преступление пошли из страха перед лидерами, которые им угрожали... убийством, приводя реальный пример".

Шнитков все допытывался у подозреваемых: а чем докажете, что угроза была реальной? - и выяснил-таки. Девушка Саша по прозвищу "Сандра" жила неподалеку от Мозыря, была вхожа в тусовку и действительно внезапно исчезла прошлым летом. Но родные не стали подавать в розыск. Мол, привыкли к ее частым отлучкам и отъездам! Дорогу к месту убийства, случившегося 13 июня 2003 года, показывала уже студентка Мозырского педагогического университета 19-летняя Елена. С ее слов, тогда Сандра была подружкой Григория (он проходит и по убийству Юли) и будто бы досаждала ему своей беременностью. Гриша, Лена и Таня вместе с будущей жертвой выехали на природу, немножко выпили, потом убили Сашу, забросав тело ветками. "Это ее ботинки?" - показали единственное, что узнавалось в "могиле". "Ее", - подтвердила Лена. Арифметика двух событий: 2 смерти, 8 обвиняемых... Потерянные 10 душ.

Не секта и не ритуал. Хобби?

В прокуратуре соглашаются: слишком маловесны мотивы для столь жестоких и бессмысленных действий. "Только о сатанинской секте говорить нельзя. Во-первых, это всего лишь группка - 7 человек 19 - 20 лет, у которых не найдено никаких обрядовых принадлежностей. Во-вторых, нет признаков ритуального убийства, - заверяет меня Игорь Николаевич. - Но следствие еще будет выяснять, как это увлечение отразилось на их поступках".

"Эта сторона" - перевернутые кресты, листочки с пиктографией, пропитанные кровью, а еще школьная тетрадка, в которой круглым детским почерком выведены правила коллективного устава. Разделение на роли: маги, воины, тени. Например, магами были Алеся и Галя. Старейшина Оверлорд - Григорий. А все вместе - валфири. Так они именовали себя.

"На собраниях во время ритуалов и тренировок алкогольные и спиртные вещества запрещены. Исключение: наркотические вещества, требуемые для выполнения ритуалов, обрядов... Тебе запрещается уничтожать кого-нибудь из твоего рода. Право уничтожать принадлежит только старейшине. Только он имеет право давать разрешение на кровь", - это выдержки из устава. Действовали правила или нет? И что было в их понимании ритуалом посвящения в "свои"? Об этом молодые люди стараются не говорить. "Просто увлечение. Интерес", - такой ответ получил следователь.

Однокурсники припоминали какие-то мелочи. Иногородняя Алеся и мозырянка Галя сдружились только на второй год учебы. На последнем курсе тихоня Алеся изменилась. "Ей нельзя было слово сказать, сразу вызывающе реагировала", - наблюдали сокурсницы. Замечали, как подружки временами приносили книги о черной магии. Однажды, специально проколов себе пальцы, демонстративно "потягивали" кровь. В группе говорят, что многие стали подозревать Галю и Алесю в худшем, когда те 11 марта избили в общежитии однокурсницу - сироту Сашу. Молотили по лицу, голове, почкам. В училище о ЧП стало известно следующим утром, когда девушка с обезображенным лицом появилась на экзамене.

Хорошие дети из "Проклятой философии"

В училище, социальном центре обслуживания семьи, педагогическом университете мне абсолютно искренне говорили, что "эти дети ничем не выделялись". Если взять каждого, как есть, - положительные герои. Поют, пишут стихи, рисуют. "По вечерам они ходили в государственный центр социального обслуживания семьи и детей. На первом этаже того же здания организация БРСМ! Какие могли быть подозрения?" - растерянно разводили руками те, кому я задавала неудобные и тревожные вопросы.

- Действительно, три месяца назад Григорий и его друзья обратились к нам с просьбой найти комнату для репетиций, - директор центра Галина Дубина говорит неохотно ("Вы напишете - меня уволят".) - Вместе с БРСМ мы попытались им помочь. Но везде отказывали. Тогда решили: пусть лучше у нас в центре будут под присмотром взрослых. Они приходили по вечерам, вели себя нормально. Репетировали. Говорили, что увлекаются викинг-роком. Музыка, конечно, была мрачноватой, но это же молодежь. Свою рок-группу ребята назвали "Проклятая философия". Я попросила изменить название. Согласились: "Омела" - вроде христианский цветок, который отгоняет злых духов. Еще увлекались психологией. Галя приносила сборник "Как руководить коллективом", изданный в советское время.

По словам Галины Ивановны, среди ребят своей недюжинной эрудицией выделялся 19-летний Гриша. Тот самый, который сейчас обвиняется в двух убийствах. Сужу по увиденному на следственном эксперименте: маленький, щупленький, прическа-хвост, модная куртка "Сан-Диего". Вроде бы в армию его не взяли из-за недобора веса. Ребята к нему тянулись, девчонки по нему сохли. Вот и Алеся была влюблена по уши. Из тех авторов, которых нигде не учившийся парень цитировал налево и направо, Галина Ивановна, правда, запомнила только Эдгара По. "Остальных мне просто не приходилось читать, - призналась она. - С ним интересно. Он знает немало философских трудов, увлекается изучением различных религий, мифологией. Много рассказывал о славянских божествах. Кажется, упоминал бога Одина. Очень начитанный и думающий мальчик. Мы до сих пор не можем поверить в случившееся".

Билет в царство смерти

В Мозыре многие меня просили "не говорить вслух о деструктивном", а если говорить, то лишь как о детском заблуждении, несерьезном увлечении. Потому что еще идет следствие. Акценты расставлять рано. И вообще: этого не может быть! Я понимаю всеобщее стремление к тайне. Все растеряны и напуганы. Пока боролись с уличными хулиганами, открылись тихие философы с внутренней идеей и без "фингалов" под глазами. И что с этим делать, никто не знает. Привычные "беседы", "лекции" и "мероприятия" перед агрессивным одиночеством бессильны, потому что сотрясают воздух, но не затрагивают глубины.

Жаль, что после случившегося вместо разумного объяснения специалистов-религиоведов и психологов, которые здесь оказались бы весьма кстати, пока следуют лишь проверки, зацикленные на мероприятиях и "галочках". Но страх не проходит и понимания не прибавляется. Одна из молоденьких учительниц призналась: "Я стала бояться детей". В Мозырском педуниверситете преподаватели теперь пристально изучают все веревочки, кулоны и мешочки на студенческих шеях. Директор училища Александр Кебец жалеет, что раньше не добрался до тетрадок Алеси и Гали, на которых позже нашел сатанинские символы: "Молодые учителя приходят - они ведь полностью не просвещены в этом плане". Одна радость у директора: после ЧП к училищу приставили участкового, этого здесь долго добивались.

...Два года назад доцент кафедры белорусской культуры Гомельского госуниверситета им. Ф.Скорины Виктор Одиноченко передал в Гомельский облисполком письмо для Министерства образования. Его суть: между образовательной программой и современными духовными требованиями - пропасть. "Каждый год программа по религиоведению урезается, - категоричен Одиноченко. - Осталось 18 часов. Это же парадокс: количество лекций по религиоведению одинаково и для будущих учителей, и для инженеров. Наши учителя выходят абсолютно неподготовленными, они не знают, как это увидеть и что с этим делать. Сатанинские течения в Беларуси не так активны, как в России, но сейчас в том же Гомеле отмечаются гораздо чаще, чем раньше. Поверьте, эта проблема очень актуальна. Мы даже не догадываемся, насколько". Это одно из проявлений искусственной "политизации" молодежи, увлечение его экзотикой. Вот где поле деятельности для БРСМ.

...В "уставе валфири", который я привезла из Мозыря в Гомель, Виктор Александрович Одиноченко отчасти разобрался. Судя по всему, молодые люди увлеклись направлением сатанизма, основанном на скандинавской мифологии. Бог Один, о котором с таким интересом слушала Галина Ивановна, - он же бог войны, жестокости и агрессии. Попасть в страну воинов можно только через битву. Уничтожение врагов и жестокость поощряются - убийство есть мифический входной билет в царство посвященных. Гриша-Оверлорд - верховный владыка, повелитель. Та самая "христианская" Омела - в скандинавской мифологии "инструмент смерти"...

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников пресс-службы УВД Гомельского облисполкома и Мозырской межрайонной прокуратуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter