Интерес растет
Первый звонок – в Национальный банк. Именно эта структура курирует в стране выполнение на государственном уровне комплекса мер по повышению финансовой грамотности населения. Подрастающему поколению – особое внимание. Разрабатываются тематические уроки, организуются конкурсы. А главное, еще с 2013 года начала проводиться Республиканская олимпиада по финансовой грамотности. В 2021-м она охватила более 24 тысяч учащихся!– Причем в этот раз впервые могли участвовать не только 10-11-классники, но и все желающие школьники, – делает акцент начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Нацбанка Юлия Сакович. И объясняет: – Ведь даже если ребенок не победит (а главный приз – 1000 рублей), он все равно в выигрыше. Потому что все задания олимпиады практико-ориентированные, а значит, затраченные на подготовку усилия в любом случае не будут напрасными.
Что, например, должны знать участники? Вот лишь несколько вопросов: «Чем отличается вишинг, фишинг и кви про кво?», «Что изображено на водяных знаках находящихся в обращении белорусских банкнот?», «В каких случаях государство гарантирует осуществление страховых выплат?». Есть задачи и по финансовой математике, когда, скажем, используя указанные данные, требуется рассчитать личную инфляцию отдельно взятой семьи за месяц. Спрашиваю: неужели школьникам все это действительно интересно?
– Даже больше – интерес с каждым годом растет. А вместе с ним и сложность вопросов. Но ребят это не пугает. К слову, задания заключительных этапов олимпиад прошлых лет с подробными ответами, как и много другой полезной информации по теме, можно найти на Едином интернет-портале финансовой грамотности fingramota.by.
Не кладите все яйца в одну корзину
Новшество этого учебного года – появление в школах учебных пособий для факультативных занятий по основам финансовой грамотности. Пока, правда, только для 8-9-х классов. Такие пособия для учащихся и учителей были подготовлены Нацбанком, Министерством образования и авторским коллективом БГУ. Основные темы: семейный (личный) бюджет, сбережение и страхование, кредит и другие формы финансирования, профессии в финансовой сфере, деньги и денежное обращение, цифровой банкинг, инвестиции, налоги. Издано шесть тысяч экземпляров комплектов, которые переданы в учреждения общего среднего образования.Один из учебников рассматриваю в минской гимназии № 36. Здесь же знакомлюсь и с восьмиклассниками, которые уже изучают финансовую грамотность. На вопрос «зачем?» отвечают не раздумывая: «Деньги всегда будут нас окружать. И мы должны уметь правильно ими распоряжаться».
Учитель истории и обществоведения Ирина Бернат занимается с гимназистами финансовой грамотностью:
– Сейчас у детей вырос спрос на эти знания. Появилось желание окунуться в предпринимательскую деятельность.
Ирина Петровна обращает внимание: на уроках обществоведения в 10-м классе почти целая четверть отведена на знакомство учащихся с экономикой, в том числе таким темам, как инфляция, кредиты и займы, три закона экономики… К слову, она сама – один из авторов учебников по этому предмету. Но уверена, что занятия по финансовой грамотности помогают изучить эти вопросы подробнее.
– Что сегодня проходят мои юные финансисты? У них практическое задание – подготовить SWOT-анализ проекта учебной бизнес-компании, – говорит педагог.
И поясняет: SWOT – это метод стратегического планирования и управления, используемый, чтобы помочь определить сильные и слабые стороны стартапа, возможности и угрозы, связанные с бизнес-конкуренцией.
– А мы недавно на занятиях по финансовой грамотности разбирали, почему у банкиров любимая пословица «Не кладите все яйца в одну корзину», – продолжает тему учитель истории и обществоведения СШ № 137 Минска Людмила Щеникова. – Речь, конечно, о том, что не стоит вкладывать все свои сбережения в один банк, валюту или актив. Теперь у ребят задача узнать, в каких банках какие проценты по вкладам. И что необходимо учитывать при выборе банка для размещения сбережений. Будем анализировать, спорить, отстаивать свою точку зрения. А вообще, дети увлеченно изучают каждую тему, приходят с вопросами, просят новую информацию.
Людмила Щеникова уверяет, что год от года интерес детей к финансовой грамотности растет
Инвестиции в будущее
В то же время уже готовятся учебники и для аналогичных факультативных занятий с учащимися 5-7-х классов. Этот проект также реализуется под руководством Нацбанка. Такой новостью делится замдиректора частного учреждения образования «Средняя школа Стембридж», учитель истории Виктор Дейч. Он в авторском коллективе – адаптирует для детей взрослую терминологию. Замечает:Виктор Дейч: – Обучать финансовой грамотности можно уже с 1-го класса
– В идеале можно начинать и с 1-го класса. Ведь даже в младшей школе есть учащиеся, которые пользуются банковскими карточками. У некоторых открыты собственные вклады. Дети постарше интересуются, как зарабатывать на инвестициях: скажем, покупать «крипту», которая сейчас на слуху. Поэтому так важно развивать эти компетенции как можно раньше.
К Неделе финансовой грамотности детей и молодежи, которая стартовала 21 марта, педагог вместе с коллегой подготовил подкаст про памятные монеты, которые выпускаются ограниченным тиражом. Не просто ради интереса. В них также можно выгодно инвестировать. Виктор Сергеевич добавляет:
– Умение хорошо разбираться в существующих финансовых инструментах и услугах необходимо для успешного будущего детей. Я не говорю, что каждый захочет стать экономистом. Но эти знания помогут разумно распоряжаться деньгами. Понимать, как их сохранять, приумножать, не попадать в ловушки мошенников. А вообще, в будущем я вижу финансовую грамотность как отдельный, пусть даже безотметочный, но учебный предмет.
dekola@sb.by