Гомельское кафе. Пью зеленый чай. Со мной за столом Наталья Богданова. Несколько месяцев она ведет в сети свой видеоблог «Народный инспектор». Под прицелом камеры АЗС, магазины, кафе. Вопросы актуальные. Доливают ли нам бензин? Где можно случайно купить просроченные продукты? Как убирают и что готовят в нашем общепите?
— Здесь чисто? — интересуюсь.
Наталья проводит белой салфеткой по подоконнику. Бумага чернеет. Вот и ответ.
Блогер только в начале своего обзорного пути, но признается, что уже выявила наиболее проблемные точки:
— Писать обзоры в сетях о магазинах, кафе, музеях — общемировой тренд. Формируется общественное мнение, где «хорошо», где «плохо». Это эффективней любых проверок и штрафов. Мой блог — видеообзоры, чтобы люди могли своими глазами увидеть, как все выглядит на самом деле. Могу сказать, что пока больное место всей нашей сферы услуг — санузлы. В них иногда просто страшно заходить.
Фото Станислава ГАЛКОВСКОГО
Не блогеры, а профессионалы–санинспектора в кафе ходят по графику — плановые проверки. Нарушения самые банальные, их можно устранять безболезненно, рассказывает заведующая отделением гигиены питания Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Светлана Колеснева:
— Посмотрите на статистику самых распространенных нарушений. 26 процентов — это несоблюдение условий хранения или температурного режима. К примеру, рядом хранятся сырое мясо и колбаса или холодильник переполнен продуктами. На втором месте — 17 процентов — просроченный товар на прилавках. В 12 процентах — неудовлетворительное состояние помещения или оборудования, проще говоря — грязно. В 7 процентах — отсутствие медосмотра у работников. Самое интересное, что исправление большинства нарушений не требует дополнительных серьезных капиталовложений. Часто нарушения вызваны банальным несоблюдением трудовой дисциплины.
Вроде бы понятно. Грязно — убери. Не клади молоко к рыбе. Испортился товар — выброси. Тогда и проверять нечего. Но, оказывается, не все так просто. Например, визит санитарных инспекторов частный бизнес ждет с большой опаской. И дело не в проверке, а в нормах, по которым она проводится. Есть вещи более проблемные, чем немытый пол.
Предприниматель Николай Кулешов занимался различным бизнесом. У него было несколько секонд–хендов — закрыл, теперь продает самый ходовой на сегодня товар — продукты питания. К санитарным нормам у Николая фактически одна серьезная претензия:
— Наши нормы прописывают огромное количество технических помещений: сортировочная, раздевалка, склад, комната отдыха. В итоге: полмагазина не работает, не окупается. Там нет витрин. За каждый квадратный метр — немалая сумма аренды. В таких условиях выживают только крупные торговые сети, которые готовы вложить громадные привлеченные средства в строительство собственных зданий. Малый бизнес, семейный магазин отмирает. Открывать его в старых советских помещениях, где раньше была булочная и галантерея, сегодня просто невыгодно.
Наталья Богданова проверяет чистоту в кафе.
Фото предоставлено Натальей Богдановой.
Николаю вторит его коллега Александр. У него больше года было собственное кафе. Сетует тоже на санитарные нормы:
— К самим проверкам особых претензий нет. Они довольно редкие и чаще всего объективные. Претензии — к нормативной базе, которая ужесточается. Если раньше у тебя была кухня, где есть отдельные столы, ножи, маркированные разделочные доски для мяса, рыбы, овощей, то теперь на каждый продукт — свое помещение (цех). У меня 60 процентов кафе занимала кухня с техническими помещениями. Нас уверяют: взяты европейские нормы контроля. Наверное, дорогих ресторанов. Не думаю, что тысячи мелких кафешек в Праге, Париже, Милане живут по таким нормам. С их ценами на недвижимость там было бы массовое вымирание рынка услуг. Как случилось и со мной. Пять столов в единственном зале меня не прокормили. Аренда за технические помещения съела всю прибыль. Формально сработал в убыток, должен до сих пор деньги кредиторам.
Коммерсанты уверены: упрощение санитарных норм, если это не скажется на безопасности покупателя и работника, будет способствовать улучшению бизнес–климата в сфере торговли и услуг. Но это решение лежит в законодательной плоскости. И если оно будет принято, то на помощь санинспекторам должен прийти рынок. Увеличится конкуренция — возрастет и качество. Ведь клиент будет голосовать рублем.
Кстати
За несоблюдение требований санитарно–эпидемиологического законодательства приходится дорого платить. Штраф должностных лиц — от 5 базовых (115 рублей), для юрлиц — от 10 базовых величин (230 рублей). Дороже всего обходится товар с истекшим сроком годности — от 30 базовых (690 рублей). Не зря некоторые магазины развешивают в торговых залах объявления, где обещают покупателям бонусы, если они заметят просроченный товар и отнесут его администратору.