ДЛЯ начала попробуйте решить задачку. Прежде сельчанину Вячеславу Шпэту, чтобы добраться от родной деревни Слобода Докшицкого района до Бегомля на машине, нужно было потратить 25 минут. С прошлой недели время в пути составляет больше часа. Как, почему, если населенные пункты остались на своих местах? Не будем томить читателя, сразу дадим ответ. Дело в том, что на дороге между докшицкой Слободой и лепельской деревней Рожно, которая связывала первый населенный пункт с Бегомлем, выросли ворота с замком. Сейчас вместо 23 километров путь до горпоселка составляет все 50.
![](/upload/iblock/fcc/fcc19ec2310902dd32a4590a755ae30b.jpg)
Разница несущественная? Но если учесть, что объездная дорога не самого лучшего качества (с гравийным покрытием), путешествие до Бегомля становится настоящей полосой препятствий. Инициаторы установки конструкции — администрация Березинского биосферного заповедника, по территории которого и проходит путь, — руководствовались тем, что маршрут не входит в перечень дорог общего пользования, значит, двигаться по нему запрещено. Сельчане недоумевают: как, ведь ездили по дороге испокон веков? Можно ли решить проблему, чтобы учесть интересы сельчан и соблюсти букву закона, разбиралась на месте корреспондент «СГ».
«Нарушают закон и просят этому помочь?»
Дорожный вопрос между жителями Слободы, Осетища, Бедино, Федорков, Кадлубища, Липников, Заольховья и администрацией Березинского биосферного заповедника назрел давно. Ближайший путь, который связывал населенные пункты с главной магистралью — автодорогой М-3 Минск—Витебск, проходил до лепельской деревни Рожно по заповеднику. Однако семикилометровый участок по качеству покрытия оставлял желать лучшего: из-за дождей дорогу постоянно размывало. Зимой ухабистый путь превращался в заснеженную тропу. Разве что счастливчик да обладатель внедорожника мог проехать по ней без приключений. Было ясно — дорога требует ремонта. С этой просьбой к директору заповедника и обратились местные жители. Однако в середине прошлой недели дорогу… закрыли. Заповедник стоит на своем: все сделали по закону.
Держу на авто путь в деревню Домжерицы Лепельского района, где и находится администрация заповедника. Всего в нескольких километрах от нее на М-3 два дорожных информационно-указательных знака: до Рожно — 1 километр, до Слободы — 7. Сворачиваю на Слободу. Проехав несколько десятков метров по асфальтированной дороге, упираюсь в злополучное препятствие. Ворота действительно есть, закрыты на замок, по бокам — бетонные плиты, чтобы находчивый водитель не извернулся и не проехал по заповедной зоне. Вопросы возникают сразу: кто отпирает ворота в случае необходимости, ведь сторожей вблизи нет? А если нужно проехать службам оперативного реагирования?
Директор Березинского биосферного заповедника Андрей Прокошин поясняет мне, что в решении закрыть дорогу никакого самоуправства нет:
— Дорога от деревни Рожно до Слободы входит в состав земель особо охраняемой природной территории — Березинского заповедника. Исходя из решения Витебского облисполкома от 23 мая 2014 года № 317 «Об утверждении перечня местных автомобильных дорог Витебской области» этот путь не относится к дорогам общего пользования и предназначен для внутрихозяйственных и технологических перевозок, используется для природоохранной, эколого-туристической и лесохозяйственной деятельности заповедника. Проще говоря, это часть заповедника. Движение механических транспортных средств вне дорог общего пользования запрещено. Спорный участок к последним не относится. Это требование законодательства, и оно соблюдается в полной мере: везде стоят металлические шлагбаумы с замками. Территория заповедника в Лепельском и Докшицком районах по законодательству в норме, кроме этого участка в семь километров. Сейчас мы привели его к установленным законом требованиям.
Но почему именно сейчас? У директора на этот счет тоже есть объяснение. Узнаю, что в свое время путь от Рожно до Слободы тоже был закрыт: стоял деревянный контрольно-пропускной пункт, а на дороге — металлический шлагбаум с замком. Правда, когда это было, Андрей Михайлович не припомнит. Забегая вперед, скажу, что не помнят такого факта и сельчане. Однако все сходятся в одном: последние лет 15 путь был открыт. О том, что по нему двигаются автомобили, администрация знала:
— Мы, скажем так, лояльно относились к такому факту. Думая, что проживающие близ этой территории люди вреда при движении заповеднику не наносят, дорогу таким кардинальным образом не перекрывали. Там проходило лишь оперативное дежурство и контроль. Служба охраны регулярно выезжала с рейдами, на этой дороге ни разу не выявила нарушений законодательства (то есть в момент рейдов по ней никто не передвигался). Но последние обращения расставили акценты: сами жители деревень сообщили, что используют ее для передвижения и просят отремонтировать. Коллизия: они нарушают закон и просят нас этому поспособствовать? Естественно, на обращение мы отреагировали — привели дорогу в соответствие с законодательством. Вместе с тем жители Слободы от мира отрезанными не оказались: между деревнями Бедино, Федорки, Слобода, Осетище, Беседа с центром сельсовета в Березино и центром района городом Докшицы действует дорога общего пользования с гравийным покрытием. Она на балансе Докшицкого ДРСУ-180, обслуживается, грейдируется, установлены дорожные знаки, ходит общественный транспорт. Именно по ней и должны передвигаться люди. Тем не менее пошла волна возмущений от тех, кто по этому пути едет в Минск.
![](/upload/iblock/808/808fae4736ac20b7524687bc81d39535.jpg)
Жизненно важный маршрут
В деревне Слобода подтвердили, что по дороге часто к ним добирались родственники из Минска, однако такой путь удобен не только им. Факты? Пожалуйста. Посты службы РОЧС есть в Докшицах, Бегомле, Глинном. Если вдруг крупный пожар, подключаются и силы Домжерицкого пожарного аварийно-спасательного поста. Так вот, пожарным из Бегомля и Домжериц к Слободе быстрее проехать по семикилометровому участку. В этом году уже три раза спасатели тушили пожар — в Бедине, Беседе и Березино. И вдруг ворота. Благо у службы всегда есть доступ для подъезда. Если бы ЧП произошло сейчас, замок на воротах помехой бы не стал. Чего не скажешь о медиках.
Уточняю. Только за полтора месяца — с начала июля до середины августа — в «Скорую помощь» в Бегомле поступило сем вызовов в данные населенные пункты. На последний, к слову, «скорая» мчалась уже в объезд. Мнение водителя о новом маршруте однозначное: «О чем говорить, конечно, есть неудобства. Если раньше до той же Слободы доезжали за 20 минут, сейчас — почти за час. Только посчитайте: путь к деревне и обратно сейчас 100 километров. Раньше — 50. И дело еще осложняется вот чем: если по старому маршруту разбитая дорога была на участке в семь километров, то по новому — дорога вся гравийная. Пройдет дождь, ее тут же размывает». В Бегомльской районной больнице, где работает отделение скорой помощи, всего один автомобиль быстрого реагирования. А населенных пунктов — 59. Если фельдшер будет необходим в одном из них, а автомобиль уехал на Слободу в объезд, быстро помочь человеку уже не получится. Счет здесь идет порой не на минуты — на секунды.
Нужна дорога и другим службам оперативного реагирования: милиции и МЧС. Казалось бы, они есть и в Докшицах. А для того, чтобы попасть из райцентра в населенные пункты Березинского сельсовета, данный участок дороги не нужен. Но дело в том, что реагируют на ЧП службы Бегомля: сюда стекаются обращения в «скорую», милицию, подключают бригаду пожарной аварийно-спасательной части.
«По этой семикилометровой зоне мы ездили в аптеку, в магазин, на почту», — перебивают один одного сельчане в разговоре со мной. На встречу с журналистом собралась почти вся Слобода, а это 35 человек. Всего же в населенных пунктах, которых лишили короткого пути, 92 человека. Пять из них — школьники. Девочку из Осетища, например, отец возил на учебу в Лепель, через все ту же «лесную» дорогу. Двое детей живут и в Слободе. Школу в Березино закрыли, поэтому перед родителями стоял выбор, куда отдавать чадо — в Глинное или Бегомль. До первого 42 километра, до второго было 23. Однако когда дорогу закрыли, вопрос автоматически снялся: дети пойдут в школу в Глинное. Трудоспособных в деревнях — 32 человека. Многие из местных работают в заповеднике, и им тоже проще было добираться через Рожно.
— Да о чем вы, у нас столько инвалидов, как им теперь ездить в Бегомль?
Слободчанин Вячеслав Шпэт недоумевает: «Если раньше те, у кого есть машина, без труда подкидывали до горпоселка, то сейчас лишний раз никто не поедет. А другие объекты? У нас ведь никакой инфраструктуры, только автолавка ходит. Мы как отшельники теперь».
Недовольны и тем фактом, что туристам, например, путь по спорной дороге открыт (в случае экскурсии шлагбаум поднимут). А местные жители не у дел. «Понятно, что закон нарушать нельзя, — твердят сельчане, — но надо и по-человечески к решению вопросов подходить. Ведь дело не только в шлагбауме. Даже если его откроют, пройдет дождь, дорогу опять размоет. Почему ее не отдать на баланс дорожникам?» В свою очередь, сельчане неоднократно предпринимали попытки привести покрытие в нормальный вид. Сами собирали деньги, чтобы ухабы подсыпали. Но стараний никто не оценил…
В списках не значилась
Гордиев узел в силах разрубить райисполкому. Он может инициировать передачу данного участка КУП «Витебскоблдорстрой». Ведь на территории заповедника есть дороги общего пользования, которые обслуживаются дорожными службами — филиалами организации. В Докшицком райисполкоме позицию сельчан разделяют. Заместитель председателя по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Карчевский уже выстраивает алгоритм действий:
— Понятно, что сельчан не отрезали в прямом смысле от горпоселка, но дорога им действительно нужна. Вы же сами изучили факты по медобслуживанию, реагированию других оперативных служб. В свою очередь, мы готовим ходатайство в Березинский биосферный заповедник и «Витебскоблдор- строй» о передаче этого участка дорожной службе. Тогда решится вопрос и со шлагбаумом, и с ремонтом участка пути.
Однако есть одно «но». Дорога в перечне местных автомобильных дорог никогда не значилась. Эту информацию «СГ» подтвердили в областном ремонтно-строительном предприятии. Включить ее в этот перечень теоретически возможно, однако процедура отчуждения, прямо скажем, недешевая. Нужна экспертиза участка, следует просчитать, сколько будет стоить привести ее в надлежащее состояние, поставить дорожные знаки, обеспечить безопасный проезд. В итоге этот небольшой путь упрется в большие деньги, как сейчас сельчане упираются в шлагбаум.
Еще одна интересная деталь. В 2014 году администрация заповедника писала обращение областным дорожникам и предлагала взять эту дорогу на баланс. Получили отказ — по причине «экономической нецелесообразности». К тому же есть другой маршрут, который как раз уже включен в перечень автодорог общего пользования. Его достаточно, чтобы предоставить сельчанам необходимое движение. Выходит, точку в споре между жителями семи деревень и заповедником может поставить «Витебскоблдорстрой».
ОТ АВТОРА
По объездной дороге, которая проходит по деревням Бедино, Федорки, Слобода, Осетище, а затем через Березино, Бересневку, Липск к Бегомлю (значится на карте автодорог) проехала сама. Теперь понимаю недовольство сельчан этим отрезком в 50 километров. Гравийка отнимает больше часа времени, ведь двигаться по ней, если пожалеть машину, можно не быстрее 60 километров в час…
bizyk@sb.by
Фото автора
Пока верстался номер, стало известно, что замок с ворот убрали. Однако вопрос остается открытым: кто займется ремонтом дороги? «СГ» будет следить за развитием событий и держать «дорожный» вопрос на контроле.