Коттеджный поселок Дроздово. Минский район.
Дом у озера
Белорусский рынок загородной недвижимости в целом можно охарактеризовать одним словом — спокойный. Резкие всплески спроса или предложения здесь скорее исключение. В прошлом году импульс к росту придала пандемия COVID-19. Директор агентства недвижимости «Загородный дом и Квартирный центр» Владимир Чернушевич отмечает: люди начинают отходить от постсоветского синдрома, когда заграница казалась раем земным и все старались отдохнуть в заморских странах, а более состоятельные граждане могли приобрести домик или апартаменты на берегу моря. Постепенно приходило понимание, что недвижимость в Болгарии, Испании, других европейских и неевропейских странах не самая простая история — высокое налогообложение, значительные взносы за обслуживание территории, языковые барьеры… Пандемия сделала зарубежные активы еще менее привлекательными: издержки остались практически прежними, а толком пользоваться ею из-за эпидемиологических ограничений практически невозможно. Поэтому внимание переключилось на родные фазенды.Особенность этого сезона — спрос на недвижимость, расположенную на берегу озера или реки, на первой береговой линии, говорит Владимир Чернушевич. Некоторые объекты выставлялись на продажу 3—4 года, а этой весной продались. Дома рядом с водоемом пользуются спросом даже независимо от удаленности от Минска.
Рынок загородной недвижимости Минского региона (апрель 2021 года)
По наблюдениям эксперта, если в 2020-м люди покупали загородную недвижимость для проведения выходных, то сейчас ориентируются и на проведение отпуска. Соответственно, и требования несколько другие.
Хотя классические дачи сегодня тоже продаются как горячие пирожки. Самый массовый спрос на недорогие объекты — до 5—8 тысяч долларов. Столько стоят, как правило, старые дачные домики, построенные еще в прошлом веке. Популярны и дачи стоимостью 15—17 тысяч долларов, но тогда покупатели хотят видеть приличный ремонт в помещениях или реконструкцию. Есть спрос на дома в деревнях: за такие объекты люди готовы платить и 20, и 50 и даже 70 тысяч долларов.
Как акцентирует менеджер агентства «Твоя столица» Лариса Самусенкова, в прошлом году хорошим спросом пользовались коробки — недостроенные объекты. В 2021-м интерес к таким объектам несколько снизился. Видимо, сказалось существенное подорожание строительных материалов. Поэтому к недострою покупатели стали относиться более осторожно.
В столичном направлении
По данным мониторинга Realt.by, который анализирует еженедельно обновляемые сведения агентств недвижимости, количество выставленных на продажу объектов в апреле увеличилось на 2 процента (по сравнению с мартом) и впервые за всю историю наблюдений превысило 8 тысяч. Аналитики отмечают: больше всего (на 8 процентов) выросло предложение домов, построенных до 2010 года, на 3 процента больше в базе данных и участков. При этом число современных домов за месяц сократилось на 4 процента. Больше всего предложений (плюс 4 процента) — на трех направлениях: Раковском, Молодечненском и Могилевском.В целом же принципиально структура спроса не изменилась. Он только несколько увеличился по сравнению с доковидными годами.По словам Ларисы Самусенковой, рынок загородной недвижимости падал семь лет подряд. И пандемия стала триггером для его оживления. Спрос вырос, но цены (в долларовом эквиваленте) практически стоят на месте.
Как показал мониторинг, в апреле подорожали только современные дома с годом постройки от 2010-го (плюс 2 процента по сравнению с мартом). Стоимость участков почти не изменилась, дачи и недострои подешевели на 1 процент, а старые дома снизились в цене на 0,4 процента. Кроме того, в основном стали дороже объекты в пределах десятикилометровой зоны вокруг столицы, а вот дома и дачи в пределах 10—25 км от Минска упали в стоимости на 1 процент, в пределах 25—50 км — на 2 процента.
Переломный момент
Ценовую стабильность подтверждает и Владимир Чернушевич:— Продавцы понимают, что сегодня у них есть реальный шанс реализовать свою недвижимость, которую безуспешно продавали несколько лет, ведь рано или поздно откроются границы… В той или иной степени покупатели повезут деньги за границу, а недвижимость станет невостребованной. Поэтому кто успеет продать в этом сезоне, тот будет в выигрыше.
Эксперт подчеркивает и сезонность на рынке недвижимости, которая сохраняется в пандемию. Около 40 процентов сделок приходится на первое полугодие, 60 процентов — на второе. Весной осуществляется основной период сделок с участками. Дорогие коттеджи покупают обычно осенью и в начале зимы.
По мнению Владимира Чернушевича, сейчас на рынке недвижимости наступает переломный момент. Многие позиции будут окончательно прояснены к сентябрю-октябрю.
Сейчас вторичный рынок городской недвижимости несколько замер: покупатели ожидают снижения цен, продавцы — оживления рынка и покупательской активности. Как раз осенью квартирная вторичка и должна достигнуть нового равновесия. И оно окажет влияние на рынок загородной недвижимости. Обычно осенью люди продают квартиры, а вырученные деньги вкладывают в загородные дома.Говоря же объективно, пандемия и связанные с ней изменения в экономической и социальной сферах еще не оказали в полной мере влияния на рынок недвижимости. Он по своей сути является инертным: значимые события обычно отыгрываются с временным лагом 2—3 года. Время метаморфоз должно наступить к концу этого — началу следующего года. Возможно, тенденции на рынке недвижимости (не только загородной) существенно изменятся. В любом случае будет интересно.