Если заморозками в апреле — мае никого не удивишь, то в июне они бывают один-два раза за десятилетие.
Даже для северной Витебщины летние заморозки — из разряда очевидное—невероятное. Это подтверждают статистические данные, которые Белгидромет собирает с 1938 года. О необычном климатическом явлении знает все Наталья Байдук, начальник отдела производственной работы и обеспечения потребителей гидрометеорологической информацией филиала «Витебскоблгидромет»:
— Если заморозками в апреле—мае никого не удивишь, то в июне они бывают один-два раза за десятилетие. Чаще всего, два раза за последние 10 лет, их фиксировали на метеостанциях в Докшицах, Орше, Березинском биосферном заповеднике, на «северном полюсе» Беларуси — в Езерище. Холоднее всего в Витебской области была ночь на 7 июня 1941 года — плюс 1,2 °C. А абсолютным температурным минимумом за месяц отличилось 11 июня 1982 года, в ту ночь воздух охладился до минус 1,6 °C. Еще любопытные данные: утром 6 июня 1962 года в Витебске был снег. Ну а самый жаркий день в июне за последние 80 лет случился два года назад — 27 числа, когда столбик термометра замер на отметке 33,2 градуса. Сегодня же север страны страдает вовсе не от заморозков, а от других экстремальных климатических явлений, связанных с глобальным потеплением. Это ливни, град, ветер и засухи, делится Наталья Байдук:
— Для примера, в этом году 23 мая сильный град и шквал обрушились на Верхнедвинский район. По данным райсельхозпрода, от капризов природы тогда пострадали около пяти тысяч гектаров посевов.
Противопоставить небесной канцелярии аграриям нечего. И заморозки — тот самый случай, когда погоду придется воспринять как данность. Бороться с ними задымлением и другими подходящими для огородников способами масштабы не позволяют.
— Получив сведения от метеорологов, МЧС, мы сразу же доводим их до предприятий АПК, — рассказывает начальник отдела земледелия, растениеводства и кормопроизводства облсельхозпрода Юрий Романов. — Поймите, спасаясь от града, над каждым полем «зонтик» не поставишь, тысячи площадей не убережешь от заморозков дымом костров. Поэтому в фондах каждого сельхозпредприятия имеется страховой запас семян — залог того, что в случае беды пашня не будет пустовать.
Юрий Анатольевич признался: за многие годы работы он только раз сталкивался с заморозками в начале июня. В 2002-м лично выезжал обследовать витебские поля, на которых морозом побило кукурузу. Горьким опытом для местных аграриев, по словам Юрия Романова, стал май прошлого года. Из-за снега, выпавшего на Витебщине накануне 9 мая, сев пришлось отложить.
Фермерам и дачникам сохранить урожай от морозной напасти реальнее, убежден Леонтий Клевец, председатель Витебской областной ассоциации фермеров. Делать это лучше с помощью задымления и дождевания. Полностью покрыть садовый участок дымом можно, соорудив костры из расчета один на сотку. В них стоит заложить не просто дрова или сухие ветки, а материал, способный тлеть, долго выдавая большое количество дыма: солому, жухлые листья, подсохшую траву. Для пущего эффекта тлеющую массу покрывают землей, оставляя небольшое отверстие для выхода дыма. Располагают кострища с подветренной стороны. На больших площадях можно применять дымовые шашки. Действует и простой метод дождевания культур. Если на участке нет системы полива, подойдет обычный шланг с рассеивающей насадкой. Влага, попавшая на растения, при низких температурах начитает испаряться, подогревая воздух и препятствуя опусканию мороза к земле. Спасительный полив проводят за несколько часов до приближения температурного столбика к нулевой отметке. Никто не отменял и укрывные материалы. Растения, накрытые пленкой или спанбондом, обрезанными пластиковыми бутылками, колпаками из плотной бумаги, имеют все шансы ничего себе «не отморозить».
Naumovaanna@sb.by