Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Нижевич привела статистику. В Беларуси зарегистрировано 4,5 млн транспортных средств, из них 3,7 млн находится в собственности у физических лиц. По словам парламентария, в решении вопроса уплаты дорожного сбора есть несколько акцентов. Прежде всего любая реформа оправданна и признается налогоплательщиком, когда в ее основе лежат принципы справедливости и соразмерности. Кроме того, должны быть учтены интересы и возможности каждого налогоплательщика, а также экономический эффект. Уплачивая дорожный сбор, автомобилист должен четко знать, на какие цели пойдут эти средства и в какие фонды будут поступать.
Депутат Игорь Комаровский отметил, что после совещания у Главы государства в Парламент стали активно поступать предложения от граждан. «Все они, безусловно, будут проанализированы и рассмотрены при обсуждении и выработке окончательного варианта», — добавил он. По его словам, больше всего обращений поступило по поводу предложения включить дорожный сбор в цену топлива. Но с этим вариантом не согласны финансовые аналитики, которые считают его изначально проигрышным. Депутаты также сочли вариант с топливом неподходящим.
«Все должно быть максимально просто и удобно, чтобы любой водитель мог разобраться в системе и оплатить сбор так, как ему лучше», — уверен заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Валерий Мицкевич. В качестве примера удачного решения подобного вопроса Валерий Вацлавович привел систему взимания оплаты за проезд по платным дорогам BelToll, которая фиксирует в автоматическом режиме факт оплаты. Для того чтобы определять нарушителей, которые не заплатили сбор, депутаты предложили использовать камеры, уже установленные на дорогах. В том числе те, которые располагаются на заправках. Члены Палаты представителей сошлись во мнении, что было бы удобно разрешить оплачивать дорожный сбор так же, как мы сегодня оплачиваем страховку на авто: на любое количество дней. К тому же целесообразно ввести, как и в страховании, систему, когда при оплате страховки на более длительный срок ее стоимость получается ниже. Депутат Марина Ленчевская подчеркнула важный момент: нужно задействовать имеющиеся механизмы фиксации и администрирования для взимания сбора, а не создавать новые. Тем более что система работает.
Практика дорожного сбора существует практически во всех странах.А с какого времени будет вестись отсчет оплаченного времени? Мнения депутатов разделились. Одни считают, надо разрешать допуск на дорогу с 1 числа каждого месяца, другие выступают за то, что оплаченный сбор дает возможность уже на следующий день выезжать на дорогу без боязни быть оштрафованным.
Кстати, о штрафах. Большинство депутатов высказали мнение, что вводить административное наказание за неоплату сбора не стоит. Тем не менее санкции должны быть предусмотрены. Один из вариантов звучит так: водитель, который выехал на дорогу, не оплатив сбор, получит извещение об уплате штрафа в размере 150 процентов от годового сбора. Так что он будет вынужден оплатить сбор на год (даже если планировал ездить за рулем только летом) плюс 50 процентов на уплату штрафа.
Людмила Нижевич также рассказала, что в проекте бюджета на следующий год не предусмотрен доход от уплаты дорожного сбора. Это значит, что, скорее всего, в 2021 году, пока будет идти работа над новым механизмом, его взимание приостановят. Тем, кто уже оплатил допуск к участию в дорожном движении на год или два, волноваться не стоит. Уплаченная сумма зачтется в счет будущих платежей. Депутат в том числе рассказала, что сегодня собираемость сбора чрезвычайно низкая, к концу года в бюджет поступит примерно 50 процентов от той суммы, которая была запланирована в начале года: «Мы будем работать над этой проблемой оперативно. В любом случае сбор будет отвязан от прохождения техосмотра. А будет это налог, сбор или платеж, нам предстоит еще определить».
Дорожный сбор — это минимальный вклад автовладельцев в содержание дорог. Такая практика существует практически во всех странах. Отличаются только механизмы его взимания. Валерий Мицкевич отметил, что идеальное решение выработать крайне сложно, но нужно сделать так, чтобы оно было максимально комфортным для автовладельцев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Депутат Палаты представителей Ирина Довгало:
— То, что эта тема назрела, еще мягко сказано. Я сама как участник дорожного движения и просто как человек вижу, что растет правовой нигилизм. Многие рассуждают, что проще заплатить штраф, чем платить дорожный сбор вместе с техосмотром. Но! В том или ином виде, но платить нужно! Ведь мы хотим ездить по хорошим дорогам. Но, проведя анализ, на сколько увеличится стоимость топлива, снова становится как-то кисло. Нужно думать и принимать решение на перспективу. Обсуждались варианты дифференцированной оплаты. Ведь у нас есть категории так называемых сезонных участников движения. Это дачники, пенсионеры, у которых возникает вопрос: почему я должен платить за год, если езжу три — четыре месяца? В нашей стране уже используется фотофиксация нарушения скоростного режима. Можно рассматривать как вариант разработку новой программы фиксации сбора, именно дифференцированного. Знаю одно: какое бы решение ни приняли, всех оно не устроит. Думаю, нужно исходить из принципа справедливости, социального заказа и экономической целесообразности.
isaenok@sb.by