Производство и торговля мебелью — бизнес довольно оборотистый. А бюджетным вариантам сбыт, казалось бы, гарантирован всегда. Их могла бы активно предлагать Ружанская мебельная фабрика — как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Однако вот уже несколько лет предприятие катится вниз. Склады забиты, объемы производства падают вместе с экспортом, рентабельность уходит в минус. Почему?
Фото posmotrim.by
Головной цех и административное здание предприятия размещены в исторической части поселка — у подножия дворца Сапегов. Надо сказать, что мебельная фабрика сама по себе — уже тоже история. Ее основали еще в 1944 году, сразу после освобождения Беларуси. Тогда здесь делали ящики для снарядов. Потом производство переориентировали на мебель. В 60–х годах фабрика вошла в концерн «Ивацевичдрев» и до сих пор остается его филиалом.
Директор фабрики Валерий Сидоренко, проводя экскурсию по территории, начинает с передовых позиций:
— Мы производим очень хорошие театральные кресла. Их сейчас можно увидеть в государственной филармонии, Национальной библиотеке, театре оперы и балета.
Основная же продукция — спальни. Есть ряд других программ: кухни, прихожие, мебель для комнат. Правда, жители нашей страны с этой продукцией знакомы плохо. 80 процентов — экспорт. Сбывали товар в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россию.
В свое время предприятие было весьма успешным. С начала «нулевых» здесь всерьез занялись модернизацией, купили итальянское оборудование с программным управлением, что позволяет быстро перестроиться на разные модели. На подъеме предприятия в 2008 году его признали лучшим в концерне «Беллесбумпром». Тогда фабрика получила «Серебряную ель» за наибольший вклад в развитие мебельной промышленности.
Увы, от былой славы не осталось и следа. Сегодня склады забиты продукцией на 9 миллиардов рублей. Убытки с начала года — два миллиарда. На скромную зарплату работникам — в среднем не более трех миллионов рублей — пришлось брать кредит. Если еще в прошлом году в месяц тут производили продукции на общую сумму 4,5 миллиарда, то сейчас — только на два. Соответственно вместо 500 — 600 комплектов различной мебели теперь на выходе 250 — 300. Валерию Сидоренко приходится расписываться в собственных просчетах:
— Есть хорошая поговорка: яйца в одну корзину не кладут. Мы, вопреки ей, работали на три страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Там не так давно произошла девальвация местной валюты. Это нанесло нам серьезный удар. Наша продукция оказалась невостребованной. В Россию в этом году тоже не отгружались. В какой–то момент разом потеряли рынки. Оказалось, что предложить продукцию некуда. Сейчас проводим диверсификацию.
При столь серьезном положении дел руководство фабрики делает ставку на поиск новых клиентов через... интернет. Валерий Сидоренко объясняет стратегию:
— Мы находим предприятия, торгующие мебелью. Постоянно идет рассылка с предложением о сотрудничестве. Также мы предлагаем комплектующие. Большинство европейских производителей забросали предложениями. Например, Румынию, Польшу, Болгарию. Если сегодня нет результата, то он будет.
Впрочем, даже мне, дилетанту в маркетинге, это сильно напоминает спам–рассылку. И если таким образом еще можно продать старую детскую кроватку, то насколько серьезна подобная политика во внешнеэкономической работе предприятия? Этим же вопросом интересуется и Комитет госконтроля. Главный специалист КГК Брестской области Каринэ Колесникова говорит о слабом кадровом потенциале:
— Как можно было с 2005 года потерять рынки сбыта? Модернизацию провели, отгрузка шла. Маркетинговой стратегии у предприятия как таковой нет. Все время фабрика ориентировалась на Казахстан, хотя, по сути, и там был один покупатель с разветвленной сетью. С начала 2014 года на предприятии заключили 16 новых договоров. Но это не значит, что они работают. Нужно отгрузить товар и получить прибыль...
При обвале на внешних рынках предприятие не особо стремится на внутренний. Директор утверждает: высокая конкуренция, причем российские производители идут к нам с более низкой ценой. И здесь снова закономерный вопрос: почему не демпинговать тогда акциями по распродаже складских запасов? Где, в конце концов, агрессивная реклама? Вместо этого пять фирменных магазинов работают с убытком. Недавно руководство фабрики решило закрыть один в Витебске. Под вопросом точки в Пружанах и Лунинце.
Валерий Сидоренко уверяет, что все делает для снижения затрат: мол, считают сейчас на предприятии каждую копейку. Даже котельную остановили. Но при этом здесь балластом висит закрытое лет 10 назад заброшенное здание фирменного магазина. Без жильцов простаивает квартира, принадлежащая фабрике, в которую периодически бесплатно заселялись посетители предприятия. Руководству необоснованно выплачивались деньги, по сути — «беспроцентные займы» на полсотни миллионов рублей. Кроме того, директор и его заместитель с завидным постоянством ездили в загранкомандировки на переговоры и выставки. На это за небольшой отрезок времени ушло без малого 400 миллионов рублей. По складам готовой продукции и полуфабрикатов установлена недостача на 100 с лишним миллионов рублей.
На этом фоне трудно вести речь о трудовой дисциплине. Зарплату работникам периодически платили не вовремя, мебель хранилась с нарушениями, брак не учитывался, есть проблемы по санитарным правилам. Много и других нарушений.
Результат предсказуем. Если в ближайшее время предприятие не выйдет из пике, его ждет та же участь, которая постигла еще одну «дочку» ОАО «Ивацевичдрев» — мебельную фабрику в Бресте, которая обанкротилась. Сегодня работников там нет, а имущество распродается. И куда в такой же ситуации пойдут зарабатывать на жизнь 200 жителей небольшого городского поселка — неизвестно.
Партнеры так себя не ведут
Начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно–кредитной сферы Комитета государственного контроля Брестской области Александр Пузик считает, что не только работники фабрики виноваты в нынешнем состоянии предприятия. Есть и объективные причины. На результаты работы повлияли рост конкуренции, снижение потребительского спроса и другие факторы.
Но есть, по его словам, еще один нюанс. По договору о членстве, заключенному еще 10 лет назад между фабрикой и «Беллесбумпромом», концерн обязался помогать предприятию укреплять финансовое положение. В частности, повышать эффективность работы, подыскивать новые рынки сбыта, развивать оптовую и розничную торговлю, создавать сеть магазинов. Ничего этого, говорит Александр Пузик, со стороны концерна не предпринималось как минимум несколько последних лет. При этом с 2014 года на содержание концерна фабрика перечислила 325 миллионов рублей и еще должна 44 миллиона.
Роль ОАО «Ивацевичдрев» в судьбе дочерней организации тоже зачастую незаметна. Фабрике не всегда удается извлечь из этого сотрудничества большую выгоду. Отсюда закономерный вопрос. Каково тогда участие головной организации и концерна «Беллесбумпром» в судьбе убыточного предприятия?
Прямая речь
Ружена Новицкая, пресс–секретарь концерна «Беллесбумпром»:
— Ситуация нетипичная. Из всех наших 19 предприятий, которые производят мебель, ни у кого такого положения дел нет. Например, ОАО «Ивацевичдрев» — головное предприятие Ружанской фабрики — мощности загружает на 100 процентов и на склад не работает. У них отличный маркетинг. Все зависит от руководителя и той команды, которая с ним работает.
Руководство концерна не стоит в стороне от проблем предприятия в Ружанах. Директору неоднократно указывалось на недоработки. Фабрика не гибкая, не подстраивается под рынок. У мебели устаревший дизайн. Руководителю давно говорили, что нужно сформировать новую, современную команду, которая следила бы за последними тенденциями на мебельном рынке. Плюс слабый маркетинг. К кадрам большой вопрос.
Для разрешения ситуации была создана специальная комиссия, которая разбиралась с положением дел на фабрике. Разработана и утверждена председателем концерна соответствующая программа по оздоровлению хозяйственной деятельности организации. Руководство фабрики регулярно по ней отчитывается, но сдвигов мало. На последнем заседании совета концерна было принято решение по итогам работы предприятия за полугодие рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности директора.
Туда должен прийти руководитель, который сможет реально поднять производство и настроить весь коллектив на достижение общей цели — эффективной работы. Надеемся, что и местные власти будут солидарны с решением концерна.
alexbresta@gmail.com
Советская Белоруссия № 130 (25012). Пятница, 8 июля 2016