Автоматизации для всех
Внедрение программных решений в разные аспекты бизнеса, например, в производство, логистику, финансы, управление персоналом и взаимодействие с клиентами, позволяет существенно оптимизировать работу предприятий. Максим Ефимович, директор компании — резидента Парка высоких технологий ООО «Электронная экономика», которая автоматизирует бизнес-процессы на белорусском рынке, убежден, что благодаря этому снижается число ошибок, связанных с человеческим фактором, а бизнес становится прозрачным, конкурентоспособным, быстро реагирующим на изменения и гибко подстраивающимся под текущие условия.— Уровень автоматизации бизнес-процессов очень вариативен и зависит от размера компании, а также от ее задач. Так, например, для малых предприятий, а это компании с количеством сотрудников от 10 до 50 человек, базовая автоматизация может включать использование типовых решений для бухгалтерского, складского учета и основных процессов управления, — пояснил директор компании.
По его словам, для средних и больших компаний, от 50 до 250 и более сотрудников, внедрение автоматизации может охватывать не только базовые процессы, но и более сложные задачи, такие как управление производством, закупками и продажами, интеграция CRM-системы (программное обеспечение для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками).
— Если раньше запрос на автоматизацию в большинстве своем ограничивался бухгалтерией, то сегодня речь идет уже об оптимизации всех ключевых процессов. Мы все чаще сталкиваемся с запросами на комплексную автоматизацию — полную IT-трансформацию предприятия, что охватывает управление производством, складами, финансами, продажами и клиентским сервисом, — отметил собеседник.Максим Ефимович также обратил внимание, что запросы на автоматизацию зависят от специфики бизнеса. Например, швейной фабрике может быть интересно автоматическое решение для процессов пошива и раскроя, а энергетической компании — управление закупочной деятельностью, распределение ресурсов и транспорта электроэнергии. В свою очередь, промпредприятиям подойдет цифровизация производственных процессов, логистики и продаж.
Не просто тренд
Максим Ефимович также уверен в том, что автоматизация для разных сфер экономики уже не просто тренд, а естественный процесс, к которому рано или поздно перейдут все компании, рассчитывающие эффективно конкурировать на рынке:— Автоматизация действительно приносит свои плоды, которые отражаются на финансовых успехах компаний. Допустим, вы внедрили систему обработки заказов, что позволило сократить этот процесс с 15 до 2 минут. В результате компания увеличивает скорость выполнения заказов на 75 процентов и значительно снижает количество ошибок. Причем увидеть соответствующую аналитику можно благодаря автоматическим системам в режиме реального времени. Это позволяет принимать быстрые и точные решения.
Он обратил внимание и на увеличение качества клиентоориентированности компаний за счет применения интеллектуальных чат-ботов, работающих на базе искусственного интеллекта.
— Уже сегодня они могут обрабатывать запросы в разы быстрее и точнее, чем человек. Они не только отвечают на вопросы, но и делают предложения, которые действительно могут заинтересовать ваших клиентов, — добавил Максим Ефимович.
Говоря о положительных эффектах автоматизации, эксперт также отметил оптимизацию ресурсов компаний, сокращение времени на выполнение рутинных задач, управление рисками. Все это способствует сокращению операционных и административных расходов, снижению производственных издержек и в конечном счете уменьшению себестоимости выпускаемой продукции, увеличению объема ее производства и росту прибыли.
Перспективные направления
Максим Ефимович обратил внимание, что технологии в сфере цифровизации развиваются с невероятной скоростью, и в 2024 году уже можно выделить несколько ключевых трендов, которые будут кардинально изменять условия ведения бизнеса. Эти тренды открывают новые возможности, однако ставят перед компаниями определенные вызовы.— Например, интеллектуальные чат-боты давно стали частью бизнеса, но их возможности будут расширяться благодаря новейшим достижениям в машинном обучении и обработке естественного языка. Такие чат-боты смогут не только отвечать на более сложные запросы, но и анализировать данные клиентов, предлагая персонализированные решения. Это, безусловно, улучшит качество обслуживания и сделает взаимодействие с клиентами более плавным, — уточнил эксперт.
Еще одним заметным трендом он назвал аналитику данных компаний в реальном времени, которая действительно меняет правила игры.
— Доступ к актуальным данным и отчетам позволяет принимать решения почти мгновенно. Это может быть настоящим преимуществом, особенно когда дело касается оперативного реагирования на изменяющиеся условия рынка. В свою очередь облачные решения уже не первый год продолжают набирать популярность. Они позволяют компаниям масштабировать автоматизированные процессы, сокращать затраты на инфраструктуру и обеспечивать доступ к данным из любой точки мира. Это, конечно, огромный плюс. Но, как и в случае с другими трендами, важно внимательно относиться к вопросам безопасности и конфиденциальности данных, — пояснил директор компании.
Максим Ефимович также акцентировал, что на первом плане останется и интеграция с ERP-системами (автоматизированные системы управления предприятием, которые помогают контролировать весь цикл производства).
— Автоматизация процессов в этих системах помогает создать более целостный подход к управлению бизнесом. Это удобное решение, которое упрощает многие задачи, но требует значительных усилий на этапе интеграции и настройки. В целом все эти тренды предлагают много возможностей. Однако стоит заметить, что погоня за новинками без учета особенностей компании может привести к проблемам. В связи с этим всегда важно в первую очередь находить баланс между инновациями и управлением рисками, — резюмировал эксперт.
В ТЕМУ
kryzhevich@sb.by