Минская ГАИ всерьез взялась за маршрутчиков. Акция «Автобус» проходит с 22 по 31 октября
«Превышение скорости, несоблюдение рядности, провоз «лишних» пассажиров, разговоры по мобильному телефону», — перечисляет Павел Заяц, командир взвода ДПС ОГАИ Октябрьского района Минска, нарушения, которые чаще всего совершают водители маршруток, пока мы подъезжаем к железнодорожному вокзалу. Напротив центрального входа замечаем медленно двигающуюся вдоль тротуара маршрутку Минск — Бобруйск с включенными аварийными огнями. Приближаемся и видим, что водитель смотрит не на дорогу, а в телефон, чего, согласно ПДД, делать нельзя. «Справа останавливаемся!» — раздается голос Зайца из динамика. Водитель Андрей глядит на нас усталым взглядом, жуя жевательную резинку, и во время оформления протокола не проронит ни слова. Выезжаем из центра и останавливаемся на улице Кижеватова. Широкая 8–полосная дорога так и манит водителей выжать педаль газа. Однако присутствие машины ГАИ в поле зрения останавливает любителей полихачить. Вот и три маршрутки смиренно едут одна за другой на расстоянии не более 10 метров друг от друга. «По закону маршрутные транспортные средства должны ехать в крайнем правом ряду, за исключением случаев, когда необходимо объехать препятствие. Нарушение этого правила — одно из самых частых. Нередко игнорирование его и приводит к ДТП», — рассказывает Заяц. Решаем ехать позади них, и, как оказывается, не зря. Миновав перекресток, где мы стояли, водитель последней машины решил, что теперь можно, и смело пошел на опережение своих коллег. Ехал третьим, а теперь — первый. А это значит, что сможет собрать побольше пассажиров с остановок. Однако не получилось — его остановил Заяц. Объяснив причину остановки, предложил встретиться на конечном пункте, чтобы не сбивать график. Пока едем до конечной, говорим с командиром взвода о том, почему водители, ответственные за жизнь десятка пассажиров, игнорируют правила. «Я часто общаюсь с водителями маршруток. Если бы им отвязали оплату труда от количества собранных на остановках пассажиров, им бы не пришлось конкурировать между собой», — слова Павла Зайца подтверждает и остановленный нами ранее водитель. Александр работает на маршруте 1547 Колодищи — диспетчерская станция Корженевского и на экране планшета показывает нам, как в реальном времени наблюдает, где сейчас находятся его конкуренты и насколько удачно он оторвался от других машин в погоне за выручкой. Признается, такие приборы есть практически у всех его коллег: «А что делать? Пассажиры — наше все».
Павел Заяц составляет протокол на водителя маршрутки, который пользовался мобильным телефоном за рулем
У другого водителя, также остановленного из–за несоблюдения рядности, 15 лет стажа за рулем маршрутного такси и свое оправдание. Признается, что мечтает о выделенной полосе для общественного транспорта в Минске. Говорит, что тогда не пришлось бы прыгать из полосы в полосу: «Я бы встал тихонько в свою полосу и ехал. Так же делали бы и все остальные. Ведь времени в час пик не хватает, а у нас график. В результате собираемся все вместе и графики срываются».
Железнодорожный вокзал Минска — место скопления междугородних маршруток — всегда под особым контролем ГАИ