Без образования нет страны

— Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны… Я очень надеюсь на вас. Только учитель может провести внизу ту политику, которую я хочу, чтобы проводилась. Поэтому я говорил о том, что вы никого не должны бояться. Вы хозяева в этой стране. Как только дрогнете — всё, завтра готовьте лапти (плетку нам уже подготовили). Поэтому ни в коем случае не отступайте, никого не бойтесь. Как никогда важнейший вопрос — удержать страну в руках. Мы уже за эти годы если не поняли, то нащупали то, что нам нужно, что нужно для нашей страны.  Давайте ее сохраним для наших детей. Это самая главная моя просьба.

27 августа 2024 года, Александр Лукашенко в ходе Республиканского педагогического совета.

Учитель — вне политики. Школа — вне политики. Безумие и глупость этих насаждаемых нам еще совсем недавно тезисов сегодня видятся особенно отчетливо. Ну как школа может быть вне политики, если она является частью бесплатной государственной системы образования? То есть элементом социальной политики государства. И совершенно логично, что при таком раскладе на входе в каждое учебное заведение на видном месте размещены наши государственные символы: герб, флаг, текст гимна.

Фото БЕЛТА

Патриотизм со школьной скамьи

А чьи еще символы должны размещать белорусские школы? Может, польские, немецкие, литовские или американские? Вот только даже кинематограф США нам не устает показывать, как в американских школах, колледжах и университетах учащиеся и студенты одухотворенно распевают «Знамя, усыпанное звездами», прижимая к груди ладонь. А там, на секундочку, учебные заведения частные, но в пропаганде национальных интересов США и патриотическом воспитании детей и молодежи принимают самое деятельное участие. Потому и каждый школяр там с юных лет убежден, что быть американцем — это круто. То есть образовательная система действует вполне себе в русле проводимой в стране государственной политики. Попробовала бы хоть одна школа отклониться от этой генеральной линии и насаждать детворе, ну скажем, пророссийские, прокитайские, промексиканские нарративы — закрыли бы в тот же час.

Так сложилось исторически, и нам нечего этого стесняться, что школы всегда находились в русле политического процесса. Уже потому, что именно на их площадях в каждую электоральную кампанию формируются базовые избирательные структуры — участки для голосования. Эта модель оптимальна и практикуется еще с советских времен. Кто-то может предложить разумную альтернативу? Учебные заведения есть в каждом микрорайоне, в выходные дни свободны от учащихся, есть ли помещения способные их заменить? Может, построить специальные отдельные здания? И кто после этого взвоет первый, что государство разбрасывается деньгами, которые лучше просто раздать людям?

Индикатор справедливости

Более того, преимущественно именно из учителей формируются составы избирательных комиссий. Тоже логично. Они люди образованные, ответственные, в силу профессии знают лично многих жителей на своих территориях, так как учат их детей. К тому же палками в избиркомы никто никого не загоняет. Как правило, педагоги идут туда инициативно. И вот здесь, к слову, стоит обратить внимание на примечательный момент.

За последние 30 лет в Беларуси проведено несколько десятков электоральных кампаний разного уровня — от выборов депутатов местных Советов и Парламента до Главы государства и проведения референдума. Через их организацию прошли тысячи педагогических работников, многие из которых участвовали и в подсчете голосов. Каждый раз пятая колонна, враждебные информационные ресурсы, зарубежные западные эмиссары вопили о фальсификациях. Но, удивительное дело, учителя, специалисты с обостренным чувством справедливости не выступали с заявлениями, что их заставили где-то что-то подтасовывать. Тут не припомнить даже единичных случаев, не говоря уже о коллективных демаршах. И это на тысячи, а то и десятки тысяч вовлеченных в процесс человек при тотальном, как утверждали недруги, обмане. Кто-то поверит, что такое может быть? Где-то бы да, давно уже прорвало, и пятая колонна не упустила бы такого подарка и моментально подняла его на знамена. Кто-то может припомнить нечто подобное? ­То-то же. Даже в самый смутный 2020-й не было. Лучшего и более убедительного доказательства справедливости нашей избирательной системы просто не найти. Здесь оппоненты сами себя переигрывают всухую.

Преемственность поколений

Так что школа очень даже в политике, а учитель, как метко выразился Александр ­Лукашенко, — человек ­Президента.  Это правильно, и даже хорошо. Более того, будет разумно погружать систему образования в политический процесс еще глубже, поскольку именно она закладывает основы преемственности государственной политики от поколения к поколению.

Да и многие школьные предметы очень сложно оторвать от политического процесса. Что, нет его элементов в истории? Да у нас в числе непременных основ государственной политики историческая правда и справедливость. Ну а что бывает с теми странами, которые перечеркивают свое прошлое, мы видим на примере некоторых наших ближайших соседей. Обществознание — исключительно политический предмет, который помогает юным белорусам в первом приближении понять суть нашего государственного и общественного устройства. И в географии есть мощная политическая составляющая, которая при грамотном подходе показывает не только контуры стран и их столицы, но и позволяет увидеть наше место в глобальном мире, в межгосударственных союзах, оценить векторы партнерства и союзничества.

Но все же главная политическая миссия образования и учителя еще значительнее. Выбирая Главу государства, народ голосует за определенный, обещанный кандидатом курс. Если лидер справляется с его проведением и результат устраивает общество, оно через некоторое время свой выбор повторяет. У нас так продолжается уже три десятка лет. В основах своих государственная политика остается неизменной, она устраивает население, и оно хотело бы видеть ее продолжение в перспективе. А как этого добиться без органичной смены поколений ответственных и патриотично настроенных граждан? Очевидно, что никак. Поэтому и важно с юных лет воспитывать маленьких белорусов в духе тех ценностей и ориентиров, которые мы определяем для себя сами, которые закреплены в нашей Конституции, которые составляют опору социального белорусского государства. И именно в школьных стенах во многом формируется подобное мировоззрение.

Прочная конструкция

Отсюда и особая важность принципа стабильности функционирования системы образования, целостности ее построения, предсказуемости и логичности развития. К нынешней ее модели мы шли поступательно. Где-то экспериментируя, ­где-то присмат­риваясь к зарубежному опыту. В том числе и западному. Вспомните, сколько копий было сломано в спорах вокруг Болонского процесса. Нам преподносили его как бесспорно идеальную конструкцию, но каждому разумному человеку понятно, что идеала в чистом виде в нашем мире не существует. Ну а польза Болонского процесса на всех этапах оставалась дискуссионной, а вот то, что слепое ему следование чревато вымыванием из страны талантливой и одаренной молодежи, сомнению уже не подлежит. Тут очевидные риски значительно перевешивают вероятные выгоды.

Однако время проб и ошибок миновало. Свою систему образования мы построили. Вполне эффективную, открытую и доступную на любом уровне для всех категорий граждан и, главное, справедливую. В Беларуси может быть подготовлен специалист практически любого профиля. Лучшее тому подтверждение — стабильный спрос на белорусский экспорт образовательных услуг. На этом точка. Период реформ, коренных трансформаций и преобразований завершен. Президент на Республиканском педсовете заявил об этом четко и однозначно. Дальше возможна только дошлифовка элементов, их тонкая настройка. Все же жизнь не стоит на месте. Появляются новые профессии, новым технологическим содержанием наполняются традиционные специальности. Система образования должна чутко реагировать на такие процессы, но в сути своей уже не меняясь. Этот уже устоявшийся, прочный социальный институт не будет тратить энергию на самоизменение ради изменений. Он будет сосредоточен исключительно на своей главной миссии — обу­чении и воспитании ответственных молодых людей, квалифицированных специалистов, которые будут работать на пользу себе и на благо Родины. В интересах определенной народом государственной политики.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter