Потребительский рынок усеян бесчисленным количеством обломков копий, переломленных на ристалище импортозамещения. Вроде бы и доступ иностранных товаров, как говорят, затруднен на наш рынок. И отечественные производители стараются заместить критические позиции. А на магазинных полках все остается почти без перемен. Точнее, они есть, но крохотные и незаметные по сравнению с геоэкономическими трансформациями. При всех прошлогодних перипетиях с разрывами финансовой и транспортной логистики, с ограничениями и другими нюансами, которые влияли на потоки зарубежных товаров, доля продажи отечественной продукции предприятиями организованной торговли увеличилась всего на 1,7 процентного пункта. Вроде бы в сложившихся обстоятельствах белорусский ретейл должен слиться в стратегических объятиях с отечественными производителями. Но глубокой синергии на национальной почве пока не наблюдается. После некоторого потепления в первой половине прошлого года испуг от санкционных неожиданностей прошел. И импорт снова потек на наши торговые полки, оттесняя в темные углы белорусские торговые марки.
Можно было бы сомневаться в совершенстве нашей продукции, если бы она успешно не реализовывалась на экспортных направлениях. И сколько бы ни находили в отечественных торговых марках недостатков и даже изъянов, но за рубежом как-то конкуренцию они выигрывают. Тем более они должны быть впереди всех на внутреннем рынке. Но, оказывается, дома не всегда стены помогают.
Наша продукция проигрывает импорту по одному очень важному показателю — маржинальности для торговых организаций. На иностранных торговых марках удается заработать намного более щедрую маржу. Даже в условиях достаточно жесткого контроля ценообразования в нашей стране. Скажем, ограничена торговая наценка на какой-нибудь товар 30 процентами. Но при ввозе его в страну импортеру разрешается заработать еще 30–50 процентов. Учитывая, что крупные розничные предприятия одновременно являются и значительными импортерами или имеют аффилированные структуры, вопрос, с кем сотрудничать — с отечественным или иностранным производителем, — почти очевиден. Кроме всего прочего, цепочка ценообразования импортных товаров — одна из самых непрозрачных бизнес-категорий. Есть множество нюансов, когда «входящий» ценник на нашей границе можно «докрутить» до нужного уровня. И только глубокой оперативной разработкой можно установить истину. С этой точки зрения местные поставщики менее приятны: все прозрачно, просчитываемо и контролируемо. Да зачастую и не могут отечественные производители предложить более выгодные условия по сравнению с импортными компаниями. По разным причинам. В том числе из-за качества своей продукции. Если все делать, соблюдая технологию, без обмана потребителей, то совсем дешево не получится. Импортеры нередко используют разные схемы. Есть сегменты на потребительском рынке, в котором присутствует достаточно много продукции с сомнительными потребительскими свойствами. Нет, эти товары безопасны (хотя тоже, бывает, не всегда), но их потребительская полезность вызывает большие и обоснованные сомнения. Например, немало «эквилибристики» происходит в сегменте бытовой химии. Бутылочки стоят красивые, на некоторых красуются флаги европейских стран (с намеком на западное качество). Но на деле моющие вещества разбавлены водичкой ключевой с безобразной иной раз щедростью. И разных примеров можно привести немало. Изобретены десятки и тысячи способов залезть в кошелек потребителя.
Вроде бы для очищения рынка нашим сетевым структурам стоит массово переходить на отечественные аналоги. Но почему-то этого не происходит. Более того, некоторые промышленники отмечают: после взрыва интереса к их продукции весной прошлого года сейчас крупный ретейл снова охладел к отечественным партнерам. Протоптали новые логистические тропинки. И опять не очень мечтают сотрудничать с белорусскими компаниями. К сожалению, наши производители не могут на равных вести диалог с сетями. В марте — июне, когда за моющими средствами сети в очереди стояли к нашим компаниям, молили побольше товара отпустить, чтобы пустующие полки заполнить, наши фирмы вполне могли выдвигать жесткие условия о стратегическом сотрудничестве. А если не хотите — продадим излишки продукции на экспорт. А вы, уважаемые торговцы, выкручивайтесь, как вам угодно. Но ретейл в таких случаях мчится в органы государственного управления с жалобами: мол, наши производители потребителя товара лишают. Кстати, это происходит, когда производители перестают отгружать продукцию за неплатежи со стороны торговли. Тогда ретейлеры давят на социальный аспект.
Конечно, есть справедливое зерно в заявлениях ретейлеров. Главная задача — обеспечить потребителя продукцией. Но с этой же точки зрения, социальной ответственности, торговые сети должны заботиться и об экономической безопасности и страны, и потребительского рынка. И продвигать отечественные торговые марки. А не задвигать их на задний план, вспоминая про высокие принципы партнерства только в непростые времена. Подозреваю, что пора заканчивать игры в конкуренцию (которой нет), забыть про ссылки на выбор покупателя и другие традиционные отговорки. И выработать механизм, который бы ставил торговлю и производство в равные условия. И если перед промышленными компаниями ставятся задачи по импортозамещению, то аналогичные цели нужны и для торговых организаций. Тогда, видимо, и взаимоотношения между производителями и торговцами будут налаживаться более полно, на дружественной и долгосрочной основе.
volchkov@sb.by