Депутаты на прошлой сессии проголосовали за принятие законопроекта «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений». Он затрагивает щепетильные темы родственных взаимоотношений и касается недопущения домашнего насилия. Предполагается, что новации смогут сыграть на упреждение и спасти не одну жизнь. Какие новые методы предлагается ввести и что об этом думают эксперты, мы спросили Геннадия Казакевича — заместителя министра внутренних дел, Ивана Мамайко — депутата Палаты представителей и Зейнеб Ахмедову — специалиста по семейной психологии, психолога территориального центра социального обслуживания населения Центрального района Минска.
Геннадий Казакевич. |
Иван Мамайко. |
Зейнеб Ахмедова. |
В новой редакции закона излагаются основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия.Определяется порядок взаимодействия субъектов профилактики, в том числе нормативно закрепляется протокол, в рамках которого ведется межведомственное взаимодействие.
И. Мамайко: Законопроект затрагивает четыре действующих закона — о профилактике правонарушений, социальной защите граждан, об оружии и об условиях и порядке направления граждан в ЛТП. Причина внесения этого законопроекта — необходимость обобщения отечественного и зарубежного опыта по вопросу домашнего насилия. Мы не раз обсуждали такую возможность, было несколько различных инициатив по изменению профильного законодательства, и теперь мы имеем готовый результат.
З. Ахмедова: В 90 процентах случаев те, кто к нам обращается, имеют семейные проблемы. Поэтому тема действительно очень актуальна. Также считаю обоснованным расширение списка лиц. Ведь очень часто, к примеру, если женщина ушла от мужчины, который ее избивал из-за ревности, то он, и находясь в разводе, продолжает ее терроризировать. После развода чувство ревности часто сохраняется. Много ситуаций, связанных с агрессивным отношением, к примеру, брата к брату, взрослого сына или дочери к родителям. Мы, психологи, всегда называли это домашним насилием. Теперь это будет отражено и в законодательстве.
И. Мамайко: Надо сказать, что причина такого законодательного расширения списка лиц — обобщение опыта.
В прошлом году было возбуждено 292 уголовных дела по факту причинения тяжких телесных повреждений, убийств на почве семейного насилия.Но это те, кто попал в официальную статистику. Вместе с тем было возбуждено еще 56 уголовных дел, которые по факту являлись семейным насилием, но его совершили родственники, которые не проживали совместно. Например, внук по отношению к бабушке, супруги, которые проживали раздельно, но поддерживали отношения.
Г. Казакевич: Хочу отметить, что разработке законопроекта предшествовал детальный анализ обстановки, которая сложилась в правоприменительной практике, а также самых современных международных методик. Из них мы отобрали все лучшее.
О запрете на владение оружием
Г. Казакевич: На наш взгляд, нужно полностью запретить пользоваться оружием гражданам, которые подвергались административному взысканию за домашнее насилие. Кроме этого, законопроектом предусмотрено изъятие уже имеющегося оружия. Основанием является вынесение защитного предписания.И. Мамайко: Хочу отметить, что будет изыматься как охотничье оружие, так и гражданское либо спортивное.
З. Ахмедова:
По моему мнению, участникам семейно-бытовых конфликтов лучше вообще не иметь оружие дома. Не важно, жертва это или агрессор.Если женщина долго находится в созависимых отношениях, то ее личность может меняться. Она будет долго терпеть, молчать, бояться себя защитить словом. Но со временем и она может взять в руки оружие.
О специальном учете дебоширов
Г. Казакевич: Сегодня весь объем сведений об имевшихся фактах домашнего насилия учитывается в базах данных. Однако есть случаи, которые в эту базу не попадают. Например, после прекращения административного процесса либо при неполучении заявления от пострадавших. Такое положение дел не позволяет применять меры превентивного воздействия. Для урегулирования данного вопроса в законопроекте определяется порядок сбора, регистрации, накопления, сохранения и использования сведений о фактах домашнего насилия. Это будет происходить путем формирования и использования соответствующего реестра, который появится в ведении МВД. При этом учет граждан, которые совершили домашнее насилие, предлагается осуществлять на более ранней стадии, для того чтобы выявить семейное неблагополучие и предупредить наступление тяжких последствий. Основаниями для постановки на учет мы предлагаем считать привлечение гражданина за совершение домашнего насилия к административной ответственности, возбуждение уголовного дела по такому факту или проверку в отношении его.
Фото носит иллюстративный характер.
О профилактике
Г. Казакевич: Законопроектом предусмотрено, что дополнительной процедурой профилактики будет согласие для передачи информации о домашнем насилии. Иными словами, информация о возможном домашнем насилии будет поступать от всех заинтересованных субъектов профилактики.З. Ахмедова: Это неоднозначный момент. Сегодня многие граждане за помощью охотнее обращаются в общественные организации, чтобы исключить вмешательство государственных служб в семейную жизнь. Увы, несмотря на то, что учет социально опасного положения предусмотрен для того, чтобы помочь семье, порой это идет во вред. Может доходить вплоть до детского буллинга в школах. На обучающих семинарах нам говорят: размещение семьи во временное убежище — это не основание для постановки на учет в СОП. На месте, в школе или детском саду, все зачастую происходит по-другому. А ведь бывают случаи, когда социальное расследование начинается в отношении семьи, чей сосед просто устал от шалостей и криков детей... Поэтому, на мой взгляд, этот момент требует дополнительного обсуждения.
Г. Казакевич: Практика применения мер индивидуальной профилактики правонарушений свидетельствует о необходимости четкой градации в зависимости от степени деяния гражданина и исключения неэффективных механизмов в работе. Подходы, которые мы предлагаем, разграничивают основания для проведения профилактической беседы и вынесение официального предупреждения, упрощают процедуру, оптимизируют профилактический учет.
И. Мамайко:
Хочу также отметить, что законопроектом упрощается процедура вынесения защитного предписания.Оно хорошо себя зарекомендовало. В прошлом году было вынесено около 6,5 тысячи таких предписаний. Как правило, оно означает требование к агрессору покинуть помещение, запрещает ему пытаться установить местопребывание жертвы насилия и прочее. В действующем законе вынесению защитного предписания должно предшествовать привлечение к административной ответственности, а также агрессор должен ранее состоять на профилактическом учете. Сейчас все упрощается. И защитное предписание выносится уже в начале административного процесса. То есть сам факт семейного насилия, например, при вызове милиции по этому поводу будет являться причиной для вынесения защитного предписания.
З. Ахмедова: Кризисные комнаты, как государственные, так и при общественных организациях, куда пострадавшие могут обратиться, есть по всей стране. И порой это то, что действительно спасает жизни.
И. Мамайко: Кстати, в новом законе также четко распределены функции и обязанности между субъектами профилактики домашнего насилия. И теперь следить за поддержанием должного состояния кризисных комнат будут обязаны именно местные распорядительные органы, они же будут отвечать за их наличие в населенном пункте.
О помощи агрессорам
Г. Казакевич:Мы предлагаем оказывать психологическую помощь не только жертве, как есть сегодня, но и агрессору.Основанием для такой помощи будет рекомендация должностного лица субъекта профилактики, при этом в обязательном порядке необходимо согласие правонарушителя.
З. Ахмедова: Было бы хорошо, если бы все агрессоры проходили реабилитацию. Это может иметь результат, даже если у человека есть внутреннее сопротивление. Ведь на том или ином этапе жизни психолог нужен каждому. Но обращаются не все. Часть мужчин, применяющих насилие в семье, также могут понимать, что им нужна психологическая помощь. Но при этом так и не обратиться к специалисту. Но важно понимать, что даже если часть мужчин, получивших реабилитацию, остановят насилие — это уже хороший результат.
Профилактика
З. Ахмедова: Мое мнение — изменения в законодательстве нужны. Сегодня жертвы, к сожалению, недостаточно защищены. Надеюсь, этот законопроект поможет уменьшить число случаев домашнего насилия и лучше защитить пострадавших от него.Г. Казакевич: Принятие этого закона позволит прежде всего повысить уровень защищенности граждан, определить четкий перечень порядка действия для каждого субъекта профилактики, обеспечить накопление самого широкого объема информации о фактах домашнего насилия, оптимизировать меры индивидуальной профилактической работы с учетом практики их применения. А также расширить возможности для оказания помощи пострадавшим со стороны субъектов профилактики и тем, кто совершил насилие.
И. Мамайко: Документ направлен в первую очередь не на наказание, а на профилактику такого типа правонарушений, как семейное насилие.
Аналогичные законы существуют более чем в 100 странах.Мы все внимательно изучили. Практика показывает положительную тенденцию при наличии таких ограничений.
З. Ахмедова: Всем известно, что конфликт всегда лучше предупредить. Если в близких отношениях кто-то кого-то постоянно пилит, унижает достоинство — это не мелочь. Если это присутствует, надо насторожиться и подумать. Сегодня не в каждой ситуации необходима психотерапия, можно что-то почитать в интернете. Однако не всем годятся одни и те же рекомендации. Поэтому все же предпочтительнее вначале обратиться к специалисту, чтобы вместе наметить коррекционную программу для конкретной ситуации, сделать первые шаги на этом пути. А затем можно развиваться и самостоятельно.
isaenok@sb.by