Корреспонденты «СГ», вооружившись палками и инструкциями, пошли по следам озверевших собак

Бешеная свора

ОСЕНЬЮ дачники возвращаются на зимние квартиры и нередко бросают своих питомцев на произвол судьбы. Беспризорные собаки сбиваются в стаи, промышляют на кладбищах и в лесах, а там, глядишь, начинают терроризировать деревенских жителей. Ужасающий случай возле деревни Цагельня Гомельского района, где нашли тело 64-летнего сельчанина, загрызенного собаками, — лишнее подтверждение существования проблемы. Корреспонденты «СГ» решили провести свое расследование на злободневную тему.


Стаю отловят тогда, когда  она кого-то загрызет?

Прежде всего мы попробовали провести собственное расследование: действительно ли виновны в последней трагедии со смертельным исходом «друзья человека»? Заместитель прокурора Гомельского района Лилия Сорокина ввела в курс дела:

— На месте трагедии хищники обильно наследили, охотоведы думают, что отпечатки лап принадлежат не волкам, а собакам. Правда, еще нет заключения о причине смерти. Сельчанин, скажем, сначала мог умереть, а только затем его нашли звери. А могло быть и наоборот. Прокуратура уже направила в райисполком предписание принять меры по отлову стаи. Отправлено ходатайство и в местную организацию Белорусского общества охотников и рыболовов, чтобы они помогли в отстреле. 

Решением проблемы безнадзорных животных занимаются коммунальщики. Инспектор службы благоустройства Гомельского райжилкомхоза Наталья Халиманенко подсчитала, что с начала года к ним поступило 55 заявок на отлов безнадзорных животных от председателей сельисполкомов:

— За этот период экипаж Спецкоммунтранса выловил по всему району 139 бродячих собак, в прошлом — 237. 

Главный научный сотрудник Центра по биоресурсам Академии наук Беларуси Вадим Сидорович считает, что трагедия в Гомельском районе может оказаться первым звоночком серьезной экологической проблемы. Из-за массового уничтожения волка на его место в чащи приходят одичавшие собаки. Эти особи могут быть агрессивными в отличие от волка, который обычно сторонится человека. Кроме того, натурализовавшиеся собаки могут сблизиться с выжившими лесными хищниками. Впервые в последние годы исследователи заметили в наших лесах скрещивание бывших домашних питомцев с дикими сородичами. Зафиксировано уже 11 случаев гибридизации серых с собаками.

— К логову волчицы, например, подходить безопасно — она никогда не защищает потомство, — приводит пример доктор биологических наук. — А вот самка собаки, одичавшая или на время сбежавшая от хозяина, агрессивно обороняет свой помет. 

Бездомный хуже дикого

Почему беспризорных стай в лесах и окрестностях деревень стало больше? Причина не только в отсутствии естественного врага — волка. Лесоохотничьи хозяйства интенсивно разводят копытных, их численность растет, иногда их больше, чем может прокормиться на конкретной территории. В такой ситуации ослабленные особи — легкая добыча. Стаи собак не только не обходят стороной падаль, но и нападают на молодых животных.

 Еще один источник питания — «подбитые» на трассах звери, ведь интенсивность движения в последние годы выросла. Свалки возле деревень, недостаточно хорошо изолированные скотомогильники подкармливают «беспризорников» неподалеку от деревень. Оголодавшая собака может сгрызть даже остатки кукурузы. А еще — подворовывать. К примеру, волка на улице сельчане заметят сразу, а вот бездомный пес вряд ли привлечет чье-то внимание. Этим они и пользуются, прихватывая по случаю кур и гусей. 

Означает ли это, что любая свора может быть смертельно опасной для человека? 

— Собачья масса неоднородна, — объясняет Вадим Сидорович. — Те, что ватагами живут у деревень и ферм, менее опасны. Со слишком агрессивными особями обычно сельчане не церемонятся. Шанс быть покусанным намного выше при столкновении с одичавшими суками. Но самые опасные, как показывает практика, — большие домашние собаки агрессивных пород. Около 90 процентов нападений на человека — на совести этих «домашних» собак и стай, натурализовавшихся в дикой среде.

Хозяин в ответе за тех, кого приручил

Многим, думаю, еще памятен случай, произошедший 21 ноября 2008 года. На жительницу Бобруйска напала стая псов. С травматическим шоком, множеством ран и большой кровопотерей она попала в больницу, правую руку девушки пришлось ампутировать. 

Уже в июне этого года возле автостанции в Брагине бесхозная собака напала на 12-летнего школьника и укусила его за ногу. Мальчика выручил милиционер-водитель — три раза выстрелил в пса. Позже выяснилось, что тот не был бездомным, просто сорвался с цепи и убежал. На его 47-летнего хозяина завели административное дело, суд Брагинского района пришел к выводу, что нарушены правила содержания домашних животных, и оштрафовал владельца на 10 базовых величин. 

В прессе также то и дело всплывают истории об автомобилях, погрызенных стаями бродяжек. Автовладельцы сталкивались с такой бедой даже в крупных городах, в том числе Бресте и Гродно.

Означает ли это, что среди собак стало более распространенным бешенство, которое может вызывать неадекватное поведение? В первом полугодии года, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого, эпизоотическая ситуация ухудшилась: случаи бешенства среди животных выросли на 55,4 процента. Рост отмечается как среди диких, так и среди домашних и сельскохозяйственных животных.

Врач-эпидемиолог Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Таиса Бурдейная отмечает, что контакты с домашними животными часты, однако они менее опасны, чем с дикими. 59,1 процента всех случаев приходится именно на «дикарей», из них 77,9 процента — инфицированные лисицы. Из всех домашних животных, заболевших бешенством, как и в предыдущие годы, большинство имели хозяев — 84,4 процента собак и 86,7 процента кошек. К счастью, случаев заболевания бешенством человека в последние годы у нас в стране не было, вероятно, благодаря вовремя проведенным прививкам. Так, за полгода к медикам обратились по поводу укусов, царапин и других повреждений из-за контактов с животными более 10 тысяч человек. 

В регионах картина примерно такая же. Заведующая отделением эпидемиологии особо опасных инфекций Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Татьяна Науменко приводит цифры: 

— Ежегодно к нам обращаются в среднем от трех до четырех с половиной тысяч жителей области, которых покусали, поцарапали либо облизали животные. Чаще всего это происходит с сельчанами. 

У псов прав больше

Можно ли самому стрелять бездомных собак или попросить знакомых? За пояснениями мы обратились к пресс-секретарю Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Ольге Громович:

— Охотникам разрешается добыча волка, лисы, енотовидной собаки, а также отстрел бродячих кошек и беспородных собак при любом законном нахождении в охотугодьях. Бродячими считаются кошки и беспородные собаки без владельцев, находящиеся в охотугодьях дальше 300 метров от населенных пунктов. Просто так выйти в поле с ружьем и начать стрельбу нельзя. На территориях населенных пунктов охота запрещена, но в исключительных случаях отстрел допускается. Обычно таких животных должны отлавливать работники коммунальных служб. 

Проблема цивилизованного подхода к решению задач бездомных животных уже не единожды обсуждалась в обществе и всегда вызывала горячие споры зоозащитников. Сейчас появилась надежда на перемены. Совет Министров недавно внес в парламент законопроект «Об обращении с животными». В первоначальном варианте предусмотрено, что владельцы животных должны их регистрировать, ставить на учет, некоторых — чипировать, а также выводить собак из квартир и жилых домов на поводке и в наморднике. Избавиться от надоевшего любимца, выбросив его, не выйдет — по чипу его легко найдут. Планируется также ограничить количество животных, которых можно содержать дома одновременно, особенно в квартирах, для частных домов таких ограничений пока нет. 

— Чрезвычайно важно доработать и принять закон «Об обращении с животными», — высказала свою позицию член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству Наталья Гуйвик. — Сейчас эти вопросы регулируются на уровне постановлений Совета Министров и даже внутренних документов Минжилкомхоза. Их положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных предусмотрено, что отловом занимаются специальные бригады при организациях, определенных местными властями. Это спецавтобазы и КУП ЖКХ. Но — важный момент — они работают только на основании поступивших заявок от организаций и граждан, иначе отлавливать животных запрещено. В результате, если ничейные псы кого-то кусают, потерпевшему сложно защитить свои права. Предположим, суд рассматривает дело по факту причинения вреда здоровью человека безнадзорными животными, как, например, в Гомельском районе. Если заявка на отлов этой стаи была и бригада не выехала, организация возьмет на себя ответственность, можно рассчитывать на моральную и материальную компенсацию. Если никто не жаловался — коммунальщики не имели права проводить отлов. Поэтому крайне необходим закон, предусматривающий чипирование, с принятием которого многое сразу встанет на свои места. 

yasko@sb.by

matelenok_2011@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter