Соседей не выбирают. В исторической судьбе белорусского народа взаимоотношения с Польским государством занимают особое место. В XVI—XVIII веках в Речи Посполитой белорусам предстояло жить в одном государстве с поляками, литовцами и иными народами, но в истории становления национальной государственности польское наследие оставило нам горькое послевкусие.
Решение о воссоединении с БССР поддержало Народное cобрание Западной Белоруссии.
Надежный заслон
Элита белорусского народа была фактически ополячена как на уровне дворянства (шляхты), так и мещан — жителей городов, ремесленников и торговцев, что составляли основную производственную единицу общества Нового времени. Традиционную православную веру загнали в угоду воинствующему католицизму в искусственно созданное униатство. Децентрализованное управление государства приводило к постоянным войнам среди магнатов, а территория Беларуси превращалась в арену противостояния крупнейших мировых держав того времени.Увы, история повторяется. События далекого XVIII века зеркально отражают реалии современной Украины, где народное единство постулируется в исковерканном церковном гибриде православия и католицизма, остро приправленном дустом нацистской идеологии, а территория страны фактически превращена в поле битвы сильнейших государств современного мира. Такой же сценарий был уготован и нам, белорусам, в случае прихода к власти мятежников в августе 2020 года. После тех событий новый железный занавес опустился прямо у наших западных границ, а наиболее агрессивные намерения по отношению к выбору большинства белорусов стало проводить либеральное руководство польского государства. В этих условиях надежным заслоном последствиям мятежа стал новый государственный праздник — День народного единства. Нам, белорусам, история в очередной раз преподносит реальный урок чудовищных последствий подмены традиционных ценностных ориентиров.
«Нас падзялілі — хто? Чужаніцы»
События ХХ века наглядно воспроизвели реальный сценарий места белорусов под солнцем в «просвещенной Польше». Белорусская нация, в 1921‑м разделенная Рижским миром по живому, стала развиваться двумя совершенно отличными путями. Вспоминаем слова национального классика Якуба Коласа, посвященные этому событию: «Нас падзялілі — хто? Чужаніцы, // Цёмных дарог махляры. // К чорту іх межы! К д’яблу граніцы!.. // Нашы тут гоні, бары!»В БССР белорусы на равноправных началах с разными народами СССР начали претворять в жизнь здоровые и весьма амбициозные планы по обустройству своего Отечества. В советской республике в 1920‑х национальные интересы белорусов учитывались на всех уровнях государственного строительства. Так, территория БССР тогда дважды увеличивалась, здесь открывались университеты, учительские институты и школы, создавалась промышленная инфраструктура, развивалась национальная культура.
Память о тех событиях запечатлена в названиях улиц.
В то же время белорусы в составе Второй Речи Посполитой, по образному определению Янки Купалы, так и остались «панами сохи и косы». Этнических белорусов настойчиво называли «испорченными поляками», при этом отголоски такого стереотипа дошли и до наших дней.
Белорусским землям в составе Второй Речи Посполитой отводилось место аграрного придатка Польши. Куцая промышленность также была направлена на выкачивание сырьевых ресурсов, большинство фабрик работало на нужды «Великой Польши» и в основном специализировалось на переработке древесины. Польские лесопромышленники, государственные и частные, вырубили в десять раз больше древесины по сравнению с восстановленным лесным фондом. Катастрофические последствия затронули и знаменитую Беловежскую пущу.
Неполяки — «этнический субстрат»
Но и аграрный вопрос на Восточных Кресах решался польскими властями весьма своеобразно, отнюдь не в пользу большинства населения — белорусов, основная часть которых оставалась безземельными и малоземельными. Лучшие земли Западной Белоруссии принадлежали помещикам, также практиковалась передача земель «осадникам» — польским колонистам, активно проводилась политика польской ассимиляции коренного населения. По образцу «арийской нации» польская культура признавалась наивысшей, белорусам и иным народам отводилась роль этнического субстрата. 13 сентября 1934 года министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил на заседании Лиги Наций в Женеве, что польское правительство прекращает защищать права национальных меньшинств. Однако, несмотря на абсолютное преобладание польских чиновников в административных округах на территориях Западной Белоруссии, политический департамент МВД Польши в 1935‑м был вынужден констатировать, что чиновники местной администрации находились на западнобелорусских землях как в положении оккупированных территорий.Через пытки в концлагере в Березе-Картузской прошли тысячи человек.
О развитии национальной культуры на территории Восточных Кресов не могло идти и речи. Так, к 1939 году на территории Западной Белоруссии не функционировало ни одной белорусской школы, промышленность фактически не развивалась, представительство белорусов в управлении государством отсутствовало. При этом вопрос национального самоопределения поляками решался весьма своеобразно. После разгрома Белорусской крестьянско-рабочей громады в 1926‑м польскими властями стал изучаться опыт обустройства печально знаменитых лагерей для советских военнопленных образца 1919 — 1920 годов. Это было необходимо для удержания большого количества людей, ратующих за национальное самоопределение, для тех, кто хотел «людзьмі звацца». Таковых, попавших под репрессии режима Юзефа Пилсудского, из числа белорусов только в 1926‑м было не менее четырех тысяч человек.
Своеобразным «подарком» белорусам, украинцам и другим нациям от польских властей стал «самый спортивный лагерь» в Европе — в Березе-Картузской, открытый в 1934 году. Изощренные пытки в этом концлагере назывались «гимнастикой», а через «гимнастические упражнения» с испытанием голодом и со скотским содержанием в камерах прошли тысячи человек. Особенностью этого лагеря являлась специально созданная система подавления личности, направленная на утрату узниками человеческого облика и разума.
Подлинное народовластие
Накопленные противоречия в развитии Западной Белоруссии привели к подлинному проявлению народовластия и демократии: решение о присоединении Западной Белоруссии к БССР поддержало Народное собрание, своих представителей в которое делегировали 96,71 процента избирателей от 2 672 280 человек! Но именно 17 сентября — день начала освободительного похода Красной армии — стало отправной датой в истории СССР, предопределившей начало масштабных празднеств. Эхо этих событий отразилось в топонимике многих городов западного региона Беларуси, сохранивших названия улиц и площадей в честь 17 сентября.Основной причиной, определившей дату 17 сентября в качестве основной для увековечения событий воссоединения белорусского народа, стал поистине всенародный порыв, с которым освободителей встречали простые люди, проживавшие на присоединенных Польшей территориях.
Слезы радости, самодельные триумфальные арки — символические ворота из живых цветов и флагов — сопровождали на всем пути от Столбцов и Барановичей до Волковыска и Гродно участников того знаменитого сентябрьского похода. Это потом, в октябре 1939‑го, состоялось упомянутое Народное собрание в Белостоке, на котором единодушно было принято решение о вхождении в состав БССР, и уже после, в ноябре, прошла сессия Верховного Совета БССР, на ней был одобрен закон СССР о воссоединении Западной Белоруссии с БССР.
Ученицы средней школы Белостока.
Таким образом, 17 сентября 1939 года стало знаковой датой в истории белорусской нации. Две части одного народа объединились в составе республики, в наименовании которой отражено название титульной нации. К концу 1930‑х на присоединенных западных белорусских землях начали активно развиваться индустриализация, социальная инфраструктура, система образования и здравоохранения. Впервые все белорусы стали частью огромного производственного механизма Советского Союза, способного в скором времени после указанных событий переломить хребет гитлеровской коалиции развитых стран Западной Европы. Здесь опять напрашивается параллель с современностью, когда наша небольшая страна Республика Беларусь в составе Союзного государства противостоит оголтелой англо-саксонской санкционной коалиции. В этой борьбе за национальное самоопределение белорусам надо опираться на позитивный исторический опыт — восточнославянское братство является корнем нашей идеологии. Только вместе мы сможем сохранить основы государственности и национального самоопределения.
Денис ДУК, доктор исторических наук, профессор, ректор Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова, член Республиканского совета РОО «Белая Русь»